Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Проектное финансирование в кредит

Рубрика: Международное кредитование

Новая форма долгосрочного частного международного кредитова­ния — проектное финансирование в кредит. Как правило, такое кре­дитование является консорциальным. Его специфика заключается в том, что основные этапы инвестиционного цикла взаимосвязаны и входят в компетенцию определенного банковского синдиката (кон­сорциума), возглавляемого банком-менеджером. Банк, организующий проектное финансирование, проходит следующие этапы инвестицион­ного цикла:

  • поиск объемов вложений;
  • оценка рентабельности и риска проекта;
    • разработка схемы кредитования (финансовый монтаж опера­ции);
      • заключение взаимоувязанных соглашений с участниками про­ектного финансирования;
      • выполнение производственной коммерческой и финансовой про­граммы до полного погашения кредитов;
      • оценка финансовых результатов проекта и их сопоставление с запланированными показателями.

В крупных банках в состав отдела «Проектное финансирование» входят также инженеры. Для оценивания технико-экономического обеспечения проекта и расчета вариантов его реализации банки часто привлекают независимых экспертов, взимая за это специальную ко­миссию с клиента до решения вопроса о предоставлении ему кредита.

Примером консорциального кредита в форме проектного финанси­рования может служить финансирование крупномасштабного проекта «Евротуннель». Этот туннель длиной около 50 км под проливом Ла-Манш в начале 1993 г. соединил Великобританию с континентальной Европой. Проект «Евротуннель» — самый крупный из осуществлен­ных (его общая стоимость — 60 млрд дол.).

Впервые кредитование крупномасштабного проекта в сфере инф­раструктур было обеспечено на частнопредпринимательской основе без привлечения средств государственного бюджета и без государ­ственных гарантий. Капитал специально созданной компании, отве­чающей за реализацию проекта, в размере 10 млрд французских франков был мобилизован с помощью новой оригинальной формы — выпуска франко-британских ценных бумаг, состоящих из одной ак­ции французской компании и одной акции британской компании, причем эти ценные бумаги не подлежали разделению и котировались на бирже в совокупности, поскольку обе компании управлялись как единая с общим административным советом и дирекцией. Две трети капитала были мобилизованы на финансовых рынках в наименее благоприятный момент — непосредственно после биржевого краха 16 октября 1987 г., не имевшего прецедента, кроме мирового кризи­са 1929-1933 гг. Международный кредит в размере 50 млрд фран­цузских франков (основной кредит — 40 млрд французских франков и резервный на условиях «стэнд-бай» — 10 млрд французских фран­ков), гарантированный 50 международными банками, был предос­тавлен банковским синдикатом (состоящим из 198 банков, впослед­ствии — из 209), возглавляемым К. Лионнэ, и четырьмя другими французскими и британскими банками. Речь идет о самом крупномас­штабном синдикацированном кредите, предоставленном на условиях ограниченной ответственности заемщика, погашение которого обеспе­чивается только поступлениями доходов от этого проекта.

Срок погашения кредита — 18 лет — почти вдвое превышает обычный максимальный срок, применяемый для кредиторов.

Финансирование было организовано вопреки общепринятому пра­вилу проектного финансирования, согласно которому банки не прини­мают технических рисков, если реализация проекта предполагает ра­боты в малоизученных геологических структурах и использование недостаточно испытанных технологий.

Принцип кредитования с погашением за счет эксплуатации нереа­лизованного проекта предполагает, что банки-кредиторы должны обеспечить приоритет своих требований к заемщику по сравнению с другими инвесторами, в том числе строительными компаниями, вы­полняющими работы по этому проекту. Отсюда вытекают требования к заемщику принять на себя обязательства не заниматься иными вида­ми деятельности, не брать других кредитов и пр. Кроме того, заемщик (компания-концессионер) передает в залог банкам все имущество, за исключением того, что является предметом этой концессии. В догово­ре концессии оговаривается «право замены», позволяющее кредито­рам добиться передачи концессии от компании-заемщика другому концессионеру (в случае неспособности заемщика-концессионера вы­полнить свои обязательства, т. е. в случае финансовой несостоятель­ности). Обычно «право замены» может вступить в силу после объявле­ния кредиторами заемщика неплатежеспособным.

Обязательства К. Лионнэ по обеспечению финансирования вступи­ли в силу только после выполнения следующих предварительных усло­вий:

  • подтверждение технической, экономической и коммерческой осуществимости проекта и размера инвестиций независимыми консультантами, уполномоченными банком;
  • подписание на приемлемых для банка условиях основных со­глашений, регулирующих деятельность компании-концессионе­ра, особенно договора концессии, подряда на строительство, контракта эксплуатации объекта, условий кредитования с учас­тниками банковского синдиката и соответствующей схемы обеспечения кредита;
  • одобрение банком юридической структуры, состава акционеров и дирекции компании-концессионера, а также процедуры эксп­луатации объекта;
  • подтверждение компетентными государственными организация­ми права компании-концессионера свободно устанавливать та­рифы;
  • принятие компанией-концессионером и ее основными акционе­рами обязательства не отказываться от реализации проекта без согласия банков-кредиторов; обязательства компании-концес­сионера приложить все усилия для обеспечения дополнительно­го финансирования из других источников, если это окажется не­обходимым для продолжения реализации проекта.





Метка: