Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Федеральный резерв и система платежей США. Наличное обслуживание: банкноты и монеты

Рубрика: Банковская система США

Система платежей США является самой крупной в мире. Каждый год плательщики (покупатели товаров, услуг или финансовых активов) и получатели (продавцы товаров, услуг или финансовых активов) совершают по ней миллиарды сделок, оцениваемых в триллионы долларов. На основании полученных от Конгресса полномочий Федеральный резерв выступает как активный посредник клиринговых и расчетных платежей. Федеральные резервные банки исполняют эти обязанности согласно требованиям по ведению резервных или клиринговых счетов большинства депозитных учреждений. В результате они могут провести окончательный расчет по платежным сделкам через дебетование счета, осуществляющего платеж депозитного учреждения, и кредитование счета, получающего платеж депозитного учреждения. Более того, Федеральные резервные банки, являясь частью Центрального банка, никогда не имеют проблем ликвидности (то есть от недостатка средств, необходимых для проведения платежных сделок) и проблем с кредитованием. Таким образом, платежи, поступившие на счет в Федеральном резервном банке, всегда свободны от риска неуплаты из-за неликвидности или из-за дефолта.

Федеральная система предлагает широкий спектр платежных услуг для депозитных учреждений. Наличные услуги включают в себя распределение банкнот и монет, а также удаление из обращения негодных банкнот и монет. В области безналичных расчетов предлагаются услуги инкассации чеков, электронных платежей, услуги расчетов подчистую для любых клиринговых объединений.

Наличное обслуживание: банкноты и монеты

Одной из важных обязанностей Федеральной резервной системы является обеспечение банкнот и монет в свободном обращении в достаточном для обеспечения общественных нужд количестве. При создании Федеральной резервной системы Конгресс признавал, что потребность в наличных средствах как со стороны общества, так и со стороны банковских учреждений может меняться. Спрос на наличность растет или падает в зависимости от экономической активности и согласно сезонным изменениям. Например, обычно перед праздниками резко возрастает спрос на наличность со стороны покупателей, а во время роста и уборки урожая – со стороны фермеров. Дополнительно выпущенные в обращение для удовлетворения сезонного спроса банкноты и монеты в конечном счете возвращаются в депозитные учреждения из торговых или других предприятий. Для сокращения избытка находящихся в банковских сейфах банкнот и монет депозитные учреждения возвращают их в региональный Федеральный банк, который зачисляет их на счета соответствующих депозитных учреждений. Выдача наличных средств в случаях необходимости происходит в обратном порядке.

Фактически, вся находящаяся в обращении наличность представляет собой платежные средства Федеральной резервной системы. По Закону о Федеральном резерве, каждый из двенадцати Федеральных резервных банков имеет право выпуска бумажных денег. Прежде выпуска бумажных денег сумма эмиссии должна быть должным образом юридически оформлена с предоставлением обязательного обеспечения, которое в большинстве случаев представлено ценными бумагами федеральных агентств и Министерства финансов США, находящимися на счетах резервных банков. Банкноты являются обязательством правительства США и имущественными гарантиями Федерального банка-эмитента. Художественное оформление банкнот и их печать осуществляется Бюро Гравировки и Печати Министерства финансов США, после чего банкноты доставляются в Федеральный резервный банк для выпуска в обращение. Федеральная резервная система выплачивает Бюро Гравировки и Печати только стоимость процесса печати5.

5 Первые бумажные деньги, выпущенные по Конституции, – простой вексель, срочный по предъявлении – были выпущены в 1861. Все выпущенные с тех пор правительством США банкноты имеют законную платежную силу. Другие находящиеся в обращении банкноты, не являющиеся сертификатами Федерального резерва, включают в себя казначейские сертификаты (на них стоит голубая печать Министерства Финансов), казначейские билеты США (с красной печатью) и национальные банкноты (с коричневой печатью). Банкноты Федеральной резервной системы США (с зеленой печатью) были впервые выпущены в 1914 году.

Различие между монетами и банкнотами состоит в том, что монеты представляют собой обязательство Министерства Финансов. Федеральный резервный банк оплачивает Управлению Монетного двора Министерства финансов США номинальнуюстоимость полученных монет, а не стоимость их чеканки.

Как только банкноты и монеты попадают обратно в Федеральный резервный банк, они пересчитываются для подтверждения заявленной в сопроводительных документах суммы, а в случае недостач или излишков их суммы дебетуется или кредитуется на счет соответствующего учреждения. После подтверждения получения наличных сумм банкноты, подозреваемые в подделке или слишком изношенные для выпуска в повторное обращение, отделяются от остальных. Резервный банк хранит годные банкноты в своих хранилищах вместе с новыми банкнотами до тех пор, пока не наступит необходимость удовлетворить возникший спрос. Негодные банкноты уничтожаются, а их нарицательная стоимость вычитается из общей суммы выпущенных в обращение банкнот Федерального резерва.

Банкноты и монеты используются в основном для сделок небольших объемов, и, таким образом, обеспечивают только небольшую долю общего объема всех денежных сделок. В течение 1993 года Федеральная резервная система доставила в депозитные учреждения примерно 21.9 млрд банкнот стоимостью $324.2 млрд долларов и получила от депозитных учреждений примерно 21.2 млрд банкнот стоимостью $292.7 млрд долларов; 7.4 млрд возвращенных банкнот были уничтожены. Разница между количеством выпущенных в обращение и полученных обратно банкнот представляет собой увеличение или уменьшение спроса со стороны депозитных учреждений на наличные средства в результате экономических условий развития страны.

В течение последних нескольких десятилетий отмечался резкий рост находящихся в обращении наличных средств – с $31.2 млрд в 1955 году до $365.3 млрд в 1993 году. Следствием этого явилось увеличение числа находящихся в обращении банкнот (15.5 млрд на конец 1993 года) и спроса на банкноты высокой нарицательной стоимости ($20, $50, и $100-долларовые банкноты). В 1960 году банкноты с высокой нарицательной стоимостью составляли 64 процента от общей массы находящихся в обращении наличных средств; к концу 1993 года они составляли уже 92 процента. Поскольку во всем мире доллар рассматривается как стабильное и безоговорочное платежное средство, большая часть спроса на банкноты высокой нарицательной стоимости возникает за пределами США. Хотя точная стоимость банкнот, находящихся в обращении за пределами США, неизвестна, по различным оценкам они составляют около половины всей находящейся в обращении денежной массы США. Более того, за последние годы отток средств за рубеж явно увеличился. Использование доллара как платежного средства за пределами США не наносит ущерба поступлению банкнот и монет в необходимом для поддержания внутренней экономики объеме.

Как упоминалось выше, Федеральный резерв обеспечивает поступление банкнот и монет в количествах, необходимых для удовлетворения спроса внутри страны.