Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Основные принципы банковской системы и функционирования банков в исламских странах

Рубрика: Банковские системы других стран

Деятельность исламских банков основана на совершенно другой философии, чуждой среднему европейцу и американцу. Выполняя те же функции, она делает это совершенно по-другому. Приведу два примера:

Ливанский беженец воз­вращается на родину. Его скудных сбережений не хватит, чтобы восстановить раз­рушенный отчий дом и начать собственное дело. У него нет имущества, которое он мог бы предложить в качестве залога под кредит, но есть нечто более цен­ное — репутация честного, рабо­тящего и набожного человека. После долгих бесед с банкиром и поручительства имама местной мечети вчерашний беженец по­лучает взаймы деньги, чтобы ку­пить грузовик и заняться пере­возкой фруктов.

Крупный коммерсант из Ма­лайзии понес большие потери из-за недавнего экономического кризиса и валютного краха, но банк, финансировавший его внешнеторговые сделки, взял на себя убытки, рассудив, что в них нет вины клиента. При этом вкладчики банка скрепя сердце смирились с тем, что в кризис­ный год не смогут получить до­ход по своим вкладам.

В развитых странах Запада по­добные ситуации были бы прос­то невозможны. Банк, кредито­вавший погоревшего коммер­санта, скорее всего, сделал бы его банкротом либо выдал новый безнадежный кредит для выпла­ты процентов по старому. Бед­няк, не имеющий залога, скорее всего, вообще не получил бы зай­ма. Ведь даже в такой развитой стране, как Италия, десятки ты­сяч мелких предпринимателей из-за недоступности банковско­го кредита вынуждены обра­щаться к связанным с мафией ростовщикам, чтобы получить заем под кабальные проценты.

«Человечные» финансисты, не требующие от клиентов залога и способные простить ему долги, работают в так называемых ис­ламских банках — финансовых институтах, действующих на ос­нове принципов мусульманской религиозной этики, в корне от­личающейся от устоев западной банковской системы.

В настоящее время только в трех государствах — Пакистане, Иране и Судане – банковская система целиком функциониру­ет на основе принципов шариа­та. Однако сообщество ислам­ских банков является наиболее быстро растущим сегментом фи­нансового сектора всего Ближ­него Востока. По данным Меж­дународной ассоциации ислам­ских банков, сегодня в 35 стра­нах (включая Россию) функцио­нируют приблизительно 200 та­ких кредитных учреждений. В последние два года наблюдает­ся стремительный рост ислам­ских банков в странах Персид­ского залива, стабильное разви­тие этого сектора продолжается и в странах Юго-Восточной Азии, прежде всего в Малайзии.

В настоящее время общая сум­ма активов, управляемых на ос­нове принципов шариата, сос­тавляет, по разным оценкам, от 100 до 160 млрд долларов. По ми­ровым меркам это немного — значительно меньше, чем акти­вы одного крупного японского или американского банка. Одна­ко динамика развития исламских банков, особенно в последние годы, свидетельствует о том, что у них большое будущее: ежегод­ные темпы роста в этом секторе составляют 10—15 процентов. Уже сейчас в Кувейте в ислам­ских банках размещено от чет­верти до трети всех сбережений населения. Ненамного отстает в этом отношении Малайзия.

Главной особенностью ислам­ских финансов является отказ от того, на чем основана общепри­нятая, западная финансовая сис­тема, — ссудного процента. Это не означает превращение ком­мерческих займов в благотвори­тельные. Вознаграждение соб­ственнику капитала не должно принимать форму выплаты зара­нее установленной суммы, га­рантированной вне зависимости от доходности предприятия, как это происходит в случае взима­ния процента. Согласно нормам исламской этики, праведно лишь то богатство, источником кото­рого являются собственный труд и предпринимательские усилия его владельца, а также наслед­ство или дар. Кроме того, при­быль является вознаграждением за риск, сопутствующий любому деловому предприятию.

