Совершенствование процедуры регистрации и выдачи лицензий кредитным организациям с учетом зарубежного опыта и основным принципов банковского надзора, разработанных Базельским комитетом
Рубрика: Регулирование деятельности банковВ последние десятилетия денежно-кредитная политика зарубежных стран претерпела серьезную эволюцию под влиянием изменений условий воспроизводства общественного капитала, и, прежде всего углубления процесса интернационализации хозяйственных связей и постепенного формирования единого мирового финансового рынка.
В результате возникла необходимость в координации деятельности центральных банков, направленной на максимальную унификацию норм регулирования в различных странах с целью предотвращения возможных банковских кризисов и резкой миграции международных капиталов. Центром межгосударственного регулирования банковской деятельности стал Банк международных расчетов (БМР), в рамках которого создан Комитет по банковскому регулированию и контролю (Базельский комитет). В рамках БМР разработаны рекомендации по внедрению в странах — его участницах системы нормативов деятельности банковских учреждений и порядок контроля за ними.
Свое название Комитет получил по месту нахождения его постоянно действующего Секретариата в г.Базеле (Швейцария). В состав Базельского комитета входят представители 12 развитых стран мира (Группа 10, а также два финансовых центра): Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, США, Франция, Швейцария, Швеция, Япония. Членами Комитета являются высшие должностные лица центральных банков и/или других официально отвечающих за осуществление банковского надзора в той или иной стране надзорных органов. Комитет не является структурным подразделением Банка международных расчетов и функционирует автономно.
Как отмечается в совместном Заявлении Правительства РФ и Банка России от 30 декабря 2003 года “Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации“, задачи укрепления правопорядка в банковском деле наряду с вопросами банковского надзора связаны с такими проблемами, как контроль за валютными операциями, соблюдение налогового и антимонопольного законодательства в банковской сфере, борьба с отмыванием доходов, полученных преступным путем. Совершенствование законодательной и правоприменительной практики по данным направлениям также должно проводиться с использованием международного опыта.
В сфере текущего надзора, важнейшей задачей является внедрение системы оценки деятельности кредитных организаций на основе международно-признанных подходов“.
В настоящее время Банк России продолжает реализацию подходов, предусмотренных “Основополагающими принципами эффективного банковского надзора” (далее — Базельские принципы), рекомендованными Базельским Комитетом по банковскому надзору (далее — Базельский Комитет).
Во всех экономически развитых странах регулирование деятельности банков имеет приоритетное значение. Во многих странах контроль и надзор за деятельностью банков рассматривается как одна из важнейших функций центральных банков. Особенно велико значение регулирования в периоды нестабильности развития экономики, в частности денежно-кредитных рынков. Решение большинства проблем контроля и надзора видится в усилении системного подхода, преодолении обособленности отдельных органов надзора, дальнейшем совершенствовании их деятельности. Особое значение имеют международные принципы контроля и надзора на всех стадиях “жизненного цикла“ кредитных организаций и их взаимоотношений с органами надзора, выработанные и принятые Базельским Комитетом.
Анализ “Основополагающих принципов эффективного банковского надзора” показывает, что одним из важнейших принципов банковского надзора является необходимость лицензирования банковской деятельности. При рассмотрении заявок банков на выдачу им лицензий, органам надзора следует внимательно анализировать размеры уставного фонда и структуру собственности банка, состав и структуру его персонала, бизнес-план, организацию внутреннего контроля (система управления банка, план его развития на ближайшую перспективу, и т.д.).
Не менее важным является принцип, указывающий на определение правил и норм контроля в целях выявления проблем, которые могут возникнуть у банка на возможно более ранних этапах его деятельности.
К иным Базельским принципам относятся: определение максимальных границ рисков ликвидности, платежеспособности, валютных, кредитных, процентных, рыночных и других рисков. Особое внимание уделяется нейтрализации рисков, связанных с качеством управления банками. Так, согласно Базельским принципам, органы банковского надзора обязаны:
удостовериться в том, что банки обладают системами информирования руководства, позволяющими последнему выявить концентрацию рисков в рамках портфеля активов;
убедиться в том, что контролируемый банк обладает чёткой системой управления при допущении риска;
выявить у банка наличие внутренней системы контроля, соответствующей типу и масштабу их деятельности.
В соответствии с рекомендациями Базельского Комитета, органам банковского надзора следует:
поддерживать высокие этические стандарты в финансовом секторе, не допуская использования банка криминальными структурами;
обладать правом проведения проверок на местах (инспектирования) и прибегать к услугам внешних аудиторских фирм;
иметь возможность использовать необходимые средства корректировки в случаях серьёзных нарушений со стороны банков.
Главной целью надзора за деятельностью банков, как указывают рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору, является предотвращение системных кризисов путём постоянного наблюдения за всеми банками и принятия современных корректирующих мер. Особое место в этом отводится механизму ранней диагностики.
Следует отметить, что Банк России, присоединившись в 1997 году к документам (решениям) Базельского Комитета, последовательно проводит политику, направленную на последовательную реализацию подходов и принципов, содержащихся в рекомендациях Базельского Комитета по банковскому надзору. Об этом свидетельствуют нормативные акты, принятые Банком России с учетом рекомендаций Базельского Комитета. В “Вестнике Банка России“ — официальном издании Банка России публикуются переводные тексты рекомендаций Базельского Комитета, рекомендованных Банком России для использования в работе территориальными учреждениями (Главными управлениями и Национальными банками) Банка России.
Мировая практика надзора за кредитными организациями позволила международному банковскому сообществу на основе обобщения опыта работы надзорных органов отдельных стран и регионов выработать ряд пруденциальных норм и требований, позволяющих регулировать деятельность кредитных организаций в целях поддержания стабильности, обеспечения надежности банковской системы, защиты интересов вкладчиков и кредиторов.
Принимая во внимание рекомендации Базельского комитета, Банк России ведет работу по укреплению инструментария банковского надзора и приведению его в соответствие с международными стандартами.
Совершенствование системы надзора включает ряд направлений. Первое направление — совершенствование требований, предъявляемых на стадии лицензирования банковской деятельности. Особое внимание необходимо уделять, чтобы вновь создаваемые кредитные организации имели благонадежных акционеров, достаточные финансовые возможности, соответствующую характеру деятельности организационно-правовую форму, достаточно опытное руководство, способное квалифицированно управлять банком. Необходимо, чтобы требования, предъявляемые при выдаче лицензий, были сопоставимы с требованиями текущего надзора, который регулирует механизм отзыва лицензии у существующей кредитной организации, нарушающей пруденциальные требования. Особое внимание необходимо уделять анализу финансового положения учредителей (участников) кредитной организации и изучению возможного влияния взаимозависимости учредителей и их корпоративных групп на деятельность кредитных организаций.
Одной из главных задач — повышение компетенции персонала. Совместно с Финансовой академией при Правительстве РФ разработаны программы переподготовки кадров. Диапазон учебных услуг: от однодневных семинаров и конференций по более чем 100 темам до получения фундаментального высшего образования. Действует особый вид услуг по образованию — информационно-консультативные и практические семинары.