Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

IPO банка «Санкт-Петербург»

Рубрика: Кредитные организации

Банк «Санкт-Петербург» — один из крупнейших банков Северо-Западного региона России. Банк был основан в 1990 году и за прошедшие годы стал неотъемлемой частью финансово-экономической сферы этого региона. Сегодня банк обслуживает свыше 700 тыс. частных лиц и 32 тыс. компаний в 36 филиалах и офисах в Петербурге, Москве, Калининграде и Нижнем Новгороде. По итогам 1 полуго­дия 2008 года банк занимает 21 место по объему чистых активов и 25 место по капиталу среди российских банков (по данным информационно-аналитического агентства «Интерфакс»). Агентство Moody’s присвоило банку рей­тинг необеспеченных долговых обязательств в иностран­ной валюте Ва3, прогноз стабильный; агентство Fitch при­своило рейтинг В, прогноз позитивный.

В 2007 году банк «Санкт-Петербург» стал первым рос­сийским частным банком, который провел IPO.

В рамках IPO банка инвесторам было предложено 50.75 млн обыкновенных акций банка — 18% от общего числа голосующих акций. 30% объема эмиссии составили обыкновенные акции (включены в котировальные спис­ки В на ММВБ и РТС), 70% объема размещено в виде GDR (глобальные депозитарные расписки) без прохождения листинга на биржевых площадках. В соответствии с пер­воначальными условиями IPO в мае 2008 г. все глобальные депозитарные расписки были конвертированы в обыкно­венные акции и в настоящее время котируются только на российских биржах.

Эксклюзивным глобальным координатором предложе­ния выступил Deutsche Bank, совместными букраннерами являлись Deutsche Bank и Renaissance Capital.

Размещение акций на уровне верхней границы ценово­го диапазона позволило банку привлечь $274 млн — цена размещения составила $5.4 за акцию и $16.2 за GDR, состо­ящую из трех обыкновенных акций. Рыночная капитализа­ция банка после размещения составила $1.524 млрд.

Несмотря на скептическое отношение мно­гих экспертов к нашему решению провести IPO в конце 2007 года в сложных рыночных условиях, размещение оказалось необычай­но успешным. Переподписка составила семь раз по верхней границе ценового диапазо­на. Наши акции купили почти 100 всемирно известных фондов и банков. Подготовка к IPO помогла нашим сотрудникам приобрести неоценимый опыт и выйти на качественно новый профессиональный уровень. В этом смысле IPO — та форма привлечения средств в капитал компании, которая позволяет одно­временно сохранить эффективный менедж­мент и повысить уровень взаимодействия с инвесторами.

Для частного банка, который осмелился присоединиться к компании таких государс­твенных гигантов, как Сбербанк и ВТБ, выход на IPO означает многое. Это и привлечение капитала для дальнейшего развития, и форми­рование репутации, и возможность следовать выбранной стратегии.

Банк вышел на фондовый рынок в период непростой ситуации на рынке — ряд компаний отложили проведение IPO «до лучших времен», комментарии и прогнозы аналитиков колеба­лись в диапазоне от достаточно мрачных до осторожно оптимистичных. Небольшой объем эмиссии также вызывал сомнения у ряда про­фессионалов фондового рынка и даже явился поводом для предположений об одном круп­ном стратегическом инвесторе. Результаты сделки опровергли даже самые оптимистичес­кие предположения.

ПОДГОТОВКА К IPO

Процесс подготовки к IPO может занять до трех лет. После проведения IPO компания обя­зана соблюдать ряд требований по раскрытию информации, а также проводить открытую информационную политику, предоставляя ин­формационному сообществу соответствующие сведения о деятельности компании.

Начиная с 2003 года банк формирует отчет­ность по МСФ0 (международным стандартам финансовой отчетности), что является необхо­димым условием для выхода на IPO.

В течение многих лет банк работает с меж­дународными     рейтинговыми     агентствами.

Агентство Moody’s присвоило банку рейтинг необеспеченных долговых обязательств в иностранной валюте Ва3, прогноз стабиль­ный (присваивает рейтинги с декабря 2003 года); агентство Fitch присвоило рейтинг В прогноз позитивный (присваивает рейтинги с октября 2006 года).

В 2007 году в банке была создана дирекция по работе с инвесторами, основной задачей которой является взаимодействие с инвес­тиционным сообществом и обеспечение ши­рокого доступа к информации о банке. Были внесены большие изменения в корпоратив­ный сайт банка, в результате чего существенно увеличен объем и качество предоставляемой банком информации.

В октябре 2007 года в рамках подготовки к проведению IPO банк провел оценку корпора­тивного управления с привлечением юриди­ческих компаний и инвестиционных банков, имеющих большой опыт работы на междуна­родных рынках. По результатам проведенной оценки банк провел мероприятия по улуч­шению корпоративного управления. Так, был создан комитет по аудиту при наблюдатель­ном совете банка, были внесены изменения в устав и во внутренние документы банка, повышающие степень защищенности инте­ресов акционеров, а также разработан ряд новых внутренних документов по раскрытию информации.

