Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

РОЛЬ ЗОЛОТА В МЕЖДУНАРОДНЫХ ВАЛЮТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ: НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Рубрика: Международные валютно-кредитные и финансовые отношения

Исторически функция мировых денег стихийно закрепилась за золотом и серебром, а в рамках Парижской валютной системы (1867 г.) — только за золотом. Однако в роли золота произошли существенные изменения под влиянием демонетизации. Демонети­зация золота — процесс постепенной утраты им денежных функ­ций. Этот процесс длительный, как и демонетизация серебра, которая продолжалась несколько столетий до конца XIX в.

Демонетизация золота обусловлена объективными и субъек­тивными причинами.

1. Золотые деньги не соответствуют потребностям современ­ного товарного производства, когда преодолена экономическая обособленность товаропроизводителей в связи с тенденцией к обобществлению и планомерности даже при частной собственности.

2. С развитием кредитных отношений кредитные деньги — бан­кноты, векселя, чеки — постепенно вытеснили золото вначале из внутреннего денежного обращения, а затем из международных валютных отношений.

3. Субъективные факторы — валютная политика США, госуда­рственное регулирование операций с золотом — ускоряют его демонетизацию.

Стратегия валютной политики США в отношении золота на­правлена на дискредитацию его как основы мировой валютной системы в целях укрепления международных позиций доллара. США взяли курс на гегемонию доллара после первой мировой войны, когда финансовый центр переместился из Европы в Амери­ку. После второй мировой войны США, опираясь на свой возросший валютно-экономический потенциал, развернули борьбу за господство доллара под лозунгом «доллар лучше золота». Такти­ка стратегического курса США на укрепление гегемонии доллара путем ускорения демонетизации золота менялась в зависимости от конкретной обстановки. В условиях послевоенной разрухи в Запад­ной Европе, Японии усилилась роль золота, и США использовали свои возросшие золотые резервы (24,6 млрд долл. в 1949 г., или 75% официальных золотых резервов капиталистического мира) в качестве подпорки доллара. Был установлен размен доллара на золото для иностранных центральных банков, что способствовало стабилизации его курса.

Под давлением США в целях сохранения ведущих позиций доллара на протяжении более 35 лет (1934—1971 гг.) поддер­живалась заниженная официальная цена золота (35 долл. за 1 тройскую унцию, равную 31,1035 г), которая служила базой официального масштаба цен и паритетов валют. Под воздействи­ем государственного регулирования отрыв официальной цены зо­лота от его реальной стоимости приобрел значительный размер. Устав МВФ обязал страны-члены совершать правительственные операции с золотом лишь по официальной цене для поддержания неизменного золотого содержания доллара и его репутации как резервной валюты. С этой же целью впервые в истории осуществ­лялось межгосударственное регулирование рыночной цены золота через золотой пул в 1961—1968 гг. С 70-х годов, когда относитель­но ослабли международные позиции США, избыток долларов, огромная краткосрочная задолженность страны, обесценение доллара способствовали возрастанию роли золота как реального резервного актива. В этих условиях МВФ под давлением США активизировал политику по ускорению демонетизации золота — соперника доллара.

Различаются два аспекта демонетизации золота: юридичес­кий и фактический. Ямайская валютная реформа зафиксировала юридическое завершение демонетизации. В измененном Уставе МВФ исключена любая ссылка на золото при определении парите­тов и курсов валют, отменены золотые паритеты и официальная цена золота. С отменой официальной цены золота центральным банком было запрещено увеличивать золотые запасы сверх их уровня по состоянию на 31 августа 1975 г. в течение двух лет. Однако в Уставе МВФ нет прямого отрицания золота как между­народного резервного актива. Фактически демонетизация золота не завершена. Вопрос о роли золота решается не законодательными актами и волевыми решениями, а реальными условиями товарного производства, мирового хозяйства и валютных отношений.

Длительность и противоречивость процесса демонетизации зо­лота порождают разнобой в оценках его степени. Одни экономи­сты полагают, что демонетизации не происходит и золото продол­жает выполнять классические функции денег. Другие утверждают, что золото полностью демонетизировано и является лишь ценным сырьевым товаром. Третьи считают, что демонетизация золота происходит активно, но не завершена.

Рассмотрим основные изменения роли золота в валютной сфере.

1. Кредитные деньги вытеснили золото из внутреннего и меж­дународного оборота. Золото перестало непосредственно обмени­ваться на товары, не устанавливаются золотые цены. Оно переста­ло непосредственно обслуживать как средство обращения и плате­жа экономические связи товаропроизводителей. Однако золото сохраняет за собой важную роль в экономическом обороте в каче­стве: чрезвычайных мировых денег, обеспечения международных кредитов, воплощения богатства. Участие золота в международ­ных валютных отношениях опосредствуется неразменными кре­дитными деньгами и сосредоточено на особых рынках — рынках золота, где происходит их фактический размен.

2. Функция денег как средства образования сокровищ с уходом золота из обращения характеризуется новыми моментами. Со­кровища перестали служить стихийным регулятором денежного обращения, так как золото не может автоматически переходить из сокровищ в обращение и обратно в силу неразменности кредитных денег. Однако эта функция не превратилась в застывшую: ее связь с внутренним и мировым рынками сохранилась, хотя и существен­но изменилась. Сокровище выступает как своеобразный страховой фонд государства (33,8 тыс. т в мире на июль 1998 г.) и частных лиц (25,4 тыс. т, по оценке МВФ). Связь частной тезаврации с процессом воспроизводства проявляется в превращении части капитала в золото в целях сохранения своей реальной ценности в условиях инфляции и валютного кризиса. Официальные золотые запасы, сосредоточенные в центральных банках, финансовых ор­ганах государства и международных валютно-кредитных органи­зациях, имеют интернациональное значение как международные активы. Несмотря на политику ускорения демонетизации золота, золотой запас США (8,138 тыс. т) составляет почти столько, сколько у трех других стран, имеющих наибольшие официальные резервы (ФРГ, Швейцарии и Франции). Объем золотого запаса отражает валютно-финансовые позиции страны и служит одним из показателей ее кредитоспособности.