Исламские экономисты дают различные рациональные обос­нования запрета ссудного про­цента, делая акцент на его эк­сплуататорском характере и под­черкивая роль банковской сис­темы в провоцировании эконо­мических кризисов. Однако в ко­нечном счете отказ от процента, как и выполнение заповеди, яв­ляется актом веры. Как и любую сферу жизни мусульманина, фи­нансовую деятельность регла­ментирует священное писание мусульман — Коран, а также свод правовых и религиозных норм — шариат.

Основными понятиями Кора­на, описывающими то, чего в своей финансовой практике дол­жен избегать мусульманин, явля­ются риба и гарар. Риба (дослов­но «излишек») — любое неоп­равданное приращение капита­ла при займе или в торговой сделке. Это такой же тяжкий грех, как и гарар — намеренный риск, выходящий за рамки неиз­бежной случайности. Большин­ство исламских ученых считает, что понятие «риба» означает не только высокий, ростовщичес­кий, но и любой ссудный про­цент, в то время как под опреде­ление «гарар» попадает любая спекулятивная операция.

Мусульманин не должен забы­вать, что все земные блага — это дар Аллаха, который является их истинным собственником. Вве­ренные человеку производитель­ные ресурсы должны работать на благо всего общества. Согласно шариату, деньги, не вложенные в дело, подлежат обложению благотворительным налогом в пользу бедных и немощных. В случае, если человек сам не способен пустить деньги в обо­рот, он должен вложить их в чу­жое предприятие, получив долю в его доходах. Известно, что сам пророк Мухаммед был удачли­вым купцом, в его торговые опе­рации вложила средства богатая вдова Хаджия, которая впослед­ствии стала его женой. Финансо­вые операции, которые совершал более полутора тысяч лет назад основатель ислама, носят те же названия и основаны на тех же принципах, что и виды финан­совых услуг, которые предлагают современные исламские банки в Манаме, Куала-Лумпуре и лон­донском Сити.

Вместо процента исламские банки могут предложить вклад­чику право на участие в доходах предприятия, в которое вложены его деньги. При одном обязатель­ном условии — вкладчик должен разделить и возможные убытки.

Исламские банки открывают для клиентов три вида счетов. Во-первых, это текущий счет, ус­ловия которого практически не отличаются от условий открытия таких счетов в западных банках. Проценты по нему не выплачи­ваются, клиенту гарантируется возвращение суммы вклада в лю­бой момент.

Второй тип счета — сберега­тельный. Его владелец не имеет права на участие в прибылях, од­нако администрация с целью привлечения вкладчиков может по своему усмотрению выплачи­вать им премии в зависимости от прибыльности банка. Сберега­тельный вклад не является сроч­ным, его номинальный размер также гарантирован. Средства, привлеченные по сберегатель­ным вкладам, банк старается вкладывать в малорискованные операции, как правило, в финан­сирование торговых сделок.

И наконец, третий вид сче­та — инвестиционный. Его вла­делец имеет право разделить с банком его прибыль или убытки по схеме profit and loss shar­ing (PLS). Вкладчики получают доход по своим вкладам, кото­рый, как правило, сопоставим с процентом в обычных банках. Однако доход этот не гарантиру­ется, не гарантирован и сам ка­питал, так как убытки банк ком­пенсирует за счет средств на ин­вестиционных вкладах. В случае, если банк распорядился сред­ствами клиента не вполне про­фессионально, тот в судебном порядке может потребовать ком­пенсации.

Таким образом, рекомендован­ным исламской доктриной мето­дом мобилизации денежных ре­сурсов, в том числе и для банков, является долевое финансирова­ние (equity finance) — привлече­ние средств за счет участия ин­вестора в акционерном капитале. Приращение капитала не может происходить в сфере денежного оборота, в его основе должны ле­жать сделки, касающиеся реаль­но существующих товаров и ус­луг. Деньги сами по себе не могут приносить новые деньги, капи­тал должен использоваться в про­изводительных целях.

Многие экономисты указыва­ют, что в долевом финансирова­нии кроются значительные пре­имущества. В западной экономи­ке размер ссудного процента, за­висящего в свою очередь от уста­новленной Центробанком учет­ной ставки, диктует условия для развития реального сектора. В исламской финансовой систе­ме доход по вкладам зависит от прибыльности акций компаний, в которые банк вложил капитал вкладчиков. Таким образом, ди­намика развития реального сек­тора способствует установлению благоприятного инвестиционно­го климата и эффективному рас­пределению финансовых ресур­сов в пользу наиболее успешных отраслей экономики.

Финансирование по исламской модели может покончить с зависимостью ре­ального сектора от интересов банковского капитала, характер­ной для системы, основанной на ссудном проценте. Денежные активы создаются как ответ на инвестиционные возможности в реальном секторе, поэтому именно реальный сектор опре­деляет ставку дохода в финансо­вом секторе, а не наоборот. Таким образом, уже не банки будут за­давать реальной экономике темп развития, а производительный сектор начнет создавать для се­бя благоприятный инвестицион­ный климат.

В исламской системе многие перспективные проекты, кото­рые обычные банки отвергли бы из-за отсутствия залога, могут получить финансирование на ос­нове участия в прибылях. Одна­ко в реальности мелкие и сред­ние предприниматели, создаю­щие основную часть ВВП араб­ских стран и составляющие боль­шую часть клиентской базы бан­ков, испытывают трудности в по­лучении кредитов на основе раз­деления прибыли из-за слишком сложного и трудоемкого меха­низма оценки проекта. Исламский банкир принима­ет решение о предоставлении займа на основе изучения пер­спектив проекта, предложенно­го для реализации, а также дело­вых качеств клиента. В большин­стве случаев от него не требуют предоставления залога. Это соз­дает опасность махинаций как со стороны клиента, так и со сторо­ны администрации банка. При операции на основе участия в прибылях клиент может попы­таться сфальсифицировать от­четность и скрыть от банка ре­альные доходы проекта. При фи­нансировании торговой опера­ции по схеме мурабаха (выплата в рассрочку основной суммы займа и наценки «за обслужива­ние») клиент может испытать ис­кушение нажиться за счет задер­жки платежей.

Для нейтрализации подобных рисков разработаны специаль­ные процедуры, во многом сходные с практикой западных банков, которые тоже нередко страдают от злоупотреблений. Главным методом борьбы с ма­хинаторами является тщатель­ный аудит всех операций пред­приятия-клиента. Ни один из членов руководства исламского банка не имеет права единолич­но признать убытки, показан­ные в отчетности предприятия, финансируемого банком. Для этого необходимо коллегиаль­ное решение всего состава прав­ления банка. Если проект не достиг запланированной при­быльности, специальный неза­висимый комитет изучает ба­ланс предприятия. Если же сок­рытие доходов установлено, клиент выплачивает недостаю­щую сумму в принудительном порядке. Банк может использо­вать свои права акционера для замены недобросовестных ме­неджеров предприятия. В особо тяжелых случаях банк отзывает свои средства, и компания-на­рушитель вносится в «черный список». В случае просрочки платежей дело передается в суд, который обязывает клиента выплатить необходимую сумму плюс оговоренный в первона­чальном контракте штраф.

Серьезные проблемы возник­ли при переходе к исламской системе в связи с финансирова­нием государственных расходов за счет внутреннего долга, так как выпуск процентных облига­ций стал невозможен, В Иране, например, даже после перехода к беспроцентной банковской системе финансирование гос­долга по-прежнему продолжа­лось за счет кредитов, которые центральный банк предоставлял национализированным коммер­ческим банкам на основе фикси­рованной ставки процента. Ком­мерческие банки, в свою оче­редь, на льготных условиях пре­доставляли займы предприяти­ям госсектора.

