Управление персоналом коммерческого банка
Рубрика: Управление банкомБанк как любое другое предприятие имеет определенный аппарат управления.
Вместе с тем банк является особым предприятием, выступая как денежно-кредитный институт, поэтому структура аппарата его управления построена в соответствии с той специфической деятельностью, которую он совершает.
Банки, как правило, организованы по функциональному признаку, т.е. те функции, которые банк выполняет, неизбежно обуславливают особенности построения системы его управления, привнося в структуру его управленческого аппарата те подразделения, которые не могут быть ни у промышленных, ни у торговых предприятий.
К принципам организации банка относятся также принцип соответствия поставленным целям. Основная цель банка — получение прибыли. В соответствии с этим в банке различают как бизнес подразделения, так и вспомогательные структуры, (суппорт). Также для управления прибылью, создаются отделы, планирующие доходы и расходы, а также осуществляющие анализ доходности как деятельности банка в целом, так и всех подразделений в отдельности.
Среди принципов организации банка можно также выделить и принцип иерархии властных полномочий его отдельных подразделений. Согласно этому принципу существуют два эшелона власти: высшее звено управления и прочие подразделения банка. К высшему звену относятся Совет банка, Правление, ревизионная комиссия, комитеты, объединяющие наиболее квалифицированную часть его персонала. Ко второму эшелону относятся все другие управления
(отделы), занятые непосредственным обслуживанием клиентов и другими работами.
Не менее важным принципом построения аппарата управления банком является обеспечение совместных и скоординированных действий. Для этого в банках, как правило, создаются специальные структуры (комитеты), которые обеспечивают координацию и взаимодействие различных подразделений банка.
В принципах организации управления банка выделяется также принцип рационализации управления. В соответствии с данным принципом работа любого банка должна быть построена таким образом, чтобы обеспечить развитие банка, по всем направлениям его деятельности.
С позиции построения организации банка важен принцип обеспечения целостности и адекватности условиям внешней среды. Это означает, что в соответствии с меняющимися внешними условиями каждое подразделение банка совершенствуя свою деятельность, должно оставаться в рамках единой стратегии развития, принятой в банке.
Очень важно также, чтобы система организации банка отвечала также принципу обеспечения контроля. Обязательным элементом при этом выступают функции внешнего и внутреннего аудита.
Согласование деятельности внутренних подразделений обеспечивается также посредством подчинения всех определенным правилам — регламентации деятельности и полномочий сотрудников.
Принцип информативного обеспечения в организационном отношении реализуется путем создания в банке особых подразделений, занимающихся сбором и обработкой информации.
Конечной целью формирования структуры банка является удобство управления всем комплексом банковской деятельности, повышение качества предоставляемых клиентам услуг, производительности труда служащих, и достижения должного уровня прибыли предприятия.