Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Перспективы возвращения российских банков на рынок IPO

Рубрика: Ресурсы банка

Последние 8 лет, до середины 2008 г., российская эко­номика развивалась бурными темпами. Приток иностран­ного капитала заставлял российские банки и компании искать новые альтернативные источники привлечения финансовых ресурсов во избежание полной финансовой зависимости от внешних заимствований. В этой связи все большее количество компаний и банков последнее время стали уделять внимание публичному рынку акций.

Один из выходов на этот рынок лежит через IPO. Что же такое IPO? IPO (Initial Public Offering) — это первое публичное размещение акций компаний. История публич­ного размещения акций насчитывает не одну сотню лет. Первые акционерные компании, привлекавшие средства банков и частных инвесторов, появились в Англии и Гол­ландии в начале XVII века. Современный рынок IPO берет свое начало с 70-х годов XX века. Наиболее значительный его рост наблюдался в период 1995-2000 г.

Рынок IPO в России — отдельный сегмент рынка и спо­соб размещения долевых инструментов на российском рынке ценных бумаг. Он имеет определенную специфику, ознакомиться с которой будет полезно руководителям компаний, только собирающихся проводить IPO.

Работа в период подготовки к выходу на долевой ры­нок должна базироваться на анализе ключевых факторов успеха проведения эмиссионных операций. Разумно про­водить IPO на «горячем» рынке, когда спрос значитель­но превышает предложение, цена акций начинает расти и бумаги активно торгуются. В результате акционеры, владельцы пакетов, получившие их до размещения и по цене (обычно) ниже, чем та, по которой акции были вы­ведены на рынок в открытую продажу, могут продавать свои пакеты, получая прибыль. Финансисты с иронией расшифровывают аббревиатуру IPO как Immediate Profit Opportunities   (возможности    немедленного   получения прибыли). Более циничные наблюдатели пред­лагают вариант It’s Probably Overpriced (цена, возможно, завышена). Важно, однако, понимать, что IPO — это не мода, а долгосрочная тенден­ция на российском рынке ценных бумаг.

В I квартале 2008 г. рекордное число ком­паний (83) отказались от проведения IPO, говорится в обзоре мирового рынка IPO ана­литиков компании Ernst & Young. Причина — ухудшение конъюнктуры мировых рынков ка­питала и снижение спроса на новые акции на фоне опасений рецессии. Еще 24 компании отложили на неопределенный срок публичное размещение акций на первичном рынке.

Число компаний, продавших акции в ходе IPO, в I квартале 2008 г. сократилось на 60% по сравнению с IV кварталом 2007 г. и на 38% относительно I квартала 2007 г. Общий объем средств, привлеченных в рамках 236 сделок на глобальном рынке IPO в I кварта­ле 2008 г., составил $40.9 млрд, что на 60% меньше суммы, вырученной в предыдущем квартале ($102.1 млрд). Положение не испра­вило даже крупнейшее в истории IPO компа­нии Visa Inc., в ходе которого было привлечено $19.6 млрд.

В январе 2008 г. от запланированного IPO на $2.5 млрд отказался производитель одеж­ды Tommy HiLfiger, отметив неблагоприятные «рыночные условия». Германский госбанк HSH Nordbank AG (специализируется на кредито­вании предприятий морского транспорта) в марте объявил, что откладывает первичное размещение акций из-за ухудшения рыночной конъюнктуры. Проведение IPO отложила также датская государственная энергетическая ком­пания Dong Energy.

Отметим, что 2007 г. стал для российских эмитентов рекордным по привлечению инвес­тиций путем размещения первичных и допол­нительных выпусков акций. Суммарный объем IPO/SPO составил около 900 млрд руб. при 32 размещениях. Почти половина этого объема пришлась на IPO банков (Сбербанк, ВТБ, банк «Санкт-Петербург», «Возрождение»). Следует отметить, что наряду с финансовыми и электро­энергетическими компаниями, доминировав­шими на рынке в предыдущие годы, в 2007 г. активно заявили о себе компании потреби­тельского сектора.

О планах проведения IPO в 2008 г. заявляли порядка 100 российских компаний, но зачас­тую такие декларации оказывались лишь пиар-ходом. В I квартале 2008 г. никто из наших компаний так и не провел первичного разме­щения акций.

Из 10 крупнейших мировых размещений 2007 г. три были проведены китайскими ком­паниями. А лидером по количеству прове­денных IPO стала Австралия (30), за которой следуют Китай (29), Япония (22), Канада (20), Польша (17) и Индия (16). По объему привле­ченных средств ведущие позиции заняли США Китай и Индия. На их долю пришлось 82% сум­марного привлеченного капитала ($20.8 млрд, $8.6 млрд и $4 млрд соответственно).

Нью-Йоркская фондовая биржа (NYSE), Фондовая биржа Гонконга (HKSE) и NASDAQ вошли в тройку лидеров по объему привлечен­ных средств. При этом Австралийская биржа (ASX) сохранила за собой ведущие позиции по количеству листингов, оставив позади Лондон­ский рынок альтернативных инвестиций (AIM) и нью-йоркскую биржу NASDAQ.

В I квартале 2008 года лишь две компании из СНГ провели IPO общим объемом $566 млн, тогда как год назад было пять сделок на $10.6 млрд, а два года назад — четыре сделки на $1.4 млрд.

В 2008 г. российские банки собирались про­должить дело, успешно начатое коллегами в 2007 г. Так, на рынок IPO планировали выйти Газпромбанк с объемом $1200 млн, Промсвязь­банк с объемом $1 млрд, банк «ЗЕНИТ» с объемом $100 млн, Пробизнесбанк — с объе­мом $50 млн. Но вряд ли все они захотят воп­лотить свои планы в жизнь именно в этом году. Скорее всего, руководство большинства бан­ков придет к выводу о целесообразности пе­реноса выхода на публичный рынок акций до лучших времен, когда закончится общемиро­вой кризис, прекратит штормить на фондовых площадках (в т.ч. и российских, т.к. отечест­венный рынок является частью общемировой финансовой системы), а цена акции, наконец, будет отражать реальную, а не заниженную в несколько раз стоимость компании.

При данном раскладе есть и свои плюсы. Им могут воспользоваться акционеры и менед­жеры, желающие провести IPO в небольшом объеме с целью увеличения своего контроль­ного пакета акций банка по умеренной цене. То есть, конечно, размещение планировалось заранее, и никто не мог прогнозировать два-три года назад, что осенью 2008 г. их застанет кризис. Но если действительно IPO готови­лось для самовыкупа банком, то сложившая­ся ситуация на рынке сыграла только на руку акционерам-менеджерам, так как позволяет выкупить размещаемые на рынке акции зна­чительно дешевле.

Большая же часть IPO будет перенесена до лучших времен. И как было сказано в самом начале, российская экономика последние восемь лет развивалась достаточно динамич­но, что позволяет выполнить «План Путина» по удвоению ВВП. Но в ближайшие полтора-два года темпы развития экономики России существенно снизятся, что уже не позволит банкам и предприятиям вкладываться в свое развитие с прежней активностью, а государст­ву помогать в той мере, в какой оно помогает сейчас.

Тогда, исходя из логики, что у кого рань­ше кризис начался (США, а затем Европа), у того раньше и закончится, российские бан­ки и предприятия будут вынуждены опять выйти на зарубежный рынок для публичного размещения своих акций. Тем самым мы от­крываем двери иностранным инвестициям, в том числе и в банковский сектор. Но здесь мы стоим перед альтернативой: или изоля­ция, или рецессия.

Поэтому в настоящее время ЦБ РФ делает все возможное и зависящее от него для укруп­нения банковской системы, чтобы к моменту наступления спада в экономике мы подошли со здоровой конкурентоспособной банковской системой. 26 сентября 2008 г. в ЦБ состоялось совещание, на котором было принято решение о значительном сокращении сроков реализа­ции сделок по слиянию и поглощению банков, а также об увеличении капитала кредитных орга­низаций. Это решение ЦБ РФ стимулирует всю нашу банковскую систему к укрупнению. Нам нужна надежная банковская система, способ­ная бесперебойно поддерживать динамичное развитие нашей экономики. А для этого нам необходимы свои крупные банки, способные достойно конкурировать с западными.

Поэтому в настоящее время укрупнение банков будет происходить именно путем сли­яний и поглощений. Данную тенденцию мы наблюдаем сейчас во всем мире, особенно ин­тенсивно в США и Западной Европе. По-друго­му и быть не может при данном положении дел на мировом финансовом рынке. Когда кризис в США и Европе закончится, стабилизируется ситуация на фондовом рынке США и общий тренд на рынке сменится на позитивный, на­ступит время для возвращения российских банков на рынок IPO.