О регулировании кредитно-банковских институтов
Рубрика: Регулирование деятельности банковРегулирование кредитно-банковских институтов – это система мер, посредством которых государство через центральный банк обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.
Контроль за работой банков проводится с целью обеспечить устойчивость отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением каждым банком его деятельности в соответствии с действующим законодательством и инструкциями.
Лицензирование является средством, с помощью которого ЦБ определяет возможность создания кредитных институтов. Осуществление ЦБ функции надзора и контроля за деятельностью коммерческих банков происходит посредством выдачи лицензий, проверки отчетности, ревизии на местах, контроль за соблюдением норм банковских операций.
Кроме того, монетаристские методы регулирования экономики, применяемые с 1991 года, являются основой денежно-кредитной политики России. Основные законами регламентирующие деятельность ЦБ являются ФЗ от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) и ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 19.06.2001 г. N 82-ФЗ. Этими законами определены статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Центрального банка РФ, структура банковской системы России, её функции, порядок и виды деятельности коммерческих банков, а также изложены методы регулирования и контроля за деятельностью коммерческих банков для обеспечения сбалансированности спроса и предложения.
Ключевым вопросом процесса лицензирования является анализ информации относительно следующих аспектов создаваемого кредитного учреждения:
— Состав основных акционеров банка;
— Источники первоначального инвестируемого капитала;
— Компетентность руководства;
— Круг предполагаемых операций и стратегия банка;
— Правильность оценки банковских активов по их рыночной стоимости;
— Политика по созданию резервов на случай возникновения сомнительной задолженности и др.
Конструктильные решения многих из указанных проблем требуют ужесточения мер Банка России в деле борьбы с фиктивной капитализацией банковской системы, что не способствует притоку инвестиций в банковский сектор.
Известно, что в любой стране мира, при любой общественно политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени управляется банковским сектором в тесной взаимосвязи с общим состоянием экономики, уровнем развития денежных отношений и правовой базы и носит структурный характер.
В странах с централизованной экономикой наращивается ресурсная база кредитных организаций. Европейские банки активно интегрируются в настоящий момент в валютные рынки, рынки капитала и рынки, и рынки банковских услуг других стран и регионов. Прежде всего, к этим рынкам можно отнести рынок Восточной и Центральной Европы. Но нельзя исключать и проникновение крупнейших европейских коммерческих банков на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. Перемещение акцента на портфельный банковский менеджмент страхует в мировом масштабе усредненные финансовые рынки и подкрепляет международный оборот финансовых ресурсов.
В аспекте развивающихся финансовых рынков, к которым традиционно относится и рынок России, все эти последствия можно отнести к числу позитивных результатов международной интеграции финансовых рынков. В Европе же появляется дополнительный стимул к укрупнению банковского сектора и к повышению его стабильности и качества предоставления финансовых услуг по минимальным ценам.