Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Баланс Федеральной резервной системы и сбалансированность резервов

Рубрика: Денежно-кредитная политика

Данная статья позволяет проверить отдельные факторы, которые оказывают воздействие на резервную систему. Большая часть таких факторов, например, изменение суммы депозитных вкладов Министерства финансов в Федеральных резервных банках или объем денежных средств, находящихся в обращении, являются ответом на решения, принятые за пределами Федеральной резервной системы. Федеральная резервная система может урегулировать предсказуемое влияние тех факторов, которые негативно воздействуют на общее состояние резервной системы, но только при одновременном урегулировании другого фактора — владения ценными бумагами, которые находятся на ее балансе. Первый раздел данного Приложения дает определение сущности сводного баланса Федеральных резервных банков. Второй раздел разъясняет целесообразность взаимоотношений в системе учета, которую называют бухгалтерской сбалансированностью дебета и кредита в резервной системе, учитывающей сводный баланс Федеральной резервной системы и отчеты Министерства финансов по денежному обращению, а также дает определения всем факторам, которые оказывают воздействие на резервную систему.

СВОДНЫЙ БАЛАНС

Сводный баланс Федеральных резервных банков отражается в кратком изложении бухгалтерского учета на всех этапах операций, проводимых Федеральным резервным банком. Его еще называют подведением баланса Федеральных резервных банков. Каждый четверг сводный баланс публикуется правлением Федеральной резервной системы, чтобы показать, каково было состояние Федеральных резервных банков на предыдущий день. На следующий день (в пятницу) этот баланс публикуется во многих ежедневных газетах, выходящих по всей стране.

Основной счет актива

СЧЕТ ЗОЛОТЫХ СЕРТИФИКАТОВ (пункт 1) включает в себя те сертификаты, которые были выпущены Министерством финансов для Федеральной резервной системы и вернулись в выражении золота, имеющегося на балансе Министерства финансов. Федеральные резервные банки, в свою очередь, выпускают равную стоимость в кредитном выражении для депозитного счета Министерства финансов (пункт 9b), вычисленную по установленной таксе в 42.22 доллара США за одну тройскую унцию. При проведении подобных транзакций Министерство финансов «монетизирует» золото. С учетом всего золотого запаса, который находится на балансе Министерства финансов на дату монетизирования таблицы, Федеральные резервные банки имеют счет золотых сертификатов на сумму 11,1 миллиарда долларов США, который представляет весь официальный национальный золотой запас страны. Новое обеспечение золотых сертификатов может выпускаться только в том случае, если Министерство финансов проведет закупку дополнительного золота или если установленная такса на золото возрастет. Если золотой запас сокращается, то Министерство финансов должно изъять из обращения Федеральной резервной системы стоимость, равную стоимости золотых сертификатов, в обмен на уменьшенный депозит Министерства финансов в Федеральной резервной системе. Наиболее близким к счету золотых сертификатов по своему значению является СЧЕТ СЕРТИФИКАТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРАВ НА ПОЛУЧЕНИЕ ВАЛЮТЫ («БУМАЖНОЕ ЗОЛОТО») (пункт 2).

Специальные права на получение валюты (СДР) – тип средств, созданных Международным валютным фондом (МВФ), когда было заключено соглашение между значительным большинством членов фонда по поддержке международных резервных средств членов фонда; СДР размещаются среди членов фонда в соответствии с размером квот членов фонда, но без обеспечения каких-либо выплат.

Таблица A.1

Сводный баланс Федеральных резервных банков от 29 июня 1994 г.

