Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Общие черты и различия банковского менеджмента и управления банковской деятельностью. Показатели банковского менеджмента

Рубрика: Управление банком

В систему банковской деятельности следует включить сами банки, предприятия, учреждения, органы власти и другие юридические лица, а также физические лица, финансово-кредитные отношения которых могут реализовываться только при участии одного или нескольких банков. Особую роль здесь играют государственные органы власти и управления, в чьей компетенции — регулирующие воздействия на сам характер этой деятельности.

Сущность системы банковской деятельности и ее основу (как и положено в теории систем) составляют именно связи между указанными элементами: специально организуемые взаимодействия между субъектами хозяйствования, субъектами рыночной инфраструктуры и органами власти. Эти взаимодействия осуществляются в виде банковских операций, банковских услуг и т. п. В этой связи «банковская деятельность» должна рассматриваться как категория более широкая, чем просто «деятельность банков», поскольку охватывает отнюдь не только банки.

Количественные, качественные и социальные показатели банковского менеджмента

Показатели, по которым оценивается банковский менеджмент разделяется на ряд групп:

— количественные и качественные;

— объективные и субъективные;

— формализуемые и не формализуемые.

Количественные показатели оценки банковского менеджмента могут применяться только соотносительно размерам банка, его политике и специализации. К ним относятся:

— размер капитала банка;

— количество учредителей;

— объемы активных и пассивных операций;

— количество клиентов;

— количество сфер экономики и отраслей работы;

— география работы;

— наличие и разветвленность филиальной сети;

— корреспондентские отношения;

— количество банковских продуктов в портфеле.

В числе качественных показателей банковского менеджмента выделяют ряд групп:

Качественные показатели (состояния и работы) оценивают менеджмент банка с позиций профессиональных требований кредитного предпринимательства:

— достаточность капитала, качество активов, прибыльность, ликвидность (в рамках безопасности и устойчивости);

— скорость совершения операций, обработки документов;

— комплексность предоставляемых банковских продуктов;

— степень удовлетворения запросов клиентов по видам, характеристикам, объемам и качеству предлагаемых банковских продуктов;

— адекватность принимаемых рисков и степень их управляемости.

Качественные показатели менеджмента (персонала) характеризуют его соответствие нормативным требованиям экономики к предпринимательским структурам:

— состав и компетентность администрации (квалификация, опыт работы, наличие и качество надзора);

— характер, адекватность и соблюдение внутренней политики (соответствие базовым положениям и направлениям банковской политики, кадровая политика, внутренний контроль и аудит);

— выполнение регулятивных норм и соблюдение законов, инструкций и иных подзаконных актов по банковской деятельности;

— способность администрации и персонала планировать и реагировать на изменение окружающей среды и обстановки (воздействие спадов, инфляции, умение признавать и исправлять ошибки).

Качественные показатели (социальные) их применение связано с особым социальным, общественным статусом кредитного предпринимательства:

— отношение персонала к труду;

— соотношение квалификации, ответственности и вознаграждений;

— степень и адекватность решения социальных проблем.