Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Финансовая система Индонезии

Рубрика: Банковские системы других стран

Финансовый кризис в Индонезии, хотя и имел объективные предпосылки, но развернулся неожиданно даже для МВФ, который ещё в октябре 1997 года прогнозировал 3-процентный рост индонезийской экономики. И этот прогноз выглядел вполне обоснованным, так как ещё летом 1997 года в стране практически не наблюдались симптомы приближающегося кризиса. ЦБ Индонезии предпринимал определённые меры по укреплению банковского надзора, ограничению роста количества новых банков, число которых за период после дерегулирования банковской деятельности удвоилось, достигнув к сентябрю 1995 года 243 единиц. В стране не отмечалось значительного спада в доходности капиталовложений (в отличие от Южной Кореи и Таиланда). Не было инвестиционного бума, отсутствовал дефицит бюджета, инфляция держалась на уровне ниже 10%. Дефицит текущего платёжного баланса в этом десятилетии не превышал 4,4% ВВП, а реальный обменный курс рупии в 1990— 1996 годах вырос всего на 5%. В отличие от Таиланда, Индонезия не испытала взрывного роста кредитов отечественных банков частному сектору, обязательства перед иностранными банками составили в 1996 году 25% ВВП по сравнению с 24% в 1993 году, летом 1997 года две трети кредитов инобанков приходились на небанковский частный сектор. Кроме того, весьма интересно, что в 1997 году, по оценке организации Transparency International, Индонезия была 46-й из 51 наиболее коррумпированной страны.

В январе 1998 года индонезийская рупия потеряла 5/6 своей стоимости, что стало сильным ударом по стране, в течение длительного времени удерживавшей инфляцию на низком уровне. Управление банковским сектором и экономикой оказалось почти полностью парализовано. За первые два месяца 1998 года были уволены управляющий центральным банком, занимавший этот пост с 1993 года и имевший тесные семейные связи с президентом страны Сухарто, а также пять из семи директоров ЦБ. Кстати, прежняя команда состояла из молодых экономистов, подготовленных в элитных университетах США, и оценивалась как весьма сильная и перспективная. Также был снят со своей должности директор только что созданного агентства по структурной перестройке неблагополучных банков.

В целях выхода из кризиса МВФ предложил программу, которая включала ужесточение бюджетной и денежно-кредитной политики; проведение радикальных структурных реформ, включая демонополизацию; закрытие обанкротившихся финансовых институтов и быструю рекапитализацию оставшихся банков. Однако Индонезия упорно уходила от выполнения этого плана, считая его унизительным для страны. Власти затягивали с ликвидацией монополий и картелей, контролируемых членами многочисленного клана Сухарто. Продолжалось субсидирование цен на продукты питания, что ухудшало бюджетные показатели, инвалютные резервы упали до критического уровня.

По мнению аналитиков, для оздоровления экономики страны необходимо:

. • ликвидировать навес краткосрочных долгов частного сектора путём комплексных мер по их реструктуризации, обмену долговых обязательств на акции и списанию;

• найти пути увеличения отечественного и иностранного кредитования потенциально прибыльных предприятий, особенно экспортёров;

• восстановить веру в политическую стабильность, что позволит вернуть «сбежавший» капитал и привлечь новые инвестиции.