Операции американских банков на внутреннем рынке
Рубрика: Банковская система СШАНадзор включает в себя внешний надзор и анализ финансовой отчетности банка и проведение ревизий и инспекций непосредственно в самом банке.
Внешний надзор Федерального резерва состоит из периодически проводимого анализа финансовой и другой информации по банкам и банковским холдинговым компаниям.
Информация, анализируемая Федеральным резервом, состоит из отчетов о недавно проведенных проверках и ревизиях, информации, опубликованной в финансовых и иных изданиях, и, самое главное, регулярных финансовых отчетов, выпускаемых самими учреждениями. Среди последних – Сводный отчет по доходам и расходам, ежеквартальный отчет о финансовом состоянии и доходах) и другие отчеты, обязательные для банковских холдинговых компаний, как, например, Консолидированный баланс банковских холдинговых компаний (FR Y-9). Количество отчетности и её форма зависят от размера организации, видов ее деятельности и от входящих в нее подотчетных структур. Таким образом, отчетность, предоставляемая крупными банковскими учреждениями с широким спектром деятельности, обычно более объемна и подробна по сравнению с аналогичными документами их менее масштабных собратьев.
В процессе непрекращающегося внешнего надзора за деятельностью банков и банковских холдинговых компаний Федеральный резерв использует специальные системы с автоматическим поиском, при помощи которых выявляет организации с неблагоприятным или ухудшающимся финансовым профилем и определяет неблагоприятные тенденции, возникающие в банковском секторе. Система присвоения инспекционного рейтинга (SEER) оценивает состояние организации на основе статистической информации, представленной в квартальных сводных отчетах по доходам и расходам. Когда система присвоения инспекционного рейтинга или другие инструменты поисковых систем выявляют проблемную организацию, Федеральный резерв разрабатывает план устранения проблем, который, в частности, может предусматривать направление в эту организацию ревизоров или контролеров.
Непосредственная инспекция банка штата, являющегося участником Федеральной резервной системы, или банковской холдинговой компании и ее внебанковских дочерних структур, состоит в том, что контролеры Федерального резерва:
• оценивают надежность активов и результативность внутренних операций, внутренней политики и управления;
• анализируют ключевые финансовые показатели, такие, как капитал, доходы, ликвидность и чувствительность к колебаниям процентных ставок;
• оценивают степень внебалансового риска;
• проверяют соблюдение банковских законов и инструкций;
• определяют общую степень надежности и платежеспособности.
Кроме этого, Федеральный резерв оценивает сделки между банками и его филиалами для оценки последствий этих сделок для самого банковского института и на предмет их соответствия разделам 23A и 23B Закона о Федеральном резерве. Раздел 23A запрещает банку, среди всего прочего, приобретать некачественные активы своих филиалов и ограничивает приобретение активов, кредитование и другие перечисляемые в законе сделки между банком и его филиалом 10 % капитала банка, а если речь идет о всех филиалах банка – то 20 % активного сальдо. Раздел 23B устанавливает, что все сделки с филиалами должны проводиться на условиях, более-менее одинаковых или, по крайней мере, не менее выгодных, чем большинство совершенных на настоящий момент сделок с другими аналогичными учреждениями, не являющимися подразделениями банка. Федеральный резерв является единственной организацией, которая может освободить банк от выполнения этих требований.
Совет Управляющих Федеральной резервной системы постоянно подчеркивает важность внешнего надзора и непосредственных инспекций банков на местах для осуществления своих надзорных функций. Принципы, частота и порядок проведения проверок регулярно пересматривается для обеспечения максимальной безопасности и надежности банковских операций и для упорядочения правовых обязательств организаций, поднадзорных Федеральному резерву. В результате многочисленных банковских и финансовых проблем конца 80-х годов, Совет Управляющих Федерального резерва в 1985 году принял положение, по которому проверка деятельности каждого банка штата – участника Федеральной резервной системы и всех крупных холдинговых компаний должна проводится не менее одного раза в год. Вслед за этим в 1991 году Конгресс принял Закон об упорядочении деятельности Федеральной корпорации по страхованию депозитов (FDICIA), который обязывает Федеральный резерв проводить проверку всех депозитных учреждений с застрахованными вкладами не реже одного раза в двенадцать месяцев. (Небольшие банки могут проверяться раз в восемнадцать месяцев). Принцип, провозглашенный Советом Управляющих Федеральной резервной системы, состоит и в том, что все крупные банки подлежат проверке со стороны Федерального резервного банка или совместной проверке представителей Федерального резервного банка и местной соответствующей контролирующей организации (на уровне штата), мелкие же банки могут проверяться Федеральным резервным банком поочередно с представителями местной контролирующей организации. При этом проблемные банки подлежат более частым проверкам.
