Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Клиенты и инвесторы розничных банков Великобритании

Рубрика: Банковская система Англии

В современной Великобритании потребители берут у банков кредиты на сумму £ 1 000 000 000 000 (фунтов стерлингов). Это триллион фунтов, или тысяча миллиардов, или миллион миллионов фунтов. И на взгляд, и на слух, и на самом деле это — много. Это в среднем £ 20 000 на душу населения или около £ 40 000 на домашнее хозяйство. Однако данная статистика довольно бесполезна, поскольку почти никто из нас не является средним. Все выглядит более пугающим, чем есть на самом деле. Около 80 % этих долгов — в ипотеке. В среднем каждый британец берет в долг только £ 4 000 на кредитные карты, карты супермаркетов, займы и овердрафты. При этом (предположительно) задолженность каждого гражданина, не достигшего среднего возраста, составляет около £ 8 000, а людей среднего и старшего возраста — намного меньше. По данным британского налогового управления о доходах от сбережений и капиталовложений, 50 % налогоплательщиков обладают лишь 5 % национального богатства, исключая имущественные ценности (всего восемь лет назад эта цифра составляла 11%). Большинство людей хранит деньги в банках (к примеру, на текущих и сберегательных счетах). И сумма приближается к той же величине — ведь банк должен получить депозиты, чтобы иметь возможность давать займы. Если мы и в самом деле нация заемщиков, то мы и нация вкладчиков — тоже.

Главным источником дохода розничного банка является разница между процентными ставками по депозитам и по займам (процентный спрэд). Она составляет около 1 % в ипотечном кредитовании и может достигать 10 % по кредитным картам. Предположим, в среднем эта маржа равна 2 %. Таким образом, розничные банки ежегодно получают доход в размере £ 20 млрд с вышеупомянутого триллиона (приблизительно). Они также получают свои комиссионные сборы и платежи, которые увеличивают их доход еще (приблизительно) на четверть. Итак, общий доход розничных банков составляет £ 25 млрд. Издержки на оплату труда персонала и оборудование снижают доход на 40 %, оставляя банкам £ 15 млрд. Прочие вычеты, вроде безнадежных займов, снижают доход еще немного. И, наконец, государство взимает налог на прибыль в 30 %. Таким образом, банки располагают прибылью за вычетом налогов в размере £10 млрд. Если бы разница процентных ставок была 3 %, тогда банк мог бы надеяться получить 30 % рентабельность собственного капитала (ROE), что совсем неплохо. Бесполезны средние цифры или нет, тем не менее, эти £ 10 млрд соответствуют приблизительно £ 400 банковской прибыли на домашнее хозяйство в год или чуть более £ 1 в день. Фактически это меньше 50 пенсов на душу населения в день. Не так уж страшно, учитывая ту работу, которую банки делают для нас. Вот так обстоят дела, и, как мы объяснили, нет ничего плохого в этом аспекте.

По сути, для банков существует две линии обороны: клиенты — с одной стороны, инвесторы — с другой. И банки строят свои укрепления меж двух этих огней.

Для гарантии безопасности всех займов на £ 1 триллион британские регулирующие органы требуют, чтобы банковские инвесторы обеспечивали эти займы почти £ 40 млрд в качестве собственного капитала. И инвесторы рискуют своим капиталом. Если все пойдет исключительно гладко и прибыль в размере £ 10 млрд будет получена на активы в £ 40 млрд, это будет очень хорошим капиталовложением, так как обеспечит рентабельность (ROE) в размере 25 % (1040). Все пойдет неплохо, и прибыль составит £ 5 млрд — рентабельность будет равна 12,5 % (540). При худшем раскладе прибыли не будет вовсе, а убыток в £ 1 миллиард означает потерю инвестором миллиарда из своего капитала. Именно поэтому инвесторы оказывают давление на банки, чтобы те работали на совесть. Вы бы поступили иначе?

А тем временем клиентам все мало. Они требуют больше услуг, больше выгодных ставок, больше доброты, что ли… В действительности же они хотят лучшего банковского обслуживания. А почему они не должны этого хотеть?

Итак, в синем углу расположились клиенты с их вечными требованиями больше и лучше, в красном — инвесторы, требующие высокой — и постоянно высокой — отдачи на свои инвестиции в банк. А в качестве рефери выступают регулирующие органы и рынок акционерного капитала, имеющие грозные средства влияния в своем распоряжении.

Оставленный на произвол судьбы со своими инструментами, банк выберет в качестве приоритета, конечно, инвесторов — ведь они, в конце концов, владеют банком. И банк будет работать над улучшением своих показателей. Он, возможно, обратит внимание на ценность своих предложений клиентам, но — только ради завоевания большей доли рынка и увеличения дохода. Вероятнее всего, его первой реакцией всегда будет стремление увеличить прибыль и повысить эффективность работы. А это в свою очередь неизбежно приведет к сокращению отношения количества штатных работников к количеству клиентов, поскольку именно персонал является главной статьей расходов для банка. Банк чаще всего рассматривает большую часть взаимодействия между персоналом и клиентами как неэффективные или вынужденные издержки.

И все же, несмотря ни на что, клиенты хотят лучшего банковского обслуживания. Для банков это может означать или не означать эффективность, для клиентов — означает определенно. И регулирующим органам, и государству необходима здоровая и честная банковская отрасль.

Но создается впечатление, что они затрудняются с выбором подходящего инструмента для контроля и регулирования отрасли, колеблясь между маленькой отверткой и кувалдой. Поэтому предпринимаемые ими меры, как правило, приводят к снижению эффективности работы банков. А от ухудшения результатов деятельности банка клиент точно никак не выиграет.

На наш взгляд, розничный банкинг сегодня открыт для всех, и он выглядит готовым к серьезной конкуренции в банковской (или любой другой отрасли).

Наша точка зрения заключается в том, что улучшить банковское обслуживание можно, и выиграют от этого не только клиенты, но и инвесторы.

Усовершенствования в отрасли будут исходить не от банковских гигантов, а, повторимся, от малых, средних или новых игроков. А крупные банки последуют за ними, если усмотрят в этом для себя угрозу или благоприятную возможность.

С одной стороны, малым, средним и новым банкам будет относительно легко внедрять новшества, но сложно — привлечь необходимое количество клиентов.

С другой стороны, для крупных банков процесс окажется довольно мучительным и непростым, но им куда проще достичь эффекта масштаба за счет привлечения большого числа клиентов.

У малых и новых банков будет дополнительное препятствие — серьезная потребность в капитальных инвестициях для достижения необходимого уровня. Только сильным игрокам можно и нужно пытаться.

Похоже, первые банки, которые успешно разработают и предложат усовершенствованный комплект услуг, будут обрадованы притоком клиентов от конкурентов, но — только если клиенты действительно увидят свою выгоду, причем достаточно значительную, чтобы открыть счет. Такой отток клиентов сильно повредит медлительным конкурентам.

Мы все можем наслаждаться лучшим банковским обслуживанием. Клиенты — используя его и удовлетворяя свои потребности, персонал — получая больше удовлетворения от своей работы, инвесторы — увеличивая отдачу от инвестиций.





Метка: