Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

ФРС. Принципы организации

Рубрика: Банковская система США

В ходе своего развития ФРС, отвечая потребностям экономики, постепенно превратилась в высокоцентрализованную систему, жестко контролирующую размеры эмиссии. Резервные банки сохранили некоторую формальную автономию в вопросе установления собственных учетных ставок, но их размер утверждается Советом управляющих ФРС. Кроме того, федеральные резервные банки фактически являются кредиторами последней инстанции для коммерческих банков. Помощь непосредственно со стороны ФРС оказывается лишь в исключительных случаях, когда нет других вариантов восстановления ликвидности.

По принципам организации и управления ФРС значительно отличается от центральных банков экономически развитых стран. По своему правовому статусу ФРС, хотя и теснейшим образом связана с правительством, Министерством финансов и всей системой государственных учреждений, не является государственным институтом исполнительной власти.

Закон о ФРС изначально наделял ее независимостью в системе государственной власти. Полная финансовая независимость ФРС от законодательной и исполнительной властей дает возможность руководству системы самостоятельно вырабатывать решения в области стабильности цен, устойчивости экономического роста и стабильности платежного баланса США.

Несмотря на законодательную защищенность ФРС от внешнего вмешательства в ее деятельность, не следует рассматривать ее как нечто изолированное от государства. Будучи его компонентом, ФРС исходит в своей деятельности из целевых установок, общих с установками законодательной и исполнительной власти. Кроме того, принцип независимости ФРС нередко становится объектом критики, которая особенно усиливается в периоды обострения проблем американской экономики. В связи с этим руководство ФРС старается не акцентировать внимание на своей независимости. ФРС успешно отражает посягательства на свою независимость. Чтобы не давать Конгрессу предлога для каких-либо обвинений, в ФРС доведена до совершенства бухгалтерская отчетность, контроль за расходами и урезаны до предела служебные льготы. По сравнению с высшими руководителями ЦБ других развитых стран глава ФРС получает небольшую зарплату.

Являясь подконтрольной Конгрессу США, ФРС согласно закону, принятому в конце 1970 годов, дважды в год, в феврале и июле, обязана представлять Конгрессу отчеты о проводимой денежно-кредитной политике, которые делаются в краткой форме в виде выступления председателя Совета управляющих ФРС и в развернутом виде с освещением последних тенденций в экономике и денежно-кредитной политике за прошедшее полугодие. Доклады представляются банковским комитетам как палаты представителей, так и Сената, которые ежегодно чередуются в праве первыми их заслушать. Текст выступления и доклад обычно направляются в Конгресс за день до слушания с тем, чтобы ограничить возможность утечки их содержания в прессу. По требованию Конгресса ФРС регулярно передает и иную информацию.

Связь ФРС с частными банками имеет более осязаемые признаки — капитал федеральных резервных банков образуется из паевых взносов частных коммерческих банков, вступивших в члены ФРС. Тем самым обеспечивается государственно-частный принцип функционального построения ФРС.