Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Структура организации ФРС

Рубрика: Банковская система США

Для структуры организации ФРС характерна многоярусность. Каждое из ее звеньев взаимодействует с другими, и все вместе они представляют единый функциональный комплекс, в который входят: Совет управляющих ФРС, 12 федеральных резервных банков, Федеральный комитет по операциям на открытом рынке, Федеральный консультативный совет и около 6 тыс. банков — членов ФРС, балансы которых содержат почти 90 % всех активов коммерческих банков США.

Совет управляющих — высший административный орган ФРС, находящийся в Вашингтоне. В своей деятельности он подотчетен высшему законодательному органу США — Конгрессу. Основной функцией Совета управляющих является формулирование денежно-кредитной политики и осуществление контроля за ее проведением. Кроме того, к его функциям относятся:

• установление в предусмотренных законом пределах норм обязательных резервов, которые банки-члены должны держать на счетах в федеральных резервных банках в обеспечение депозитов;

• рассмотрение и утверждение ставок учетного процента, устанавливаемых федеральными резервными банками;

• выработка политики в отношении покупок и продаж государственных ценных бумаг;

• определение размеров маржи по банковским ссудам под биржевые ценные бумаги;

• определение максимальных ставок, которые могут уплачиваться банками-членами по срочным и сберегательным вкладам;

• осуществление надзора за деятельностью федеральных резервных банков. Совет управляющих обладает полномочиями на отстранение от должности любого сотрудника или директора федерального резервного банка. Деятельность федеральных резервных банков не реже одного раза в год подвергается ревизии со стороны специальной группы финансовых ревизоров Совета;

• надзор за иностранными банками;

• выдача разрешений на банковские слияния;

• наблюдение совместно с контролером денежного обращения за выпуском и изъятием из обращения банкнот;

• регулирование отношений федеральных резервных банков с иностранными банками;

• принятие решения об учреждении филиалов резервных банков в резервных округах страны, а также за границей;

• представление резервных банков в их отношениях с правительственными ведомствами и Конгрессом.

Согласно закону, принятому Конгрессом в 1978 году, Совет управляющих ФРС получил полномочия устанавливать резервные требования и «потолки» по процентным ставкам для филиалов и отделений иностранных банков в США, решать вопросы предоставления им займов и допуска к услугам федеральных резервных банков и контролировать их банковские операции в США.

Совет управляющих ФРС

Совет управляющих ФРС состоит из 7 членов, которые назначаются Президентом США и утверждаются Сенатом сроком на 14 лет. Каждый из федеральных резервных округов может быть представлен в Совете не более чем одним представителем. Федеральный резервный акт, являющийся законом об организационной структуре, функциях и правах ФРС, предусматривает, что Президент США должен принимать во внимание необходимость надлежащего представительства в Совете финансовых, аграрных, промышленных и коммерческих кругов, а также географических районов страны. Тем самым, Актом предусмотрена гибкая система представительства в руководящем органе ФРС как по отраслевому, так и по географическому признаку.

В законодательстве США заложены положения, предусматривающие определенные личные ограничения на членов Совета, которые должны обеспечить их независимость. Так, члены Совета на протяжении всего срока их полномочий обязаны отказаться от личных деловых связей с банками или компаниями, не выступать в роли их рядового сотрудника, не входить в их правления, не быть руководителями или акционерами. В случае досрочного ухода члена Совета в отставку он не имеет права в течение двух последующих лет занимать любые должности в банках, являющихся членами ФРС.

До 1935 года Совет управляющих ФРС назывался Федеральным резервным управлением, в состав которого входили министр финансов и контролер денежного обращения. В 1935 году с принятием банковского акта они были выведены из состава этого органа. Целью этой реорганизации было стремление наделить Совет, а следовательно, и ФРС, независимостью, разорвать прямые связи с Казначейством. Последнее, впрочем, не удалось — в течение всего функционирования ФРС активно поддерживала систему государственных финансов.

Комитет по операциям на открытом рынке

Другое звено ФРС — Комитет по операциям на открытом рынке был учрежден в 1936 году при Совете управляющих. До его создания операции с ценными бумагами проводились на местах каждым резервным банком в отдельности. Постепенно по мере осознания силы воздействия этих операций на экономическое положение всей страны расширялась координация и концентрация управления операциями на открытом рынке. Сначала, в 1923 году, для этих целей был создан Комитет в составе первоначально четырех, а затем пяти председателей Советов директоров федеральных резервных банков. Сегодняшний статус комитета был определен чрезвычайным банковским законодательством 1933 года и банковским актом 1935 года. С тех пор Комитет является основным оперативным органом воздействия на конъюнктуру через кредит и рынок ценных бумаг. В состав Комитета по операциям на открытом рынке входят 7 членов Совета управляющих ФРС, президент Нью-Йоркского федерального банка на постоянной основе и 4 президента других резервных банков на ротационной основе (один — от резервных банков Бостона, Филадельфии и Ричмонда; один — от резервных банков Атланты, Далласа и Сент-Луиса; один — от банков Чикаго и Кливленда и один — от банков Миннеаполиса, Канзас-сити и Сан-Франциско).

Комитет по операциям на открытом рынке проводит заседания раз в три недели в штаб-квартире ФРС, на которых присутствуют все президенты федеральных резервных банков, из которых, напомним, лишь 5 имеют право голоса. На заседаниях вырабатываются решения по регулированию денежно-кредитной политики через операции на открытом рынке и координируется деятельность отдельных федеральных резервных банков. Также на заседании даются директивы нью-йоркскому управляющему балансовым счетом, через который проводятся операции на открытом рынке, о его деятельности до следующего заседания. Публикация отчетов о заседаниях Комитета свидетельствует в пользу открытого характера деятельности ФРС.

Следующая консолидирующая ступень организационной структуры ФРС — Федеративный консультативный совет. Он состоит из 12 членов, назначаемых федеральными резервными банками. Как правило, это наиболее крупные частные банкиры в представляемых ими округах. Формально члены Совета назначаются сроком на один год, но обычно регулярно переизбираются на очередной срок. Совет собирается не реже 4 раз в год в Вашингтоне, дополнительные сессии Совета, их место и время определяются по усмотрению Совета управляющих ФРС или самого Консультативного совета. Формально Совет обладает лишь консультативными функциями: он представляет свои рекомендации по вопросам деятельности ФРС, особенно по вопросам кредитной политики, операциям с золотом, банкнотным эмиссиям и операциям с иностранными банками. Совет управляющих ФРС не обязан выполнять рекомендации этого органа, поэтому отсутствие реальной власти в области денежно-кредитных отношений делает Федеральный консультативный Совет органом, не привлекающим особого внимания общественности. Вместе с тем благодаря авторитету его членов мнение Совета оказывает ощутимое влияние на решения, принимаемые Советом управляющих ФРС.