Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Страны Юго-Восточной Азии накануне финансового кризиса

Рубрика: Банковские системы других стран

Анализ банковской системы этого региона целесообразно проводить сквозь призму финансового кризиса середины 90-х годов.

Накануне кризиса в регионе доминировал благоприятный инвестиционный климат. Регион переживал экономический бум и финансовую либерализацию. Это открывало перед банками региона такие возможности, которым только могли позавидовать банки других стран.

Растущая экономическая мощь региона обеспечивала солидную репутацию центральных банков стран Азии, которые к 1995 году владели почти половиной (около 500 млрд долларов) всех мировых валютных резервов. Инвалютные резервы промышленно развитых стран были эквивалентны покрытию стоимости импорта двух с половиной месяцев, а многих развивающихся стран Азии — свыше 8 месяцев. Такие колоссальные суммы позволяли им оказывать воздействие на состояние мировых финансов и выступать в качестве кредиторов даже МВФ. Для этого периода было характерно сочетание быстрых темпов экономического роста с контролем над инфляцией на приемлемом уровне в условиях крупных притоков капитала и при управляемых или привязанных режимах обменных курсов.

По состоянию на 1995 год, одним из крупнейших владельцев запаса иностранной валюты был Тайвань (99,5 млрд долларов). Руководство страны объясняло необходимость столь крупных резервов причинами геополитического характера, прежде всего политикой Китая в отношении острова и, как следствие, вызываемыми этим обстоятельством переменами в поведении инвесторов.

Валютные резервы Таиланда в период с 1989-го по 1995 год выросли с 10 млрд до 34 млрд долларов. Исключительно быстрыми темпами рос объём банковского кредита — от 20% до 30% в год. Уровень безработицы упал до 2,5%, а реальный темп роста ВВП составлял около 8%. Хотя на местные банки страны приходилось 93% рынка, на нем также присутствовали и иностранные банки, которые играли значительную роль на краткосрочном денежном рынке. В 1995 году инобанки на 3% превысили установленный на уровне 29% предел годового роста объёмов кредитования, причём, по данным Центробанка, наиболее активно кредиты предоставлялись непроизводственному сектору.

Столь же велики были валютные резервы ряда других стран Азии и бассейна Тихого океана. К 1996 году они составили: у Австралии — 10,2 млрд долл., Гонконга — 53 млрд долл., Индонезии — 12,9 млрд долл., Южной Кореи — 30,4 млрд долл., Малайзии — 24,7 млрд долл., Сингапура — 66 млрд долл.

Согласно рейтингу журнала «Бэнкер», из 200 ведущих банков Азии, по состоянию на 1 января 1995 года, за год большинство банков увеличило свой капитал и активы. В рейтинг вошли банки из 17 стран, причём самое большое число — из Тайваня (37), Кореи (31) и Гонконга (22). Высокие темпы экономического роста стран Азии позволяли экономистам говорить об азиатском «чуде», «феномене». Обратной стороной такого роста и связанных с ним быстрых изменений являлись риски — неосмотрительное кредитование, накопление безнадёжных долгов.

Десятилетие экономического подъёма сопровождалось небрежной банковской практикой. Местные банки пребывали в убеждённости в том, что быстрый экономический рост навсегда освобождает их от обязанности оценивать платёжеспособность заёмщиков. Они оказались не в состоянии адекватно оценивать финансовые риски, так как не имели опыта работы с потребительскими кредитами или с рисковым капиталом. Кредитные институты мало заботились о доходности собственного капитала. Так, по мнению экспертов, кредитные институты Японии на 10—15 лет отстают от их европейских и американских коллег. В банках Южной Кореи отсутствуют современные системы управления рисками, которыми располагает любая крупная германская сберкасса. Решения о предоставлении кредитов принимались не в результате финансовето анализа, а на основе личных связей. Виноваты в этом не только банкиры, но и косвенно — правительства, не сумевшие, за исключением Гонконга и Сингапура, создать надёжную систему банковского надзора. Есть и прямая вина правительств — на протяжении долгих лет они использовали банки в качестве инструмента государственной политики, заставляя их кредитовать неплатёжеспособные отрасли и компании. К банкам относились не как к частным компаниям, а как к национальному достоянию: их задачей было собирать деньги у населения и закачивать дешёвый капитал в отечественную экспортную промышленность. Государство, со своей стороны, защищало кредитные институты от иностранной конкуренции и обеспечивало высокие маржи. Беспорядочная раздача сомнительных кредитов долгое время сходила с рук, но в то же время банки становились уязвимыми в любых кризисных ситуациях. Когда же эти компании стали терпеть банкротство, банки лишились последней надежды на возвращение кредитов.

Другая ошибка местных банков состоит в неосмотрительном кредитовании создания новой недвижимости. Думая, что спрос на неё будет продолжать расти, банки выбрасывали деньги на грандиозные строительные проекты, часто затеваемые по прихоти политиков. Однако спрос и цены на недвижимость резко упали, что создало дополнительные трудности для крупнейших институтов, в портфелях которых кредиты на эти проекты составляют от 10 до 35%.

Ещё одна проблема — неверная оценка азиатскими банкирами стабильности обменных курсов национальных валют. При этом не учитывалась возможная девальвация валюты: они уверовали, что смогут вечно получать прибыль, занимая доллары и вкладывая их в активы в местной валюте. После девальвации заёмщики возвращали полученные кредиты в обесценившейся национальной валюте, и банки были вынуждены оплачивать свои долларовые обязательства из собственного кармана. По данным Банка международных расчётов, на конец 1996 года зарубежные обязательства Таиланда сроком менее двух лет составляли 120% его инвалютных резервов, Индонезии и Южной Кореи — 200%.





Метка: