Общие черты и различия банковского менеджмента и управления банковской деятельностью. Показатели банковского менеджмента
Рубрика: Управление банкомВ систему банковской деятельности следует включить сами банки, предприятия, учреждения, органы власти и другие юридические лица, а также физические лица, финансово-кредитные отношения которых могут реализовываться только при участии одного или нескольких банков. Особую роль здесь играют государственные органы власти и управления, в чьей компетенции — регулирующие воздействия на сам характер этой деятельности.
Сущность системы банковской деятельности и ее основу (как и положено в теории систем) составляют именно связи между указанными элементами: специально организуемые взаимодействия между субъектами хозяйствования, субъектами рыночной инфраструктуры и органами власти. Эти взаимодействия осуществляются в виде банковских операций, банковских услуг и т. п. В этой связи «банковская деятельность» должна рассматриваться как категория более широкая, чем просто «деятельность банков», поскольку охватывает отнюдь не только банки.
Количественные, качественные и социальные показатели банковского менеджмента
Показатели, по которым оценивается банковский менеджмент разделяется на ряд групп:
— количественные и качественные;
— объективные и субъективные;
— формализуемые и не формализуемые.
Количественные показатели оценки банковского менеджмента могут применяться только соотносительно размерам банка, его политике и специализации. К ним относятся:
— размер капитала банка;
— количество учредителей;
— объемы активных и пассивных операций;
— количество клиентов;
— количество сфер экономики и отраслей работы;
— география работы;
— наличие и разветвленность филиальной сети;
— корреспондентские отношения;
— количество банковских продуктов в портфеле.
В числе качественных показателей банковского менеджмента выделяют ряд групп:
Качественные показатели (состояния и работы) оценивают менеджмент банка с позиций профессиональных требований кредитного предпринимательства:
— достаточность капитала, качество активов, прибыльность, ликвидность (в рамках безопасности и устойчивости);
— скорость совершения операций, обработки документов;
— комплексность предоставляемых банковских продуктов;
— степень удовлетворения запросов клиентов по видам, характеристикам, объемам и качеству предлагаемых банковских продуктов;
— адекватность принимаемых рисков и степень их управляемости.
Качественные показатели менеджмента (персонала) характеризуют его соответствие нормативным требованиям экономики к предпринимательским структурам:
— состав и компетентность администрации (квалификация, опыт работы, наличие и качество надзора);
— характер, адекватность и соблюдение внутренней политики (соответствие базовым положениям и направлениям банковской политики, кадровая политика, внутренний контроль и аудит);
— выполнение регулятивных норм и соблюдение законов, инструкций и иных подзаконных актов по банковской деятельности;
— способность администрации и персонала планировать и реагировать на изменение окружающей среды и обстановки (воздействие спадов, инфляции, умение признавать и исправлять ошибки).
Качественные показатели (социальные) их применение связано с особым социальным, общественным статусом кредитного предпринимательства:
— отношение персонала к труду;
— соотношение квалификации, ответственности и вознаграждений;
— степень и адекватность решения социальных проблем.