Что касается банковских холдинговых компаний, то для проверки со стороны Федерального резервного банка компания должны быть достаточно большой и иметь значительное количество дочерних внебанковских структур с правом предоставления кредита, или иметь значительное количество непогашенных долговых обязательств и/или серьезные проблемы, требующие регулярного ежегодного внимания. Прочие компании проверяются не реже одного раза в три года, за исключением небольших банковских холдинговых компаний с несложной структурой, проверка которых проводится выборочно.
Федеральный резерв также проводит специальные ревизии деятельности банка, связанной с торговлей ценными бумагами. Обычно подобная деятельность делегируется отдельной внебанковской структуре, напрямую или косвенно принадлежащей банковской холдинговой компании. Деятельность по продаже и покупке ценных бумаг регулируется разделом 20 Закона о банках от 1993 года, (Закон Гласса-Стигала), который запрещает банкам-участникам Федерального резерва, кооперироваться с организациями, «занимающимися главными образом» размещением (то есть покупкой с последующей перепродажей) или другими операциями с ценными бумагами. В 1987 году Совет Управляющих Федерального резерва постановил, что компания не может считаться «занимающейся главным образом» операциями с ценными бумагами, если доход от размещения или от операций с определенными видами ценных бумаг, которыми банк не имеет право торговать (т.н. непригодные для банка ценные бумаги) составляет менее 5 %. Дочерние структуры, занимающиеся подобной деятельностью, обычно называют Подразделения раздела 20. В результате постановления 1987 года Совет Управляющих разрешил банковским организациям размещение и операции с определенными видами ценных бумаг (векселя, муниципальные доходные облигации, обычные кредитно-ипотечные бумаги, а также обеспеченные залогом потребительские ссуды) в ограниченных пределах и в порядке согласно существующему банковскому законодательству. До этого постановления банковским организациям запрещалось размещать и иметь дело с государственными пригодными для банков ценными бумагами, например, с государственными ценными бумагами, обычными муниципальными облигациями и инструментами денежного рынка. В 1989 году Совет Управляющих увеличил квоту дохода от непригодных для банков ценных бумаг до 10 % . Он также расширил список разрешенных видов деятельности и утвердил заявления от пяти банковских организаций, разрешив им размещать и совершать операции с любыми долговыми бумагами и акциями (за исключением акций взаимных фондов) с соблюдением определенных условий, включая обязательный анализ системы управления организацией и ее операции. К концу 1993 года уже 31 американский и иностранный банк создал Подразделения раздела 20.
Федеральный резерв проводит инспекции, касающиеся не только банковской, но и внебанковской деятельности: потребительские операции; трастовые операции, продажа ценных бумаг, дилерская деятельность в отношении государственных и муниципальных ценных бумаг и электронная обработка данных.
Если Федеральный резерв решает, что банк или банковская холдинговая компания имеет проблемы, отражающиеся на ее безопасности и надежности, или что банк или банковская холдинговая компания не соблюдают надлежащие законы и инструкции, он может предпринять определенные действия, гарантирующие исполнение этими организациями необходимых исправительных мер. Как правило, выявленные недостатки доводятся до сведения управляющих или директоров банковских организаций в форме письменного отчета. Управляющие и директора должны самостоятельно заняться этой проблемой и предпринять шаги по ее разрешению и по предотвращению возможного ее повторения. Большинство проблем разрешаются немедленно после извещение управляющих или директоров. Но в некоторых ситуациях Федеральный резерв может настоять на неформальном осуществлении надзора, потребовав принятия открытой резолюции или Меморандума о взаимопонимании, конкретно обрисовывающего проблему. В случае необходимости Федеральный резерв может принять официальные меры принудительного характера, чтобы привлечь внимание управляющих, директоров или ответственного за данную организацию лицо к существующим проблемам. Например, в случае серьезных нарушений или неэффективности неофициальных мер, Федеральный резерв может заключить письменное соглашение с проблемной организацией, издать распоряжение о запрещении противоправных действий как самой организации, так и представляющего ее конкретного лица, например, менеджера или директора. Федеральный резерв может наложить штраф или снять менеджера или директора с занимаемого им поста и запретить ему заниматься банковской деятельностью, или и то, и другое. Все письменные соглашения, заключенные после ноября 1990 года, распоряжение о запрещении противоправных действий, а также гражданские денежные штрафы и список смещенных со своих должностей лиц и лиц, которым запрещено заниматься банковской деятельностью, изданные после августа 1989 года, являются достоянием общественности.