ЗА И ПРОТИВ – СИНДИЦИРОВАННЫЙ ИЛИ КЛУБНЫЙ КРЕДИТ?
Рубрика: Синдицированный кредитСуществует мнение, что некоторые преимущества синдицированных кредитов применимы и к так называемым клубным сделкам. В клубном кредите также участвуют несколько банков, причем группа банков формируется заемщиком напрямую, организатор кредита не назначается, а значит, и синдикации как таковой не происходит. Клубные кредиты могут быть эффективны при привлечении финансирования опытными заемщиками, которые уже имеют серьезные партнерские отношения с широким кругом банков. В ряде случаев для таких компаний проще обратиться к знакомым банкирам, а не выходить на кредитный рынок, этот вариант также может оказаться более быстрым, если компания поддерживает тесные отношения с банками-партнерами.
Однако, несмотря на относительную привлекательность клубных сделок (в первую очередь связанную с простотой привлечения средств), синдицированные кредиты все же имеют ряд преимуществ по сравнению с клубными. Несмотря на общепринятую точку зрения, клубные кредиты не всегда предполагают более привлекательную для заемщика стоимость привлечения средств. Верно, что банки, участвующие в клубном кредите, предоставляют собственный капитал, а следовательно, не несут рисков андеррайтинга (риск невозможности привлечь другие банки к дальнейшей синдикации кредита), а значит, заемщику не придется платить им за данный риск или за услуги по организации рыночной сделки.
Тем не менее, подсчитывая ожидаемую прибыль от клубной сделки, большинство банков все же будут ориентироваться на уровень прайсинга по синдицированным кредитам несмотря на более низкий уровень рисков и меньший объем предоставляемых ими услуг и в лучшем случае банковская комиссия будет лишь незначительно ниже, чем по синдицированному кредиту. Однако в ряде случаев процент по клубному кредиту в итоге оказывается выше, чем по синдицированному займу. Это связано с тем, что участие в клубной сделке обычно рассматривается как одолжение заемщику, а организация синдицированного кредита обеспечивает банкам не только дополнительные комиссии, но и определенный престиж: между банками существует жесткая конкуренция в стремлении оказаться в верхних строчках рейтингов организаторов синдицированных кредитов. Другими словами, организация синдицированных кредитов является сферой, где банки конкурируют между собой, клубные же сделки не рассматриваются банками как предмет конкуренции. При привлечении синдицированного кредита эта конкуренция часто обеспечивает заемщику более низкую процентную ставку.
Другое важное преимущество синдицированных кредитов состоит в том, что они рассматриваются как инструмент, с помощью которого компания может расширить круг банков-партнеров и диверсифицировать базу инвесторов, в то время как в случае клубного кредита компания прибегает к услугам уже имеющейся группы инвесторов. Ресурсы этой группы по определению ограничены, так как банки устанавливают кредитный лимит для каждого заемщика, и всякий раз, когда компания обращается к ним за кредитом, снижается возможность использовать этот ресурс в будущем. По этой причине клубные кредиты предпочтительны при неблагоприятной конъюнктуре рынка синдицированных кредитов, или если требуемый объем финансирования слишком мал, чтобы оправдать синдикацию. В остальных случаях синдицированный кредит позволит заемщику диверсифицировать базу инвесторов, что расширит его доступ к рынку капитала, а значит, и даст возможность привлечения дополнительных средств в будущем.