IPO банка «Санкт-Петербург»
Рубрика: Кредитные организацииБанк «Санкт-Петербург» — один из крупнейших банков Северо-Западного региона России. Банк был основан в 1990 году и за прошедшие годы стал неотъемлемой частью финансово-экономической сферы этого региона. Сегодня банк обслуживает свыше 700 тыс. частных лиц и 32 тыс. компаний в 36 филиалах и офисах в Петербурге, Москве, Калининграде и Нижнем Новгороде. По итогам 1 полугодия 2008 года банк занимает 21 место по объему чистых активов и 25 место по капиталу среди российских банков (по данным информационно-аналитического агентства «Интерфакс»). Агентство Moody’s присвоило банку рейтинг необеспеченных долговых обязательств в иностранной валюте Ва3, прогноз стабильный; агентство Fitch присвоило рейтинг В, прогноз позитивный.
В 2007 году банк «Санкт-Петербург» стал первым российским частным банком, который провел IPO.
В рамках IPO банка инвесторам было предложено 50.75 млн обыкновенных акций банка — 18% от общего числа голосующих акций. 30% объема эмиссии составили обыкновенные акции (включены в котировальные списки В на ММВБ и РТС), 70% объема размещено в виде GDR (глобальные депозитарные расписки) без прохождения листинга на биржевых площадках. В соответствии с первоначальными условиями IPO в мае 2008 г. все глобальные депозитарные расписки были конвертированы в обыкновенные акции и в настоящее время котируются только на российских биржах.
Эксклюзивным глобальным координатором предложения выступил Deutsche Bank, совместными букраннерами являлись Deutsche Bank и Renaissance Capital.
Размещение акций на уровне верхней границы ценового диапазона позволило банку привлечь $274 млн — цена размещения составила $5.4 за акцию и $16.2 за GDR, состоящую из трех обыкновенных акций. Рыночная капитализация банка после размещения составила $1.524 млрд.
Несмотря на скептическое отношение многих экспертов к нашему решению провести IPO в конце 2007 года в сложных рыночных условиях, размещение оказалось необычайно успешным. Переподписка составила семь раз по верхней границе ценового диапазона. Наши акции купили почти 100 всемирно известных фондов и банков. Подготовка к IPO помогла нашим сотрудникам приобрести неоценимый опыт и выйти на качественно новый профессиональный уровень. В этом смысле IPO — та форма привлечения средств в капитал компании, которая позволяет одновременно сохранить эффективный менеджмент и повысить уровень взаимодействия с инвесторами.
Для частного банка, который осмелился присоединиться к компании таких государственных гигантов, как Сбербанк и ВТБ, выход на IPO означает многое. Это и привлечение капитала для дальнейшего развития, и формирование репутации, и возможность следовать выбранной стратегии.
Банк вышел на фондовый рынок в период непростой ситуации на рынке — ряд компаний отложили проведение IPO «до лучших времен», комментарии и прогнозы аналитиков колебались в диапазоне от достаточно мрачных до осторожно оптимистичных. Небольшой объем эмиссии также вызывал сомнения у ряда профессионалов фондового рынка и даже явился поводом для предположений об одном крупном стратегическом инвесторе. Результаты сделки опровергли даже самые оптимистические предположения.
ПОДГОТОВКА К IPO
Процесс подготовки к IPO может занять до трех лет. После проведения IPO компания обязана соблюдать ряд требований по раскрытию информации, а также проводить открытую информационную политику, предоставляя информационному сообществу соответствующие сведения о деятельности компании.
Начиная с 2003 года банк формирует отчетность по МСФ0 (международным стандартам финансовой отчетности), что является необходимым условием для выхода на IPO.
В течение многих лет банк работает с международными рейтинговыми агентствами.
Агентство Moody’s присвоило банку рейтинг необеспеченных долговых обязательств в иностранной валюте Ва3, прогноз стабильный (присваивает рейтинги с декабря 2003 года); агентство Fitch присвоило рейтинг В прогноз позитивный (присваивает рейтинги с октября 2006 года).
В 2007 году в банке была создана дирекция по работе с инвесторами, основной задачей которой является взаимодействие с инвестиционным сообществом и обеспечение широкого доступа к информации о банке. Были внесены большие изменения в корпоративный сайт банка, в результате чего существенно увеличен объем и качество предоставляемой банком информации.
В октябре 2007 года в рамках подготовки к проведению IPO банк провел оценку корпоративного управления с привлечением юридических компаний и инвестиционных банков, имеющих большой опыт работы на международных рынках. По результатам проведенной оценки банк провел мероприятия по улучшению корпоративного управления. Так, был создан комитет по аудиту при наблюдательном совете банка, были внесены изменения в устав и во внутренние документы банка, повышающие степень защищенности интересов акционеров, а также разработан ряд новых внутренних документов по раскрытию информации.