Положение изменилось после того, как администрация прези­дента Хатами приступила к экономическим реформам. В 1995 году иранское государство начало выпуск специальных ис­ламских облигаций, основанных на принципе PLS: в ходе плани­руемой приватизации облигации будут обращены в акции бывших государственных предприятий. Мобилизованные в результате займа средства будут использова­ны для их реформирования и мо­дернизации, а доходность обли­гаций будет определяться прибы­лями компаний, включенных в фонд, служащий для обеспече­ния госзайма. При выпуске обли­гаций был использован опыт Ма­лайзии, где подобные ценные бу­маги появились еще раньше.

Несмотря на то что в теории наиболее желательным видом операций для исламских банков является долевое финансирова­ние проектов, в реальности большая часть портфеля акти­вов приходится на краткосроч­ное финансирование торговых сделок, при котором банк полу­чает прибыль за счет наценки за обслуживание (мурабаха). Кон­центрация на краткосрочных активах нежелательна не толь­ко потому, что не создает доста­точных стимулов долгосрочно­го экономического развития, но и потому, что подозрительна с религиозной точки зрения: опе­рация мурабаха во многом на­поминает процентную ссуду

По мнению экспертов, причина кроется в недостаточном развитии вторич­ного финансового рынка. Активный рост в послед­ние годы исламского рынка ак­ций, бурное развитие исламских инвестиционных фондов и появ­ление новых финансовых ин­струментов создают предпосыл­ки для перемен.

Сейчас исламские банки предлагают краткосрочные ин­струменты с доходностью пять-шесть процентов. В перспективе же осуществить „квантовый ска­чок», перейдя к средне- и дол­госрочным продуктам с доход­ностью в пятнадцать, двадцать и даже тридцать процентов в сфе­ре проектного финансирования и  рискового  капитала.

По мнению многих специа­листов, из опыта исламских банков западная финансовая система может извлечь для се­бя важный урок: эгоистические интересы банковского сообщес­тва не должны становиться удавкой на горле реального сек­тора, а решения о финансирова­нии проектов должны прини­маться не на основе предвкуше­ния призрачной спекулятивной сверхприбыли, а на основании ответственной оценки перспек­тив его прибыльности. Автори­тетный орган западных деловых кругов журнал Economist писал по поводу исламской финансо­вой операции мушарака (учас­тие банка в прибылях и убытках предприятия): «Некоторые лю­ди на Западе находят эту идею привлекательной. Она дает то­му, кто предоставляет деньги, сильный стимул удостоверить­ся, что при помощи своих денег он создает действительно неч­то ощутимое. Как жаль, что за­падные банки не имели такого стимула, когда принимали мно­гие из своих решений об инвес­тициях на протяжении 70-х и 80-х годов. Мушарака также подчеркивает разделение ответ­ственности между всеми поль­зователями денег.

Коммерческие нор­мы шариата не при­думаны богослова­ми. Они лишь кодифицировали те из существовавших в докоранические времена деловых проце­дур, которые были признаны мо­рально приемлемыми. Правда, в наше время далеко не все финан­совые структуры Ближнего Вос­тока оперируют с оглядкой на ша­риат. Королевские семьи Саудов­ской Аравии и Кувейта размеща­ют свои капиталы на западных финансовых рынках, крупнейшие арабские финансово-промыш­ленные группы используют за­падные методы бизнеса. Финан­совые учреждения западного ти­па появились в исламских стра­нах е конце прошлого века — в основном как отделения крупных банков европейских метрополий. Однако их деятельность ограни­чивалась в основном экспортно-импортными операциями инос­транных компаний. Местное тор­говое сообщество из национа­листических и религиозных сооб­ражений избегало услуг запад­ных банков. Процессы модерни­зации в экономике заставили бизнесменов-мусульман откры­вать текущие счета в банках для проведения расчетов, однако многие из них по-прежнему отка­зывались делать процентные де­позиты и брать кредиты. Поэто­му с конца 40-х годов ряд ислам­ских экономистов начинает тео­ретическую разработку финансо­вой модели «исламского капита­лизма», исключающей ссудный процент.