Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

СИНДИЦИРОВАННЫЕ КРЕДИТЫ: ЕСТЬ ЛИ НЕДОСТАТКИ?

Рубрика: Синдицированный кредит

У синдицированных кредитов нет фундаменальных недостатков, однако в финансовом мире не существует идеальных инструментов на все случаи жизни, а значит, нельзя утверждать, что синдицированные кредиты всегда подой­дут любой компании с точки зрения требова­ний, предъявляемых к привлечению финанси­рования. Поэтому вопрос скорее заключается в сравнении синдицированных кредитов с дру­гими инструментами по ряду критериев, кото­рые важны для заемщиков. Обратимся к спис­ку основных критериев, по которым другие финансовые инструменты в ряде случаев могут быть более привлекательными для заемщиков, чем синдицированные кредиты.

  • Срок заимствования: банковские кре­диты (синдицированные, двусторонние или клубные) обычно являются краткосрочными или среднесрочными, но не долгосрочными. В России частные банки обычно могут при­влечь кредит на срок до года, банки с государс­твенным участием — на срок до трех лет, а кор­поративные заемщики — на срок до пяти лет. В этом кредитный рынок коренным образом отличается от рынка еврооблигаций, где воз­можно привлечение средств на 10 лет и более в силу требований, предъявляемых инвестора­ми к еврооблигациям. Также банки-кредиторы часто настаивают на том, чтобы кредит (особен­но привлеченный на срок от трех лет и более) выплачивался по амортизационной схеме, в то время как еврооблигации погашаются в полном объеме по окончании срока обращения. Это говорит о том, что еврооблигации могут ока­заться более пригодными при финансировании Долгосрочных инвестиций компании.
  • Финансовые ковенанты: банки обычно предоставляют финансирование под более низкий процент, чем другие инвесторы, однако в обмен на это они контролируют собственные кредитные риски, требуя, чтобы заемщик при­нял ряд ограничений, в частности, в отношении пропорций, связанных с долговой нагрузкой компании, денежными потоками, акциями и т.д. Данные финансовые ковенанты строже, Чем ковенанты, которые институциональные инвесторы предъявляют заемщикам на рынке еврооблигаций или рублевых облигаций, так как инвесторы здесь, как правило, доверяют рейтинговым агентствам в вопросе оценки и мониторинга кредитного качества заемщика. Важно отметить, что финансовые ковенанты характерны для любого типа кредита вне зави­симости от того, синдицирован он или нет, так как они являются требованиями практически всех кредитных комитетов банков.
  • Технические аспекты: так как синди­цированные кредиты предполагают участие нескольких кредиторов, процедура выплаты средств по кредиту должна быть простой и упо­рядоченной. К примеру, от заемщика требуется предоставление заявки на получение средств по меньшей мере за три дня до их выдачи, пос­ле чего необходимо проведение специальных процедур. Когда компания привлекает прямой двусторонний кредит, в нем участвует толь­ко один банк, что предполагает в этом смысле большую гибкость сделки. Двусторонние кре­диты могут быть предоставлены с овердрафтом, также компания может отправить запрос на предоставление финансирования за несколько часов до получения денег. В синдицированных кредитах эти преимущества отсутствуют. Сле­довательно, заемщик, стремящийся к большей гибкости в операциях фондирования, должен иметь в своем распоряжении по меньшей мере один или два двусторонних кредита, даже если большая часть его потребностей в финансиро­вании удовлетворяется с помощью синдициро­ванных кредитов.

Четкие условия: на рынке облигаций прайсинг меняется каждую секунду, так как обычно волатильность очень высока, следо­вательно, заемщики уполномочивают банки организовать эмиссию, не зная точно, сколь­ко будет стоить данное финансирование. На рынке синдицированных кредитов прайсинг меняется гораздо медленнее, а значит, банки могут оговорить этот параметр с заемщиком до подписания мандата на организацию кре­дита. Может создаться впечатление, что прай­синг является фиксированным и гарантирован банками. Однако это не так: синдицированные кредиты, как и еврооблигации, представляют собой рыночные сделки, где задачей организа­тора является найти инвесторов и проследить, чтобы сделка соответствовала их требованиям к инвестициям. На кредитном рынке сложно отследить стоимость заимствовании, так как не существует котировок, отображающихся на экранах компьютеров в банках, кроме того, синдикация обычно длится несколько недель, и ожидания рынка могут измениться в процес­се привлечения кредита. В результате в прак­тике привлечения синдицированных кредитов существует право организаторов изменять ус­ловия кредита при недостаточном уровне под­писки, что позволяет им увеличивать прайсинг по кредиту, если это необходимо для успешного проведения сделки. То есть уровень прайсинга, согласованный на стадии подписания мандата, является скорее индикативным (и, как прави­ло, соответствующим действительности), чем фиксированным параметром, в этом он схож с прайсингом по еврооблигациям. Единствен­ный инструмент, который может обеспечить полную уверенность в стоимости заимствова­ния — это двусторонний кредит, так как его привлечение проходит не на открытом рынке. Однако суммы, которые можно привлечь через двусторонний кредит, значительно ограниче­ны, и его стоимость необязательно окажется более привлекательной.

• Требования по отчетности: так как син­дицированный кредит — это своего рода знакомство заемщика с новыми инвесторами, то предполагается, что инвесторам будет пре­доставлен определенный объем информации. Этот уровень раскрытия информации может иногда превышать обычную для заемщика практику при привлечении двустороннего кредита: в частности, обычно требуется от­четность по МСФО на английском языке, необ­ходимо также раскрытие списка акционеров заемщика. Однако требования к отчетности в целом не так многочисленны, как при рыноч­ном размещении ценных бумаг. Важно отме­тить, что синдицированные кредиты являют­ся частными контрактами, а следовательно информация сообщается только конкретным инвесторам на условиях строгой конфиденци­альности, о чем подписывается соответству­ющее соглашение.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что синдицированный кредит — очень многогран­ный инструмент, обычно предоставляющий наибольшие преимущества для заемщиков по сравнению с другими финансовыми инструмен­тами. Синдицированные кредиты лежат в ос­нове стратегии привлечения финансирования компаний, так как дают заемщику возможность получить очень ценный актив: долгосрочные отношения с банками. К счастью, рынок син­дицированных кредитов в целом остается от­крытым даже в сложные для рынков периоды, такие как начавшийся летом 2007 года кредит­ный кризис, потрясший всю мировую финан­совую систему. А значит, можно ожидать, что синдицированные кредиты останутся долговым инструментом, которому российские заемщики будут отдавать предпочтение на протяжении последующих месяцев и даже лет.