Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Обзор Федеральной Резервной Системы. История создания и становления ФРС

Рубрика: Банковская система США

Федеральная резервная система выполняет функции центрального банка Соединенных Штатов. Она была основана Конгрессом в 1913 году, чтобы обеспечить нацию более безопасной, гибкой и устойчивой денежно-кредитной и финансовой системой. За эти годы ее роль в банковском деле и экономике возросла.

В настоящее время в обязанности Банка Федерального резерва входят четыре

основные задачи:

• Проведение национальной политики путем влияния на условия денежного кредитования в экономике с целью обеспечения полной занятости населения и устойчивости цен.

• Контроль и регулирование деятельности банковских учреждений с целью обеспечения гарантий безопасности и устойчивости национального банковского дела и финансовой системы в целом, а также защиты кредитных прав потребителей.

• Поддержание стабильности финансовой системы и сдерживание систематического риска, который может возникать на финансовых рынках.

• Предоставление некоторых финансовых услуг правительству США, общественности, банковским учреждениям и официальным иностранным организациям, включая те из них, которые играют главную роль в Национальной системе платежей.

Большинство развитых стран имеют центральные банки, функции которых во многом подобны тем, которые выполняет Федеральная резервная система. Банк Англии существует начиная с конца семнадцатого столетия. Наполеон I учредил Банк Франции (Banque de France) в 1800 году, а Банк Канады начал свою работу в 1935 году. Немецкий центральный банк после Второй Мировой Войны был учрежден вновь по образцу Федеральной резервной системы.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

До того как Конгресс создал Федеральную резервную систему, страну периодически сотрясала финансовая паника. В результате этого огромное количество банков становились неплатежеспособными, терпели банкротства, что, в свою очередь, вызывало экономический спад.

Особенно острый кризис 1907 года вынудил учредить Национальную денежно-кредитную комиссию, которая выдвинула ряд предложений для создания учреждения, способного противостоять разрушительным процессам подобного рода. После острых дебатов Конгресс принял Закон о Федеральном резерве, который Президент Вудро Вильсон (Woodrow Wilson) подписал 23 декабря 1913 года. Издание этого закона преследовало следующие цели: «предусмотреть учреждение Федеральных резервных банков, ввести денежную систему без золотого содержания, предоставить средства переучета оборотных кредитно-денежных документов, установить более эффективный надзор за банковской деятельностью в США».

Вскоре после создания Федерального резерва стало ясно, что закон играет гораздо большую роль в экономической и финансовой политике нации. С течением времени законодательство уточнило и дополнило первоначально поставленные цели. Ключевыми законами, оказавшими влияние на «Закон о Федеральном резерве» были «Закон о банковской деятельности» 1935 года; «Закон о трудоустройстве» 1946 года; «Поправки к Закону о банковских холдинговых компаниях» 1970 года; «Закон о Международной банковской деятельности» 1978 года; «Закон о полной занятости и сбалансированном росте» 1978 года; «Закон о комитете по дерегулированию депозитных учреждений и денежно-кредитном контроле» 1980 года; «Закон о реформе, восстановлении и усилении финансовых учреждений» 1989 года и «Закон о развитии федерального депозитного страхования в корпорациях» 1991 года. Конгресс определил цели первостепенной важности для национальной экономической политики в двух из этих законов: «Законе о трудоустройстве» 1946 года и «Законе о полной занятости и сбалансированном росте» 1978 года (последний закон иногда называется «Законом Хэмфри – Хокинса (Humphrey–Hawkins)» по именам его авторов). Положения данных законов ставят в один ряд экономический рост и увеличение экономического потенциала с высоким уровнем занятости населения и стабильностью цен (имеется в виду платежеспособность доллара), а также с умеренными долгосрочными процентными ставками.

Федеральная резервная система представляет собой независимый центральный банк. Однако это так только в том смысле, что его решения не должны утверждаться Президентом или каким – либо лицом, представляющим исполнительную власть. Система в целом является предметом контроля со стороны Конгресса Соединенных Штатов Америки, поскольку Конституция предоставляет Конгрессу полномочия чеканить деньги и устанавливать их номинал. Это полномочие в соответствии с законом 1913 года Конгресс сам делегировал Федеральному резерву.

Федеральный резерв должен действовать в рамках общих целей экономической и финансовой политики, установленной правительством, поэтому определение системы как «независимой в пределах интересов правительства» является более точным.