В миллионах долларов

Счет

Сумма6

Денежные средства

1. Счет золотых сертификатов

11 052

2. Счет сертификата специальных прав на получение валюты

8 018

3. Монеты

302

4. Займы

381

5. Ценные бумаги

355 841

а. купленные с уплатой полной стоимости

351 563

b. по соглашению о покупке ценных бумаг с последующим выкупом по обусловленной цене

4 279

6. Статьи наличных средств в процессе инкассации

4 998

7. Другие средства

32 013

Итого средств

412 606

Обязательства

8. Векселя Федеральной резервной системы (билеты ФРС)

359 698

9. Депозиты

37 732

а. депозитные учреждения

30 864

b. общий счет Министерства финансов США

6 435

c. официальные иностранные счета

163

d. другие

270

10. Отложенные статьи наличности, имеющейся в распоряжении

4 541

11. Другие обязательства и накопленные дивиденды

3 230

Итого по обязательствам

405 202

Статьи движения капиталов в платежном балансе

12. Капитал к уплате

3 523

13. Активный платежный баланс

3 401

14. Другие статьи движения капиталов

481

Итого по обязательствам и статьям движения капиталов

412 606

6 В таблицах A.1 и A.2 конкретные суммы могут не сложиться в итоговую сумму, так как были приведены округленные значения.

Специальные права СДР, полученные правительством США, по закону находятся у секретаря Министерства финансов на счету Фонда стабилизации валюты (ФСВ). Время от времени ФСВ монетизирует СДР путем выпуска кредитов под сертификаты СДР для Федеральных резервных банков. Такие кредиты прибавляются к счету сертификатов СДР, а стоимость в долларовом выражении в новых кредитных сертификатах СДР прибавляется к специальному депозитному счету Министерства финансов (часть статьи 9d).7

7 Начиная с 1974г., МВФ рассчитывал ежедневный курс СДР с помощью средневзвешенной величины обменного валютного курса определенных стран-членов. Фонд стабилизации валюты оценивает свои сбережения в СДР по тому же принципу и при монетизации специальных прав СДР соответственно определяет долларовое выражение выпущенных кредитных сертификатов СДР. На 29 июня 1994 г. — дату заполнения таблицы A.1 — ФСВ держал на своем балансе 1,7 миллиардов долларов США из расчета немонетизированных СДР и 8 миллиардов долларов США из расчета СДР, которые были монетизированы Федеральной резервной системой.

ДЕНЬГИ В МОНЕТНОЙ ФОРМЕ (пункт 3) представляют собой стоимостное выражение монет, выпущенных Министерством финансов и содержащихся на балансе Резервных банков. Когда Министерство финансов страны осуществляет выпуск денег в монетной форме, Федеральная резервная система предоставляет кредитование депозитного счета Министерства финансов (пункт 9b) и увеличивает собственное содержание монет (пункт 3). Общественность, по мере необходимости, получает деньги в монетной форме из депозитных учреждений, которые, в свою очередь, делают закупку монет в Федеральных резервных банках. Когда депозитные учреждения приобретают деньги в монетной форме в Федеральных резервных банках, их резервные депозиты в Резервных банках (пункт 9a) дебетуются.

ЗАЙМЫ (пункт 4) являются суммой кредита дисконтного окна, расширенного Федеральными резервными банками в депозитных учреждениях. Поступления по такого рода займам кредитуются по счетам депозитных учреждений в Федеральной резервной системе (пункт 9a), а дебетуются по счетам после погашения полученного займа.

Портфель ЦЕННЫХ БУМАГ Федеральной резервной системы (пункт 5) содержит в себе в основном ценные бумаги правительства США, включая казначейские векселя, казначейские билеты и облигации федеральных агентств, которые были исходно приобретены посредством операций по открытому рынку.

