Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

ЗА И ПРОТИВ – СИНДИЦИРОВАННЫЙ ИЛИ КЛУБНЫЙ КРЕДИТ?

Рубрика: Синдицированный кредит

Существует мнение, что некоторые преимущес­тва синдицированных кредитов применимы и к так называемым клубным сделкам. В клубном кредите также участвуют несколько банков, причем группа банков формируется заемщи­ком напрямую, организатор кредита не назна­чается, а значит, и синдикации как таковой не происходит. Клубные кредиты могут быть эф­фективны при привлечении финансирования опытными заемщиками, которые уже имеют серьезные партнерские отношения с широким кругом банков. В ряде случаев для таких компа­ний проще обратиться к знакомым банкирам, а не выходить на кредитный рынок, этот вариант также может оказаться более быстрым, если компания поддерживает тесные отношения с банками-партнерами.

Однако, несмотря на относительную при­влекательность клубных сделок (в первую очередь связанную с простотой привлечения средств), синдицированные кредиты все же имеют ряд преимуществ по сравнению с клуб­ными. Несмотря на общепринятую точку зре­ния, клубные кредиты не всегда предполагают более привлекательную для заемщика стои­мость привлечения средств. Верно, что банки, участвующие в клубном кредите, предостав­ляют собственный капитал, а следовательно, не несут рисков андеррайтинга (риск невоз­можности привлечь другие банки к дальней­шей синдикации кредита), а значит, заемщику не придется платить им за данный риск или за услуги по организации рыночной сделки.

Тем не менее, подсчитывая ожидаемую при­быль от клубной сделки, большинство бан­ков все же будут ориентироваться на уровень прайсинга по синдицированным кредитам несмотря на более низкий уровень рисков и меньший объем предоставляемых ими услуг и в лучшем случае банковская комиссия будет лишь незначительно ниже, чем по синдицированному кредиту. Однако в ряде случаев про­цент по клубному кредиту в итоге оказывается выше, чем по синдицированному займу. Это связано с тем, что участие в клубной сделке обычно рассматривается как одолжение за­емщику, а организация синдицированного кредита обеспечивает банкам не только до­полнительные комиссии, но и определенный престиж: между банками существует жесткая конкуренция в стремлении оказаться в верх­них строчках рейтингов организаторов син­дицированных кредитов. Другими словами, организация синдицированных кредитов яв­ляется сферой, где банки конкурируют между собой, клубные же сделки не рассматриваются банками как предмет конкуренции. При при­влечении синдицированного кредита эта кон­куренция часто обеспечивает заемщику более низкую процентную ставку.

Другое важное преимущество синдициро­ванных кредитов состоит в том, что они рассмат­риваются как инструмент, с помощью которого компания может расширить круг банков-пар­тнеров и диверсифицировать базу инвесто­ров, в то время как в случае клубного кредита компания прибегает к услугам уже имеющейся группы инвесторов. Ресурсы этой группы по определению ограничены, так как банки уста­навливают кредитный лимит для каждого заем­щика, и всякий раз, когда компания обращает­ся к ним за кредитом, снижается возможность использовать этот ресурс в будущем. По этой причине клубные кредиты предпочтительны при неблагоприятной конъюнктуре рынка син­дицированных кредитов, или если требуемый объем финансирования слишком мал, чтобы оправдать синдикацию. В остальных случаях синдицированный кредит позволит заемщику диверсифицировать базу инвесторов, что рас­ширит его доступ к рынку капитала, а значит, и даст возможность привлечения дополнитель­ных средств в будущем.