Совет банка «Санкт-Петербург» действовал с 1989 года, а в 1996 году был переименован в наблюдательный совет. В состав наблюдательного совета банка «Санкт-Петербург» входят 11 человек, в том числе три независимых директора: Индрек Нейвельт, глава инвестиционной компании Trust IN, председатель Совета фонда развития Эстонии и председатель Совета культурного фонда президента Эстонии; Вячеслав Адамович Заренков, председатель совета директоров строительного холдинга «Эталон-Лен СпецСМУ», и Феликс Владимирович Кармазинов, генеральный директор ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».
В апреле этого года была проведена оценка мнений представителей инвестиционного сообщества о банке. В ходе опроса одним из аналитиков было высказано следующее мнение об уровне развития корпоративного управления и IR банка: «…Они (Банк «Санкт-Петербург») продемонстрировали высокий уровень профессионализма. Уровень корпоративного управления на развивающихся рынках отстает от развитых стран, но я бы выделил этот банк по качеству корпоративного управления; их отношение к аналитикам по части предоставления информации находится на очень высоком уровне. Это очень хороший показатель, и мы говорим об этом инвесторам».
ПРОГРАММА GDR
Одной из особенностей IPO банка «Санкт-Петербург» стала временная программа GDR с последующей полной конвертацией расписок в обыкновенные акции. Насколько нам известно, такая структура сделки применялась в России впервые.
Данный сценарий позволил решить сразу две задачи: предоставления инвесторам возможности торговли бумагами непосредственно после размещения и, в конечном итоге, повышения ликвидности акций за счет их концентрации исключительно на российских биржевых площадках.
Специфика банковского IPO в России заключается в том, что согласно существующему законодательству акции могут торговаться на российских биржах только после регистрации проспекта эмиссии ЦБ РФ, то есть с момента объявления цены акций до начала биржевых торгов проходит около месяца. Торговля GDR без прохождения листинга может быть начата на следующий день после объявления цены акции.
Книга заявок была семикратно переподписана — интерес инвесторов к акциям был очень высок. Из 130 заявителей только 90 получили бумаги, но и их заявки были удовлетворены далеко не в полном объеме. Те инвесторы, которые не были удовлетворены аллокацией, получили возможность увеличить или уменьшить свой портфель на вторичном рынке. Именно это обстоятельство объясняет активную торговлю бумагами в первые дни после объявления цены. Около 50% от объема GDR сменили владельца в течение двух-трех Дней после начала торговли, то есть объем сделок превысил $100 млн.
В соответствии с первоначальными условиями выпуска GDR 6 декабря 2007 года, банк объявил о закрытии депозитарной программы, предстоящем прекращении торгов GDR и конвертации всех GDR в обыкновенные акции банка. В соответствии с инвестиционным меморандумом держатели GDR могли конвертировать расписки в акции банка в течение 180 дней с момента получения уведомления. По истечении 180 дней банк-депозитарий мог продать невостребованные GDR по рыночной цене, а вырученные от продажи средства передать держателям расписок.
Выбранная структура сделки позволила провести IPO в рекордно короткие сроки
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗМЕЩЕНИЯ
12.07.07 Организационная встреча
2-3.08.07 Презентация менеджмента
13.09.07 Презентация для аналитиков
9-26.10.07 Премаркетинг
23-31.10.07 Road show
01.11.07 Установление цены размещения
08.11.07 Расчеты по GDR
30.11.07 Регистрация отчета в ЦБ РФ
В настоящий момент акции банка «Санкт-Петербург» обращаются только на российских биржах. Они вернулись в Россию, приведя сюда своих владельцев — инвесторов из европейских и азиатских стран; возможно, подтвердив тенденцию, отмеченную экспертами: все больше иностранных инвесторов «находят дорогу» на российские биржи.
СВЯЗИ С ИНВЕСТОРАМИ (IR)
Основными задачами дирекции по работе с инвесторами являются взаимодействие с инвестиционным сообществом и организация системы корпоративного управления в соответствии с лучшей российской и международной практикой. Как публичная компания банк обязан предоставлять рынку и инвестиционному сообществу определенную информацию о своей деятельности, в том числе о финансовых результатах.
Несмотря на то что становление отношений с инвестиционным сообществом (IR) началось чуть более года назад, за столь небольшой промежуток времени развитие IR и корпоративного управления уже принесло первые плоды.
В своей работе служба IR задействует различные каналы коммуникаций: регулярно организуются телефонные конференции с аналитиками и инвесторами по квартальным и годовым результатам, проводятся личные встречи с ведущими представителями инвестиционного сообщества. На сайте банка появился полноценный раздел для инвесторов, в результате чего существенно увеличен объем и качество предоставляемой банком информации. Представители банка участвуют в специализированных конференциях и семинарах. Выбор способа коммуникаций зависит от информации, которую мы хотим донести, и аудитории, которую мы хотим охватить.
Системное взаимодействие с аналитиками и инвесторами и предоставление им полной достоверной информации о деятельности банка повышает его инвестиционную привлекательность. Наша миссия заключается не только в представлении финансовых результатов, но и в объяснении наших целей, наших принципов страхования рисков, стратегии. Мы знаем о своих преимуществах на рынке, и наша цель — показать эти преимущества нашей целевой аудитории.