Плюсы и минусы синдицированного кредитования для заемщика
Рубрика: Синдицированный кредитДля любого заемщика, будь то корпорация или финансовый институт, первый выход на международные долговые рынки может показаться сложной процедурой. Заемщику предлагаются разнообразные инструменты, каждый из которых характеризуется определенными параметрами в отношении срока привлечения, стоимости, круга потенциальных инвесторов, общей емкости рынка, документации, необходимости раскрытия информации, а также временных затрат и требуемого уровня профессионализма управленческого персонала компании. Иногда выбор инструмента может быть обусловлен волатильностью рынков, когда для одних инструментов рынок открыт, а для других закрыт. Однако в конечном итоге при выборе способа заимствования все сводится к ряду решений, принимаемых компанией и основанных на ее финансовых целях и понимании имеющихся вариантов.
Несмотря на такое количество исходных переменных, синдицированные кредиты являются наиболее распространенным выбором заемщиков, если размер займа превышает возможности двустороннего кредита. В 2007 г. по всему миру было привлечено синдицированных кредитов на сумму более $5 трлн, что почти вдвое превышает объем еврооблигаций, выпущенных за тот же период времени. Та же тенденция наблюдается и в России, где в 2007 году объем синдицированных кредитов достиг рекордного уровня в $90 млрд — больше, чем на любом другом развивающемся рынке, и почти в три больше, чем в Китае. Успех синдицированных кредитов в России и других странах связан с многочисленными преимуществами данного инструмента для заемщиков, которые мы и рассмотрим далее.
ЗАЧЕМ ВЫХОДИТЬ НА РЫНОК СИНДИЦИРОВАННЫХ КРЕДИТОВ?
Часто основным мотивом для компаний в их стремлении выйти на рынок синдицированных кредитов является стратегический момент, связанный с интересами не только казначейства, но и топ-менеджмента: привлечение синдицированного кредита рассматривается как способ сформировать группу международных финансовых организаций, которые будут готовы в дальнейшем стать долгосрочными партнерами компании. В отличие от рынка облигаций, где инвесторы склонны к более меркантильному подходу, для банков — инвесторов рынка синдицированных кредитов основным мотивом участия в кредите является создание партнерских отношений, которые позволят сотрудничать с компанией на протяжении длительного периода времени и предлагать ей различные банковские продукты. Компания, в свою очередь, получает возможность расширить доступ к финансовым продуктам и услугам в целом, а также усиливает этим конкуренцию среди сотрудничающих с ней поставщиков данных продуктов. Создавая партнерские отношения с рядом банков, компания также обеспечивает себе возможность получить дополнительное финансирование в будущем как в форме прямого кредита отданных банков, так и прибегая к их посредническим услугам для выхода на другие финансовые рынки.
Так как рынок синдицированных кредитов основан на построении долгосрочного партнерства, инвесторы участвуют в синдикации кредитов не потому, что их привлекает возможная прибыль по данным сделкам (зачастую это не так!), а скорее из-за будущих возможностей для бизнеса, которые создаются в результате развития данных отношений. Подобный коммерческий подход предполагает, что банки чувствуют себя морально обязанными участвовать в синдицированном кредите, чтобы поддержать компанию, даже если прибыль от сделки не соответствует их ожиданиям. Поэтому прайсинг по синдицированным кредитам иногда характеризуется как включающий «субсидию партнерства», то есть дисконт, который предлагают банки в надежде создания более прибыльного бизнеса в будущем. Такое поведение можно сравнить с тактикой супермаркетов, выставляющих определенный товар по невыгодной цене в надежде привлечь в магазин покупателей, которые непременно купят помимо него что-то еще, и супермаркет в результате получит прибыль. Банки, занимающиеся организацией синдицированных кредитов, прекрасно знают о данном феномене, и это мотивирует их выступать андеррайтерами по кредитам с гораздо более низкой процентной ставкой, чем при размещении еврооблигаций. Для заемщика это также часто оказывается дешевле, чем привлечение двустороннего кредита. Данное преимущество синдицированных кредитов объясняет их популярность среди заемщиков, а также то, почему большинство компаний предпочитают сначала выйти на рынок синдицированных кредитов и только потом начинать диверсифицировать активы, обращаясь к другим финансовым инструментам.
