Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Способы реорганизации коммерческого банка в России

Рубрика: Регулирование деятельности банков

Реорганизация деятельности КБ может быть инициативной и принудительной и рассматривается как самостоятельная форма оздоровления банка.

ГК РФ устанавливает (ст.57), что реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Языковой способ толкования права позволяет рассматривать как реорганизацию любое нововведение, улучшение, в частности, получение дополнительной лицензии.

Инициативная реорганизация банка.

Может быть связана с расширением сфер деятельности, перечня выполняемых операций, изменениями на рынке. Необходимо руководствоваться 92 и 104 статьями ГК РФ, регламентирующими реорганизацию обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ. Должны учитываться и положения Устава банка, регламентирующие реорганизацию и принятие решений.

Ст. 11 закона “О несостоятельности и банкротстве” устанавливает, что руководитель исполнительного органа банка должен сам выступить организатором процесса реорганизации, если в деятельности банка имеются проблем, угрожающие стабильности банка. При этом он должен в течение 10 дней с момента возникновения указанных обстоятельств обратиться в высшие органы управления банка с соответствующим ходатайством, после чего в течение 3 календарных дней он должен известить об этом Банк России.

Высшие органы управления должны в течение 10 дней принять решение пол ходатайству  и в срок не позднее 3 календарных дней с момента принятия своего решения направить в территориальное учреждение Банка России соответствующее извещение.

Принудительная реорганизация проводится при выявлении нарушений в деятельности или финансовой устойчивости банка по инициативе Банка России. Если реорганизация проводится по требованию ЦБ РФ, то она основывается на предписании, которое составляет и предъявляет  банку территориальное учреждение Банка России, а потом контролирует исполнение предписания банком. При получении такого предписания руководители исполнительного органа банка в течение 5 дней с момента его получения должны обратиться в органы управления банка с ходатайством о необходимости реорганизации банка. Органы управления банка должны в срок не позднее 10 дней с момента получения требования известить ЦБ РФ о принятом решении.

В законе “О ЦБ РФ” указано, что Банк России для устранения серьёзных нарушений может потребовать от банка:

  1. осуществление мероприятий, направленных на финансовое оздоровление
  2. замены руководителей
  3. проведение реорганизации

В законе “О Несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” в числе мер по предупреждению несостоятельности и банкротства названы:

  1. оздоровление финансового состояния банка
  2. назначение временной администрации банка
  3. реорганизация банка (ст.32 п.2) в форме слияния и присоединения.

К мерам по избежанию несостоятельности (банкротства) необходимо прибегнуть если:

  1. Банк на протяжении 6 месяцев неоднократно не  смог удовлетворить денежные требования или произвести платежи в 3-х дневный срок по причине отсутствия денежных средств на корреспондентском счёте
  2. Банк допустил абсолютное снижение собственного капитала по сравнению с максимальной величиной на 20%, одновременно нарушил при этом хотя бы один из обязательных нормативов
  3. Банк нарушает норматив достаточности собственного капитала
  4. Банк нарушает норматив текущей ликвидности более чем на 10% в течение последнего месяца

Будем исходить из того, что реорганизация банка может иметь формы, т.е. находить выражение в том, что:

  • Изменяют состав учредителей
  • Изменяют персональный состав руководителей
  • Изменяют организационно-правовую форму
  • Осваивают новые формы банковских операций
  • Создают новые и закрывают существующие подразделения для освоения новых региональных рынков
  • Изменяют организационную структуру или перераспределяют полномочия органов управления банка

Необходимость в изменении состава учредителей может быть связана с потребностью в расширении клиентской или региональной базы, несовпадением взглядов учредителей по вопросам ведения бизнеса, изменение источников финансирования банков, изменение порядка формирования Уставного капитала.

Освоение новых видов банковских операций будем считать одной из форм реорганизации при расширении деятельности банка. Для получения лицензии на выполнение новых для него операций действующий банк должен выполнить ряд условий:

  1. быть финансово-устойчивым в течение последних 6 месяцев
  2. выполнять требования ЦБ РФ по резервам
  3. не иметь перед бюджетами и внебюджетными фондами задолженности
  4. иметь службу внутреннего контроля и адекватную организационную структуру
  5. иметь отвечающих квалификационным требованиям ЦБ РФ сотрудников
  6. иметь оборудование, необходимое  для осуществления банковских операций, отвечающее предъявленным требованиям

В этом случае действующий банк может получить такие виды отсутствующих у него лицензий:

  1. на ведение операций в рублях и иностранных валютах
  2. работу с драгоценными металлами
  3. на привлечение во вклады денег (в рублях) физических лиц (может быть выдана лицензия банка с момента регистрации которого прошло не менее 2 лет)
  4. на привлечение во вклады денег ( в рублях и иностранной валюте) физических лиц (может быть выдана банку, с даты регистрации которого прошло не менее 2 лет)
  5. генеральную лицензию на ведение всех банковских операций в рублях и иностранной валюте.

Генеральная лицензия может быть выдана банкам, которые удовлетворяют таким требованиям:

  1. работают больше 2 лет с момента регистрации
  2. удовлетворяют требованиям ЦБ РФ к собственному капиталу банка (180 млн. руб.)
  3. прошли комплексную инспекционную проверку ЦБ РФ во время лицензирования или не позднее, чем за 3 месяца до подачи ходатайства о выдаче генеральной лицензии.

Получение генеральной лицензии помимо прав, предоставляемых всеми 5-ю перечисленными лицензиями, даёт право в установленном порядке создавать филиалы за границей и/или приобретать доли в уставных капиталах кредитных организаций, являющихся нерезидентами.

Слияние – такое взаимодействие двух и более юридических лиц, в результате которого права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу. На практике это означает, что в ходе слияния двух или более зарегистрированных и имеющих лицензии банков появляется новый банк, который должен пройти государственную регистрацию и лицензирование, а лицензии сливающихся банков аннулируются

Присоединение одного или нескольких юридических лиц сопровождается аннулированием лицензии присоединяемого банка (банков) и действием вновь созданной структуры на основании лицензии присоединяемого банка или переоформление в лицензии, если происходит его перерегистрация.