Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Руководства по проведению денежно-кредитной политики. Денежно-кредитные макроэкономические показатели

Рубрика: Денежно-кредитная политика

Цели кредитно-денежной политики прописаны в законе. Но откуда Федеральный резерв может знать, действительно ли его текущие операции на рынке резервов совместимы с этими целями или необходимо быть более сдержанным, или приспособленным? Проведенные операции на рынке резервов проявляются в экономике со значительными задержками. Если Федеральный резерв будет ждать внесения изменений в ставки до того момента, пока не заметит нежелательные изменения в занятости или ценах, то это будет слишком поздно для того, чтобы достичь поставленной цели. Поэтому было предложено, чтобы Федеральный резерв уделял особенно серьезное внимание продвижению стратегий, которые рассматривают проблемы, промежуточные между проведением операций на рынке резервами и реакцией в экономике. Среди часто упоминаемых находятся денежно-кредитные макроэкономические показатели, процентные ставки и меновая стоимость доллара. Некоторые предлагают, чтобы тот или другой из этих параметров мог использоваться в качестве промежуточной цели, каждый со своей определенной формальной целью. Другие предлагают, чтобы они использовались менее формально, как индикаторы долговременного воздействия кредитно-денежной политики на экономику, для того чтобы можно было проводить оценки на фоне наличия разнообразия финансовой и экономической информации.

Денежно-кредитные макроэкономические показатели

В законе Хэмфри – Хокинса (Humphrey–Hawkins) имеется нечто, представляющее интерес при разработке руководств по денежно-кредитной политике: закон определяет, что каждый февраль Федеральный резерв должен объявить публично о своих целях в достижении прогресса в кредитно-денежной области, а в середине года должен сделать обзор своих целей и пересмотреть их, если этого требует ситуация.

Это положение закона было основано на предположении разумного устойчивого соотношения между ростом массы денег и кредита, с одной стороны, и целей кредитно-денежной политики, другой стороны. Это соотношение могло бы плодотворно использоваться при достижении поставленных целей. Контроль над денежной массой, находящейся в обращении, как полагали, мог бы действительно закрепить уровень цен. Он был бы сильно похож на золотой стандарт, который, как считали, прикрепит ценовой уровень1.

Тем не менее, закон предусматривал, что пересмотр мог потребоваться в случае, если, например, соотношение между денежной и кредитной массой и экономикой – скорость движения денег или кредита – изменяется непредсказуемым образом (см. раздел для описания содержания денежно-кредитных сводных показателей).2 При таких обстоятельствах приверженность начальным целям в отношении роста денежной массы или кредита могло бы привести к нежелательному результату для производства продукции или цен. Федеральный резерв не принуждается к достижению заявленных им целей в отношении этих финансовых сводных показателей, но если это не делается, то он должен объяснить причины Конгрессу и общественности.

1 Некоторые экономисты возражали в отношении того, что, помимо роли долговременного якоря для уровня цен, строгий контроль за денежной массой, находящейся в обращении, стабилизирует экономику в короткие промежутки времени. В рамках положения, заключающегося в том, что отношение между находящейся в обращении денежной массой и экономикой очень тесные, можно констатировать, что перегревание экономики связано с более сильным спросом на деньги. Если Федеральный резерв придерживается заранее определенного замысла в отношении роста денежной массы, но предложенный замысел не удовлетворяет этот спрос, тогда процентные ставки повысятся и будут душить спрос и инфляционное давление. Наоборот, ослабление экономики связано с уменьшенным спросом на деньги. Если Федеральный резерв придерживается предопределенного подхода для обеспечения роста денежной массы, процентные ставки снизятся, и совокупный спрос увеличится. Однако большинство обозревателей пришло к выводу, что отставание между вводом в обращение денежной массы и изменениями в экономике, по крайней мере в короткие временные периоды, является достаточно большим, так что усилия по введению плотного контроля за деньгами могут вести скорее к меньшей, чем к большей, экономической стабильности.

2 Оборачиваемость – это отношение номинального валового внутреннего продукта (ВВП) к находящейся в обороте денежной массе (или кредитные сводные показатели). Если находящаяся в обороте денежная масса растет с той же самой скоростью, как и номинальный ВВП, тогда оборачиваемость устойчива. Если находящаяся в обороте денежная масса растет менее быстро, чем номинальный ВВП, тогда оборачиваемость возрастает; и если она растет более быстро, тогда оборачиваемость падает.

Полезность использования денежно-кредитных сводных показателей для индикации состояния экономики и для стабилизации уровня цен была подвергнута сомнению из-за частых расхождений показателей их оборачиваемости по сравнению с исторически сложившимися моделями. Как можно видеть из диаграммы 2.1, оборачиваемость M2 до недавнего времени была довольно стабильна в течение более чем длительных периодов, хотя она изменялась в течение более коротких периодов, как и цикл процентной ставки. В начале 1990-ых оборачиваемость M2 отклонялась от этого образца и дрейфовала вверх.