Иногда компания все же может привлечь двусторонний кредит дешевле, чем синдицированный, так как в этом случае отсутствует плата за организацию рыночной сделки. Однако в большинстве случаев синдицированный кредит оказывается более выгодным по стоимости вариантом привлечения средств, чем двусторонние кредиты. Это связано с тем, что заемщики часто используют синдицированные кредиты как средство привлечения внимания общественности: по окончании синдикации выходит пресс-релиз, сообщающий о том, что компания сумела успешно привлечь финансирование на выгодных для нее условиях. Именно поэтому заемщики проявляют большую настойчивость, стремясь договориться о привлечении синдицированного кредита на выгодных для них условиях, чем при обсуждении двусторонних кредитов, которые по определению являются непубличными сделками. Банки также зачастую склонны предложить привлекательный прайсинг по синдицированному кредиту из-за конкуренции за престижное право организовать сделку. В результате оказывается, что многие компании платят более высокий процент по двусторонним, чем по синдицированным кредитам.
Еще одним важным преимуществом синдицированных кредитов по сравнению с другими инструментами является их гибкость. В частности, заемщики очень ценят то, что синдицированные кредиты в любой момент могут быть погашены досрочно без штрафных санкций, в противоположность, к примеру, еврооблигациям (где заемщик должен выплачивать фиксированный процент на протяжении всего срока обращения бумаг). Данная особенность синдицированных кредитов представляет особый интерес для заемщиков в нестабильный период если в будущем ожидается улучшение конъюнктуры рынка. Вместо того чтобы выплачивать высокий процент до установленного срока погашения кредита, можно рефинансировать его под более низкую процентную ставку, когда ситуация на рынке улучшится, штрафы за досрочное погашение кредита при этом отсутствуют. В 2003-2006 годах, когда маржа на российском рынке синдицированных кредитов снижалась очень быстро, некоторые среднесрочные кредиты по несколько раз рефинансировались, или в условия кредита вносились изменения, так как заемщики стремились извлечь выгоду из улучшающейся рыночной конъюнктуры и несколько раз понижали процентную ставку по кредиту.
Гибкость синдицированных кредитов также проявляется в том, что условия кредита могут быть скорректированы с течением времени в соответствии с потребностями заемщика. Вне зависимости от типа долгового инструмента, с помощью которого компания решает привлечь финансирование, в финансовой документации будут прописаны некоторые обязательства и ограничения, которых она должна придерживаться. Таким образом, заемщик будет стремиться договориться о привлечении финансирования на таких условиях, которые позволят компании вести дела в обычном режиме на протяжении всего срока существования долгового обязательства. В то же время, бизнес со временем развивается, а значит, существует вероятность того, что через несколько месяцев или лет заемщик не сможет или не захочет придерживаться ограничений, прописанных в документации по займу (например, это может касаться обязательства придерживаться определенных финансовых показателей, иметь определенные активы и т.п.). В этом случае заемщику необходимо убедить кредиторов внести поправки в условия предоставления финансирования. Как правило, для публичных долговых инструментов (например, еврооблигаций) этот процесс является сложным и дорогостоящим в связи с большим числом держателей бумаг, среди которых есть и частные инвесторы, о которых компании может быть ничего не известно. В случае синдицированного кредита заемщик имеет дело с ограниченным кругом инвесторов, в основном состоящим из банков — партнеров компании. Эти инвесторы обычно готовы найти приемлемое для всех сторон решение, если заемщик не может более функционировать в соответствии с ограничениями, прописанными в документации по кредиту. Данная гибкость, позволяющая вносить поправки в некоторые пункты документации с течением времени, также является важным преимуществом синдицированных кредитов в сравнении с двусторонними кредитами, так как она предполагает возможность договориться сразу со значительным числом инвесторов об изменении условий кредита, так как кредиторы, как правило, принимают решение при наличии 2/3 голосов в его поддержку.