Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Плюсы и минусы синдицированного кредитования для заемщика

Рубрика: Синдицированный кредит

Для любого заемщика, будь то корпорация или фи­нансовый институт, первый выход на международные долговые рынки может показаться сложной процеду­рой. Заемщику предлагаются разнообразные инстру­менты, каждый из которых характеризуется определен­ными параметрами в отношении срока привлечения, стоимости, круга потенциальных инвесторов, общей ем­кости рынка, документации, необходимости раскрытия информации, а также временных затрат и требуемого уровня профессионализма управленческого персонала компании. Иногда выбор инструмента может быть обус­ловлен волатильностью рынков, когда для одних инст­рументов рынок открыт, а для других закрыт. Однако в конечном итоге при выборе способа заимствования все сводится к ряду решений, принимаемых компани­ей и основанных на ее финансовых целях и понимании имеющихся вариантов.

Несмотря на такое количество исходных перемен­ных, синдицированные кредиты являются наиболее распространенным выбором заемщиков, если размер займа превышает возможности двустороннего кре­дита. В 2007 г. по всему миру было привлечено син­дицированных кредитов на сумму более $5 трлн, что почти вдвое превышает объем еврооблигаций, выпу­щенных за тот же период времени. Та же тенденция наблюдается и в России, где в 2007 году объем синдицированных кредитов достиг рекордно­го уровня в $90 млрд — больше, чем на любом другом развивающемся рынке, и почти в три больше, чем в Китае. Успех синдицированных кредитов в России и других странах связан с многочисленными преиму­ществами данного инструмента для заемщиков, которые мы и рассмотрим далее.

ЗАЧЕМ ВЫХОДИТЬ НА РЫНОК СИНДИЦИРОВАННЫХ КРЕДИТОВ?

Часто основным мотивом для компаний в их стремлении выйти на рынок синдицированных кредитов является стратегический момент, свя­занный с интересами не только казначейства, но и топ-менеджмента: привлечение синдици­рованного кредита рассматривается как способ сформировать группу международных финан­совых организаций, которые будут готовы в дальнейшем стать долгосрочными партнерами компании. В отличие от рынка облигаций, где инвесторы склонны к более меркантильному подходу, для банков — инвесторов рынка синди­цированных кредитов основным мотивом учас­тия в кредите является создание партнерских отношений, которые позволят сотрудничать с компанией на протяжении длительного периода времени и предлагать ей различные банковские продукты. Компания, в свою очередь, получает возможность расширить доступ к финансовым продуктам и услугам в целом, а также усиливает этим конкуренцию среди сотрудничающих с ней поставщиков данных продуктов. Создавая пар­тнерские отношения с рядом банков, компания также обеспечивает себе возможность получить дополнительное финансирование в будущем как в форме прямого кредита отданных банков, так и прибегая к их посредническим услугам для выхода на другие финансовые рынки.

Так как рынок синдицированных кредитов основан на построении долгосрочного парт­нерства, инвесторы участвуют в синдикации кредитов не потому, что их привлекает воз­можная прибыль по данным сделкам (зачастую это не так!), а скорее из-за будущих возмож­ностей для бизнеса, которые создаются в ре­зультате развития данных отношений. Подоб­ный коммерческий подход предполагает, что банки чувствуют себя морально обязанными участвовать в синдицированном кредите, что­бы поддержать компанию, даже если прибыль от сделки не соответствует их ожиданиям. Поэтому прайсинг по синдицированным креди­там иногда характеризуется как включающий «субсидию партнерства», то есть дисконт, ко­торый предлагают банки в надежде создания более прибыльного бизнеса в будущем. Такое поведение можно сравнить с тактикой супер­маркетов, выставляющих определенный то­вар по невыгодной цене в надежде привлечь в магазин покупателей, которые непременно купят помимо него что-то еще, и супермаркет в результате получит прибыль. Банки, занимаю­щиеся организацией синдицированных креди­тов, прекрасно знают о данном феномене, и это мотивирует их выступать андеррайтерами по кредитам с гораздо более низкой процентной ставкой, чем при размещении еврооблигаций. Для заемщика это также часто оказывается дешевле, чем привлечение двустороннего кре­дита. Данное преимущество синдицированных кредитов объясняет их популярность среди за­емщиков, а также то, почему большинство ком­паний предпочитают сначала выйти на рынок синдицированных кредитов и только потом на­чинать диверсифицировать активы, обращаясь к другим финансовым инструментам.

Иногда компания все же может привлечь двусторонний кредит дешевле, чем синдици­рованный, так как в этом случае отсутствует плата за организацию рыночной сделки. Одна­ко в большинстве случаев синдицированный кредит оказывается более выгодным по сто­имости вариантом привлечения средств, чем двусторонние кредиты. Это связано с тем, что заемщики часто используют синдицированные кредиты как средство привлечения внимания общественности: по окончании синдикации выходит пресс-релиз, сообщающий о том, что компания сумела успешно привлечь финан­сирование на выгодных для нее условиях. Именно поэтому заемщики проявляют боль­шую настойчивость, стремясь договориться о привлечении синдицированного кредита на выгодных для них условиях, чем при обсужде­нии двусторонних кредитов, которые по опре­делению являются непубличными сделками. Банки также зачастую склонны предложить привлекательный прайсинг по синдицирован­ному кредиту из-за конкуренции за престиж­ное право организовать сделку. В результате оказывается, что многие компании платят бо­лее высокий процент по двусторонним, чем по синдицированным кредитам.

Еще одним важным преимуществом синди­цированных кредитов по сравнению с другими инструментами является их гибкость. В част­ности, заемщики очень ценят то, что синдици­рованные кредиты в любой момент могут быть погашены досрочно без штрафных санкций, в противоположность, к примеру, еврооблигаци­ям (где заемщик должен выплачивать фикси­рованный процент на протяжении всего срока обращения бумаг). Данная особенность син­дицированных кредитов представляет особый интерес для заемщиков в нестабильный период если в будущем ожидается улучшение ко­нъюнктуры рынка. Вместо того чтобы выплачивать высокий процент до установленного срока погашения кредита, можно рефинансировать его под более низкую процентную ставку, ког­да ситуация на рынке улучшится, штрафы за досрочное погашение кредита при этом от­сутствуют. В 2003-2006 годах, когда маржа на российском рынке синдицированных кредитов снижалась очень быстро, некоторые средне­срочные кредиты по несколько раз рефинан­сировались, или в условия кредита вносились изменения, так как заемщики стремились из­влечь выгоду из улучшающейся рыночной ко­нъюнктуры и несколько раз понижали процен­тную ставку по кредиту.

Гибкость синдицированных кредитов также проявляется в том, что условия кредита могут быть скорректированы с течением времени в соответствии с потребностями заемщика. Вне зависимости от типа долгового инстру­мента, с помощью которого компания реша­ет привлечь финансирование, в финансовой документации будут прописаны некоторые обязательства и ограничения, которых она должна придерживаться. Таким образом, заемщик будет стремиться договориться о привлечении финансирования на таких усло­виях, которые позволят компании вести дела в обычном режиме на протяжении всего сро­ка существования долгового обязательства. В то же время, бизнес со временем развива­ется, а значит, существует вероятность того, что через несколько месяцев или лет заемщик не сможет или не захочет придерживаться ограничений, прописанных в документации по займу (например, это может касаться обя­зательства придерживаться определенных финансовых показателей, иметь определен­ные активы и т.п.). В этом случае заемщи­ку необходимо убедить кредиторов внести поправки в условия предоставления фи­нансирования. Как правило, для публичных долговых инструментов (например, еврооб­лигаций) этот процесс является сложным и дорогостоящим в связи с большим числом держателей бумаг, среди которых есть и час­тные инвесторы, о которых компании может быть ничего не известно. В случае синди­цированного кредита заемщик имеет дело с ограниченным кругом инвесторов, в основ­ном состоящим из банков — партнеров ком­пании. Эти инвесторы обычно готовы найти приемлемое для всех сторон решение, если заемщик не может более функционировать в соответствии с ограничениями, прописан­ными в документации по кредиту. Данная гибкость, позволяющая вносить поправки в некоторые пункты документации с течением времени, также является важным преимущес­твом синдицированных кредитов в сравнении с двусторонними кредитами, так как она пред­полагает возможность договориться сразу со значительным числом инвесторов об измене­нии условий кредита, так как кредиторы, как правило, принимают решение при наличии 2/3 голосов в его поддержку.