Основным держателем золота (около 85% золотых резервов мира) является «десятка» ведущих стран. Золотые резервы рас­пределены неравномерно (в США — 8,138 тыс. т, ФРГ — около 3 тыс., Швейцарии — 2,6 тыс., Франции — 2,5 тыс., в Италии — 2 тыс. т). Периодически происходит их перераспределение в соот­ветствии с изменением позиции страны в мировом производстве и торговле. Доля США в официальных резервах золота умень­шилась с 75% (20,3 тыс. т) в 1950 г. до 28% (8,138 тыс. т) в 1998 г., а стран Западной Европы, особенно ЕС, увеличилась с 16% (4,8 тыс. т) до 52% (около 15 тыс. т). Япония имеет незначитель­ные золотые резервы, хотя они возросли с 3 до 754 т в 1948— 1992гг. и сохраняются на этом уровне (1998 г.). В Японии легализованы импорт золота в 1974 г. и его экспорт в 1978 г., ор­ганизован золотой рынок в 1982 г.

Постоянным явлением стало хранение части официальных зо­лотых резервов (6,3 тыс. т, или около 17%) в международных организациях (в МВФ — 3,2 тыс. т, Европейском валютном ин­ституте* — около 2,86 тыс. т, в Банке международных расчетов в Базеле (БМР) — 0,21 тыс. т). На долю более 120 развивающихся стран приходится около 18% (4,9 тыс. т) официальных золотых резервов мирового сообщества. В условиях повышения цен на нефть с середины 70-х годов несколько возросли золотые запасы членов Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК ), а затем сократились. Большинство развивающихся стран имеют незначи­тельные золотые запасы.

* В сменившем его в 1998 г. Европейском центральном банке золото составляет более 10% активов.

Объем государственных и частных сокровищ (свыше 60 тыс. т) равен добыче золота в западном мире более чем за полвека. Нет ни одного товара, накопленного в таком объеме, поэтому золотые запасы трудно реализовать без конфликтов. Причем современное товарное производство не выработало альтернативы золоту в фу­нкции сокровищ. Натуральные свойства золота — однородность, делимость, прочность, долговечность — наиболее соответствуют требованиям, предъявляемым к мировым деньгам.

3. В функции золота как мировых денег также произошли изменения.

Во-первых, тенденция к ограничению международных расчетов золотом завершилась тем, что отпала необходимость непосредст­венного его использования в этой сфере. Характерно, что и при золотом стандарте широко применялись кредитные средства меж­дународных расчетов, а золото служило лишь для погашения пассивного сальдо платежного баланса.

Во-вторых, золото выступает как мировые деньги, сохраняя их троякое назначение — служить всеобщим покупательным, платеж­ным средством и материализацией общественного богатства. Золото и поныне является всеобщим товаром мировых рынков. Имея золото, можно приобрести на рынках золота необходимые валюты, а на них — любые товары и погасить задолженность. При кризисных ситуациях возрастает роль золота как чрезвычайных мировых денег. Валютные кризисы сопровождаются «бегством» от неустойчивых валют к золоту в форме «золотых лихорадок». Развивающиеся страны, получив 46,5 т золота от МВФ в порядке возврата их взносов, продали около 20 т для погашения внешней задолженности.

Вопреки юридической демонетизации золота оно играет важ­ную роль в международных валютно-кредитных отношениях.

1. Учитывая значение золотых резервов, государства стремятся поддерживать их на определенном уровне на случай экономичес­ких, политических, военных осложнений. С середины 70-х годов большинство стран периодически переоценивают их по цене, ори­ентированной на рыночный уровень. Лишь США, располагая са­мым крупным золотым запасом, применяют при его оценке от­мененную официальную цену в 42,22 долл. за унцию. Центральные банки берегут золотые запасы, сохранив их почти неизменными с 1973 г., а некоторые из них (Франция, Швейцария) покупали золото на аукционах для пополнения государственных запасов. В 80-х годах ряд стран ОПЕК (Иран, Ирак, Ливия, Индонезия) также приобретал золото на рынке.

2. Центральные банки используют свои золотые резервы для сделок «своп», обеспечения международных кредитов (Ита­лия, Португалия, Уругвай в середине 70-х годов, развивающиеся страны в 80-х годах) в целях покрытия дефицита платежного баланса и оплаты внешних долгов. Периодически часть золота продают для пополнения валютных резервов (например, Банк Англии, МВФ на рубеже XX и XXI столетий).

В ЕВС 20% официальных золотых запасов стран-членов слу­жили частичным обеспечением эмиссии ЭКЮ. Золото сохранено в активах (10—15%) Европейского центрального банка, осущест­вляющего эмиссию евро с 1999 г.

3. В противовес политике демонетизации ЕВС основана на частичном использовании золота в операциях между централь­ными банками и ЕФВС, с 1994 г. — Европейским валютным институтом, с 1998 г. — Европейским центральным банком, 20% официальных золотых запасов стран — членов ЕВС служат ча­стичным обеспечением эмиссии ЭКЮ, а с 1999 г. — евро.

Таким образом, золото и в современных условиях сохраняет определенные качества валютного металла, т.е. чрезвычайных ми­ровых денег.