Будущее кадровой политики банка
Рубрика: Управление банкомМы предвидим, что привлечение и удержание успешной и целеустремленной команды руководителей станет одной из главных забот инвесторов и — с более широкой точки зрения — банковского правления. Премии за качественное управление резко повысятся в Великобритании. Крупные банки платят больше всех; доказавшие свою состоятельность лидеры вынуждены соревноваться. Что характерно — и вполне естественно, — эти лидеры в течение некоторого времени служили в меньших банках: именно так можно быстро приобрести обширный и глубокий опыт.
Типичная банковская карьера, основанная на корпоративном доверии и развитии компании, в корне изменится. Решительные и сугубо практичные финансисты востребованы сегодня — маркетинговые гении будут востребованы завтра. А затем, на определенной стадии, когда цикл деловой банковской активности снова изменится, финансисты вновь вернутся на первое место.
Банки все реже будут обеспечивать или рассчитывать на пожизненную карьеру своих специалистов высокого полета. Текучка кадров в организациях финансовой сферы усилится, как и приток рабочей силы из других отраслей, особенно из розничной торговли и IT. Дело в том, что, по большому счету, розничный банкинг занимается лишь продажей продуктов и предоставлением обработки больших объемов данных и информационных услуг розничным клиентам. Просто так получилось, что он находится в финансовом секторе экономики. И для коммерческого банкинга, и для кооперативного отдаление банков от своих корней неизбежно. Но, наряду с усвоением основ современного бизнеса розничной торговли и информационных технологий, важнейшей задачей станет и сохранение лучшего из старой культуры — доверия, честности, дисциплины, надежности.
Но могут ли структуры и организационные схемы обойтись почти без изменений? Что, если банки окажутся столь громоздкими и сложными, что руководство банка уже не сможет справиться с монолитными традиционными структурами и организационными схемами? Это приведет к дальнейшему разделению направлений бизнеса и все большему отказу от вертикальной интеграции и моделей распределения затрат, за исключением обработки крупнокалиберных данных заводского типа и трансакций по текущим счетам, клирингу чеков, платежам и ипотеке. Эта тенденция усилится благодаря более легкому достижению эффекта масштаба с помощью технологий нового поколения и готовности банков к сотрудничеству — как друг с другом, так и с технологичными предприятиями и компаниями венчурного капитала (с целью снижения неконкурентных накладных расходов). Такие изменения соответствуют интересам инвесторов, как мы уже отмечали выше. Банки сумеют сделать, чтоб и волки были сыты, и овцы целы — они смогут развить свою систему и операционную инфраструктуру для достижения все более децентрализованной автономии отдельного вида деятельности и, в то же время, сохранить отраслевой стандарт эффективности, крепкое внутреннее управление и рычаги контроля финансов и рисков. Интересно, служащие банка следуют за своими руководителями из-за общих убеждений и преданности или просто из любопытства? Или, может быть, потому, что это их работа?
На наш взгляд, соотношение искусства и исторически доминирующей, но изрядно устаревшей техники изменится в обратную сторону. В связи с возросшей — благодаря техническим улучшениям — эффективностью основных бизнес-процессов, искусство удовлетворения спроса клиентов с выгодой для банка снова выйдет на первый план. Самое главное — возникнет потребность в работниках, способных предоставить клиентам решения, и услуги эти будут платными. Заметный прогресс намечается и в сфере таких тесно связанных с искусством видов деятельности, как маркетинг и управление персоналом, хотя лишь пару лет назад их можно было назвать наименее влиятельными. Что касается науки, то отдел экономического анализа (или его эквивалент) не пострадает, поскольку важность его прогнозов по поводу стремительно меняющейся конъюнктуры и демографических тенденций сложно переоценить. Наука о финансах будет развиваться в новых направлениях. А вот операционный отдел и IT, напротив, подвергнутся жестоким испытаниям. Банк может купить у различных источников большую часть того, что составляет основу работы его операционного и IT-отделов, но ни за какие деньги — то, что создают его отделы маркетинга и кадров. Именно они, вкупе с председателем правления, главным управляющим и группой банковского руководства высшего звена будут в гораздо большей степени стоять на страже души и сердца банка.
Мы полагаем, банкам нет нужды идти на риск радикальных перемен, способных вызвать беспокойство у клиентов. Поэтому, скорее всего, упаковка, продажа и поддержка продуктов останутся без особых изменений. Но параллельно могут внедряться новые решения, которые, по сути, будут представлять собой не более чем предварительное комплектование ряда продуктов в соответствии, во-первых, с потребностями клиентов на определенных жизненных этапах и для определенных стилей жизни и, во-вторых, с конкретными рыночными сегментами, подсегментами и сегментами подсегментов. В сущности, клиент сможет купить множестве продуктов при однократном обращении в банк, а высокий уровень интеграции значительно снизит количество необходимых бланков и накладные расходы, причем продукты будут обладать определенными новыми связующими характеристиками. Самое главное, цель в том и заключается, чтобы предоставить клиенту совокупное решение для удовлетворения всех его потребностей в банковских продуктах и услугах по конкурентоспособной цене и при поддержке опытного персонала.
Сберегательные продукты будут усовершенствованы путем введения автоматического переключения на наиболее высокодоходный вариант, причем независимо от поставщика. Грядет бурное развитие продуктов, основанных на совместной деятельности (высокий доход, низкая комиссия, простые условия меньше оговорок и примечаний), поставляемых экономными новаторами.
Творческий подход к использованию деривативов и рынков капитала приведет к созданию более сложных кредитных продуктов. Количество специалистов по разработке продуктов возрастет. Они вступят в партнерские отношения с инвестиционными банками, поставляющими структурированные продукты, основанные на рынке капитала. Например, жилищные продукты, дающие людям возможность приобретать более качественное жилье (если они владеют акциями) или автомобиль — со всеми затратами и рисками, вроде страховки и техобслуживания, объединенными в единое целое с ежемесячным платежом (что, в свою очередь, поднимет опции финансирования покупки автомобиля на более высокий уровень).
Согласно нашим прогнозам, умения банковских служащих в работе с клиентами претерпят значительные изменения. За период в пять или более лет этот процесс не покажется столь болезненным, поскольку все больше работников станут рассматривать работу в банке как краткосрочную занятость, а не долгосрочную карьеру, или же нужных специалистов будут присылать агентства. Но где бы ни работали служащие — в филиалах, операционном отделе, IT, отделе маркетинга и т. п., — эта переориентация навыков будет все же сложной задачей.
Банки станут уделять больше внимания обучению персонала и финансированию этого обучения различными способами. Образование банковских работников поднимется на более высокий уровень. Банковским служащим будет оказываться помощь в повышении уровня их знаний, персонал — оцениваться позитивно, творчески и структурировано, а их заслуги — достойно вознаграждаться.