СТАТЬИ НАЛИЧНЫХ СРЕДСТВ В ПРОЦЕССЕ ИНКАССАЦИИ (СНСПС) (пункт 6) являются чеками и другими инструментами наличных средств (например, процентными купонами по муниципальным ценным бумагам), которые были депонированы Федеральными резервными банками для сбора от имени учреждений, имеющих свой счет. Эти статьи имеют дубликаты на балансовой стороне обязательств, как ОТЛОЖЕННЫЕ СТАТЬИ НАЛИЧНОСТИ, ИМЕЮЩЕЙСЯ В РАСПОРЯЖЕНИИ (пункт 10). Пункты 6 и 10 – «статьи переходящих сумм» — статьи, которые отражают транзакцию в процессе обработки. Когда Федеральный резервный банк получает чек на инкассацию, то СНСПС увеличивается. Когда депозитное учреждение получает резервный запас в тот же день, возрастает объем отложенных статей наличности, имеющейся в распоряжении.8 Когда учреждение, взявшее чек на инкассо, получает кредит, то увеличивается его счет резервных запасов (пункт 9a), а счет по пункту 10 уменьшается. После осуществления инкассации чека, пункт 6 и счет резервных запасов учреждения, где погашался данный чек, (пункт 9а) уменьшатся.

8 Внутритерриториальные чеки (например, чеки с привлечением депозитария плательщика и депозитария получателя, которые обслуживаются одним и тем же отделением Федеральной резервной системы, в целом кредитуются в тот же день, когда Федеральная резервная система получает эти чеки. Такой платеж может подпасть под влияние прямого дебетования и кредитования счетов депозитария в Федеральном резервном банке, но при этом не требуется бухгалтерской записи на обоих счетах переходящих сумм.

ДРУГИЕ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА (пункт 7) – стоимостное выражение недвижимости Федерального резервного банка, накопленного процента, авуаров Федеральной резервной системы в иностранной валюте и других различных статей меньшей значимости.

Наиболее важные счета пассива

ВЕКСЕЛЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ РЕЗЕРВНОЙ СИСТЕМЫ (пункт 8) – главный тип денежных средств США, находящихся в обращении. Данные векселя составляют почти 89 процентов от обязательств США Федерального резервного банка на конец июня 1994 г.9

9 Хотя любой Резервный банк может держать на своих счетах такие средства, как например, векселя Федеральной резервной системы, выпущенные каким-либо Резервным банком, эти векселя полностью аннулируются в сводном балансе Системы и, следовательно, не отражены в приведенной таблице.

ДЕПОЗИТЫ всех видов в Федеральных резервных банков определены в пункте 9:

.. ДЕПОЗИТЫ ДЕПОЗИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (пункт 9a) принимают форму резервных балансов и балансов, находящихся на обслуживании. Балансы, находящиеся на обслуживании, это балансы ряда депозитных учреждений, избранных для поддержания операций Федеральных резервных банков по клиринговым расчетам; такие балансы накапливают проценты по кредиту, которые могут быть использованы для покрытия расходов по различным услугам Федеральной резервной системы, которые используются данным учреждением. Резервные балансы занимают значительно большую часть объема по сравнении с балансами, находящимися на обслуживании, и вместе с определенными средствами денежной наличности составляют те резервные запасы, которые имеются в наличии в депозитарной системе для покрытия резервных требований.

.. ДЕПОЗИТЫ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ США (пункт 9b) – вторая по величине категория депозитных обязательств Федерального резервного банка. Министерство финансов использует данные счета для осуществления платежей по чекам или прямым депозитам по всем типам федеральных расходов. Когда такие платежи чистыми, депозитарные резервные балансы увеличиваются, а депозиты Министерства финансов сокращаются. Счета Министерства финансов в Резервных банках, в первую очередь, пополняются от перевода фондов со счетов депозитных учреждений, в которые Министерство финансов исходно депонирует средства, полученные от налогов и продажи ценных бумаг. При осуществлении таких переводов резервные балансы дебетуются, а депозиты Министерства финансов кредитуются.

.. ДЕПОЗИТЫ В ИНОСТРАННЫХ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКАХ И ПРАВИТЕЛЬСТВАХ (пункт 9с) – третья категория депозитных обязательств резервных банков. Эти депозиты поддерживаются Федеральным резервным банком Нью-Йорка, но все Резервные банки разделяют депозитные обязательства. Эти депозиты представляют собой рабочие балансы на обеспечении иностранных уполномоченных структур, служащие международной сбалансированности.

.. ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ДЕПОЗИТАМ (пункт 9d) – четвертая категория, которая включает в себя депозиты некоторых агентств правительства США и международных организаций, в которых США состоит членом, а также другие различные депозиты.

В соответствии с вышесказанным, ОТЛОЖЕННЫЕ СТАТЬИ НАЛИЧНОСТИ, ИМЕЮЩЕЙСЯ В РАСПОРЯЖЕНИИ (пункт 10) возникают в результате того, что Резервные банки не предоставляют немедленное зачисление денег на счет (при инкассировании чека) депозитного учреждения по всем чекам, полученным Резервными банками для инкассо. Во многих случаях кредитование откладывается в соответствии с графиком, который позволяет потратить некоторое время на доставку чеков в такие учреждения, где они впоследствии будут возмещены. После возникшего дополнительного интервала времени, необходимого для доставки, резервный баланс данного учреждения автоматически кредитуется, а общее количество статей наличности, имеющейся в распоряжении, сокращается. Также реальное время затрачивается на операцию инкассирования чека, и поскольку оно может потребовать больше времени, чем указано по графику, резервный баланс депозитного учреждения может кредитоваться до резервного баланса того учреждения, где этот чек дебетуется. Разница между счетом актива (статьи наличных средств в процессе инкассации) и счетом пассива (отложенные статьи наличности, имеющейся в распоряжении) называется кредитом Федеральных резервных банков депозитным учреждениям при чековом клиринге и представляет чеки и другие инструменты, которые хотя и не прошли инкассирование резервными банками, но уже кредитовались резервными балансами тех учреждений, в которые они были депонированы. Размещение займа определяет сумму кредита Федеральной резервной системы, которая была предоставлена депозитному учреждению (пункт 9a), порожденному вовлеченностью Федеральной резервной системы в процесс инкассирования чеков внутри страны.

ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И НАКОПЛЕННЫЕ ДИВИДЕНДЫ (пункт 11) включают в себя непроизводственные учетные ставки, дисконты по ценным бумагам и другие различные счета к оплате.

Статьи движения капиталов

Банк, являющийся членом Федеральной резервной системы, в соответствии с Законом о Федеральной резервной системе должен осуществить подписку на основной капитал Федерального резервного банка своего округа. Общая сумма подписки банка-члена должна равняться 6 процентам от основного оборотного капитала и избытка капитала. Из этой суммы половину составляет КАПИТАЛ К УПЛАТЕ (пункт 12), а вторую половину – потребности, определенные Советом управляющих Федеральной резервной системы. Эти акции, в отличие от обычных акций частных банков и корпораций, не имеют права голоса, позволяющего контролировать политику Федерального резервного банка. Учреждения-члены в соответствии с законом имеют право на накопление 6 процентов в год на величину стоимости капитала к уплате. Авуары Федерального резервного банка не подлежат к операции перевода средств, и не могут быть использованы в обеспечение предоставленных займов.

АКТИВНЫЙ ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС (пункт 13) – нераспределенные чистые поступления Федеральных резервных банков – и ДРУГИЕ СТАТЬИ ДВИЖЕНИЯ КАПИТАЛОВ (пункт 14) отражают неразмещенные чистые поступления текущего года на дату составления баланса. Федеральные резервные банки могут использовать свои излишки для покрытия дефицита и выплаты дивидендов в те годы, когда имеется снижение активности, кроме как в оговоренных случаях, когда средства не направляются банкам-членам, которые являются держателями акций. В течение ряда лет Федеральная резервная система не распределяла избыточные поступления, чтобы сбалансировать излишки и капитал к уплате; баланс чистых поступлений Федеральной резервной системы пополняет запасы Министерства финансов страны.