Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Финансовый рынок стран Тайвань, Гонконга и Сингапура

Рубрика: Банковские системы других стран

Тайвань, Гонконг и Сингапур менее других стран пострадали от последствий азиатского кризиса.

Центробанк Тайваня придерживается независимой денежно-кредитной политики, однако деятельность банка курируется правительством. Ещё до азиатского кризиса ЦБ Тайваня высказывал обеспокоенность ростом крупных финансовых конгломератов, объединяющих под одной крышей комбанки, холдинговые и инвестиционные компании.

В результате анализа кризиса всем стал очевиден вред безудержной либерализации финансовой системы. В результате ЦБ Тайваня получил возможность значительно ужесточить правила функционирования финансового рынка страны. Это, однако, может поставить крест на претензиях превратить остров в один из азиатских финансовых центров. Иностранным банкам, работающим на валютном рынке, было рекомендовано воздержаться от публичных комментариев по поводу состояния тайваньского доллара. Затем ЦБ провёл проверку нескольких из них. И наконец, была выпущена инструкция, предписывающая немедленно сообщать в ЦБ о некоторых видах форвардных сделок на сумму от 5 млн долларов и выше. Таким образом были связаны руки пяти иностранным банкам, контролирующим операции с новым тайваньским долларом и валютными производными фининструментами: ABN-Amro, Banque Nationale de Paris, Bank of America, Citibank, American Express. ЦБ также запретил тайваньским гражданам заключать валютные форвардные контракты и свопы без поставки. За действиями ЦБ стоит стремление укрепить национальную валюту, курс которой к доллару США упал в 1997 году на 19%.

Сингапур занимает в финансовом мире одно из центральных мест. Он находится на втором месте в Азии после Японии по размеру ВВП на душу населения. В финансовом секторе занято около 95 тыс. человек, или 5% рабочей силы, но его доля в ВВП достигает 12%. По данным Банка международных расчётов, Сингапур является четвёртым наиболее активным валютным рынком и рынком производных фининструментов в мире после Лондона, Нью-Йорка и Токио — ежедневный объём операций составляет в среднем 180 млрд долл. Он самый диверсифицированный в регионе и наиболее активный центр по торговле всеми крупными мировыми валютами, в том числе валютами региона. Многие международные компании используют Сингапур для управления своими валютными и финансовыми рисками при проведении операций в регионе.

Фондовая биржа Сингапура — одна из самых развитых в Азии. С 1989 года действует полностью компьютеризированная система торговли ценными бумагами зарегистрированных компаний. Функционирует также и автоматизированная система котировок для мелких и средних компаний, которые не могут выполнять жёсткие требования Главного совета биржи к листингу в целях мобилизации средств через эмиссию акций. Рыночная капитализация биржи выросла с 1990 года в 4 раза, достигнув на конец сентября 1997 года 368,5 млрд синг. долл. Торговля акциями иностранных компаний составляет около 10% совокупного объёма биржи.

Сингапур зарекомендовал себя среди международных инвесторов и как центр торговли иностранными ценными бумагами, объём торговли которыми в азиатских валютах в 1996 году составил 87,3 млрд синг. долл. Сингапур постепенно превращается в региональный рынок долговых ценных бумаг. Международные корпорации мобилизуют средства на рынке путём эмиссии среднесрочных бумаг. В 1996 году в Сингапуре было осуществлено 27 выпусков облигаций в валюте азиатских стран на сумму 2,2 млрд долларов США. В рамках усилий правительства по развитию рынков капитала была создана финансовая компания по страхованию облигаций, эмитированных азиатскими заёмщиками для финансирования проектов инфраструктуры, что повысило кредитный рейтинг долговых инструментов.

Активный валютный рынок Сингапура дополняется биржей по торговле финансовыми фьючерсами, которая обеспечивает инвесторам региона возможность хеджирования процентных и валютных рисков. Соглашение о взаимной компенсации с Чикагской товарной биржей позволило круглосуточно торговать фьючерсами в евродолларах и евроиенах без дополнительных затрат, что существенно повысило ликвидность и эффективность биржи.

Превращение Сингапура в финансовый центр во многом зависело от его роли и места в международной торговле. Этому способствовал и ряд предпринятых правительством мер:

• создание надёжной системы регулирования. До 1971 года регулирование финансового сектора и проведение денежно-кредитной политики осуществлялись Минфином. Затем было создано Валютное управление Сингапура, которое стало отвечать за выработку денежно-кредитной политики, надзор за финансовым сектором и его развитие;

• привлечение иностранных банков и финансовых учреждений с хорошей репутацией для финансовой деятельности на региональном и международном уровнях;

• принятие либеральной иммиграционной политики для найма квалифицированных иностранных специалистов;

• создание развитой инфраструктуры, в том числе эффективной телекоммуникационной, транспортной сети, связывающей регион с Европой и США;

• повышение доступности и эффективности дополнительных для финансового сектора услуг, в частности юридических и по бухучёту;

• устранение с 1978 года валютного контроля для обеспечения свободного движения капитала.

Роль валютного контролёра в Сингапуре выполняет Министерство финансов. Сингапур сумел создать действенную систему банковского и финансового надзора.

В конце 1997 года правительство Сингапура приняло решение о реформировании финансового сектора страны в целях повышения конкурентоспособности и, прежде всего, в борьбе со своим основным конкурентом — Гонконгом. Реформы предусматривают увеличение размера государственных средств, размещаемых в надёжных частных трастах, снятие контроля за брокерскими ставками, стимулирование банковских слияний и повышение степени раскрытия банковской информации до принятого в США уровня. Одобрено также предложение, разрешающее связанным с правительством компаниям и органам управления заимствовать на долговом рынке в рамках программы создания азиатского центра по торговле долговыми инструментами.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующее заключение о процессах, происходящих в финансовых системах Тайваня и Сингапура:

• Несмотря на относительно несущественные последствия кризиса, правительство и ЦБ Тайваня скорректировали направление развития финансовой системы страны: правила функционирования финансового рынка значительно ужесточены.

• За ужесточением денежно-кредитной политики ЦБ Тайваня стоит стремление укрепить национальную валюту. Делиберализация финансовой системы затрудняет реализацию планов превратить Тайвань в региональный финансовый центр.

• Сингапур входит в число не только азиатских, но и мировых финансовых центров. Поэтому деятельность правительства страны направлена на повышение его конкурентоспособности.