Совет банка «Санкт-Петербург» действовал с 1989 года, а в 1996 году был переименован в наблюдательный совет. В состав наблюдатель­ного совета банка «Санкт-Петербург» входят 11 человек, в том числе три независимых ди­ректора: Индрек Нейвельт, глава инвестици­онной компании Trust IN, председатель Совета фонда развития Эстонии и председатель Со­вета культурного фонда президента Эстонии; Вячеслав Адамович Заренков, председатель совета директоров строительного холдинга «Эталон-Лен СпецСМУ», и Феликс Владимиро­вич Кармазинов, генеральный директор ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».

В апреле этого года была проведена оцен­ка мнений представителей инвестиционного сообщества о банке. В ходе опроса одним из аналитиков было высказано следующее мнение об уровне развития корпоративного управления и IR банка: «…Они (Банк «Санкт-Петербург») продемонстрировали высокий уровень профессионализма. Уровень кор­поративного управления на развивающихся рынках отстает от развитых стран, но я бы выделил этот банк по качеству корпоратив­ного управления; их отношение к аналитикам по части предоставления информации нахо­дится на очень высоком уровне. Это очень хороший показатель, и мы говорим об этом инвесторам».

ПРОГРАММА GDR

Одной из особенностей IPO банка «Санкт-Пе­тербург» стала временная программа GDR с последующей полной конвертацией расписок в обыкновенные акции. Насколько нам извест­но, такая структура сделки применялась в Рос­сии впервые.

Данный сценарий позволил решить сразу две задачи: предоставления инвесторам воз­можности торговли бумагами непосредственно после размещения и, в конечном итоге, повы­шения ликвидности акций за счет их концен­трации исключительно на российских бирже­вых площадках.

Специфика банковского IPO в России за­ключается в том, что согласно существующему законодательству акции могут торговаться на российских биржах только после регистрации проспекта эмиссии ЦБ РФ, то есть с момента объявления цены акций до начала бирже­вых торгов проходит около месяца. Торговля GDR без прохождения листинга может быть начата на следующий день после объявления цены акции.

Книга заявок была семикратно перепод­писана — интерес инвесторов к акциям был очень высок. Из 130 заявителей только 90 получили бумаги, но и их заявки были удов­летворены далеко не в полном объеме. Те инвесторы, которые не были удовлетворены аллокацией, получили возможность увеличить или уменьшить свой портфель на вторичном рынке. Именно это обстоятельство объясняет активную торговлю бумагами в первые дни после объявления цены. Около 50% от объема GDR сменили владельца в течение двух-трех Дней после начала торговли, то есть объем сделок превысил $100 млн.

В соответствии с первоначальными усло­виями выпуска GDR 6 декабря 2007 года, банк объявил о закрытии депозитарной програм­мы, предстоящем прекращении торгов GDR и конвертации всех GDR в обыкновенные акции банка. В соответствии с инвестиционным ме­морандумом держатели GDR могли конвер­тировать расписки в акции банка в течение 180 дней с момента получения уведомления. По истечении 180 дней банк-депозитарий мог продать невостребованные GDR по рыночной цене, а вырученные от продажи средства пе­редать держателям расписок.

Выбранная структура сделки позволила про­вести IPO в рекордно короткие сроки

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗМЕЩЕНИЯ

12.07.07 Организационная встреча

2-3.08.07 Презентация менеджмента

13.09.07 Презентация для аналитиков

9-26.10.07 Премаркетинг

23-31.10.07 Road show

01.11.07 Установление цены размещения

08.11.07 Расчеты по GDR

30.11.07 Регистрация отчета в ЦБ РФ

В настоящий момент акции банка «Санкт-Петербург» обращаются только на российских биржах. Они вернулись в Россию, приведя сюда своих владельцев — инвесторов из европей­ских и азиатских стран; возможно, подтвердив тенденцию, отмеченную экспертами: все боль­ше иностранных инвесторов «находят дорогу» на российские биржи.

СВЯЗИ С ИНВЕСТОРАМИ (IR)

Основными задачами дирекции по работе с инвесторами являются взаимодействие с ин­вестиционным сообществом и организация системы корпоративного управления в соот­ветствии с лучшей российской и международ­ной практикой. Как публичная компания банк обязан предоставлять рынку и инвестицион­ному сообществу определенную информацию о своей деятельности, в том числе о финансо­вых результатах.

Несмотря на то что становление отношений с инвестиционным сообществом (IR) началось чуть более года назад, за столь небольшой про­межуток времени развитие IR и корпоративно­го управления уже принесло первые плоды.

В своей работе служба IR задействует различные каналы коммуникаций: регуляр­но организуются телефонные конференции с аналитиками и инвесторами по квартальным и годовым результатам, проводятся личные встречи с ведущими представителями инвес­тиционного сообщества. На сайте банка по­явился полноценный раздел для инвесторов, в результате чего существенно увеличен объем и качество предоставляемой банком инфор­мации. Представители банка участвуют в спе­циализированных конференциях и семинарах. Выбор способа коммуникаций зависит от ин­формации, которую мы хотим донести, и ауди­тории, которую мы хотим охватить.

Системное взаимодействие с аналитиками и инвесторами и предоставление им полной досто­верной информации о деятельности банка по­вышает его инвестиционную привлекательность. Наша миссия заключается не только в представ­лении финансовых результатов, но и в объясне­нии наших целей, наших принципов страхования рисков, стратегии. Мы знаем о своих преиму­ществах на рынке, и наша цель — показать эти преимущества нашей целевой аудитории.