Всемирный банк (ВБ) в 1990-х годах
Рубрика: Кредитные организацииЦели и задачи. Сразу после учреждения в1945 г. Всемирный Банк представлял собой одну организацию — Международный банк реконструкции и развития (МБРР). В последующие годы было создано три подразделения (филиала): Международная финансовая корпорация (МФК) — в1956 г., Международная ассоциация развития (МАР) — в1960 г., Многостороннее агентство по гарантированным инвестициям (МАГИ) — в1988 г. Эти подразделения имеют разные цели, собственные уставы и своих членов. Однако президент МБРР одновременно является президентом каждого подразделения и первые два подразделения (за исключением МАГИ) управляются одним Советом директоров. Состав Совета директоров МАГИ несколько отличается от общего для других подразделений совета.
Таким образом, МБРР и его подразделения образуют группу Всемирного Банка со штаб-квартирой в Вашингтоне (США). МБРР как родоначальник и центральное звено этой группы часто называют также Всемирным Банком.
Банк учрежден по решению Бреттон-Вудской (США) конференции ООН по валютно-финансовым вопросам в1944 г. одновременно с Международным валютным фондом (МВФ) в качестве специализированного, но независимого в решениях от ООН подразделения. Его членами, согласно уставу, являются только страны, вступившие в МВФ, число их в настоящее время составляет 180.
Цель этой межправительственной организации — стимулирование экономического развития, содействие международной торговле, поддержание платежных балансов во благо гражданам развивающихся стран-участниц. С начала своей деятельности Банк ежегодно получает прибыль, хотя ее максимизация не является основной задачей.
Основные принципы деятельности Всемирного Банка:
— предоставление займов только для эффективных капиталовложений, безусловно содействующих экономическому росту развивающихся стран;
— решение о предоставлении кредита принимается только исходя из экономических соображений и увязывается со степенью вероятности его возврата;
— кредиты предоставляются под гарантии правительств стран- заемщиков;
— использование займов не ограничивается затратами средств в какой-то одной стране-участнице;
— президент и сотрудники должны действовать исключительно в интересах Банка, а не каких-либо иных органов, в том числе правительств стран.
До середины 50-х гг. Банк стимулировал экономику стран Западной Европы, пострадавших от войны. Затем кредитная политика стала меняться и в настоящее время существенная доля кредитов предоставляется развивающимся странам Азии, Африки и Америки, а также Европы. Кроме того, изменилась и целевая структура кредитов — выросла относительно промышленного сектора доля кредитования сельского хозяйства, здравоохранения, образования и др. В последние годы Банк предпринимал попытки решения проблемы внешних долгов развивающихся с.тран.
Банк является более мощной организацией, чем другие родственные учреждения, даже по сравнению с МВФ. Масштабы его деятельности иллюстрирует табл. 8.1. За все время существования до1993 г. включительно МБРР И МАР приняли на себя обязательство в виде займов на сумму 313 млрд. долл. США, в то время как МВФ — на 152 млрд. долл. США. Выполняя совершенно разные функции, он и МВФ взаимно дополняют друг друга и являются партнерами.
Таблица 8.1. Масштабы деятельности группы Всемирного Банка (1993 г.) |
|||
Учреждение |
Число стран |
Число проектов |
Объем финансирования, млрд.долл. |
МБРР |
44 |
122 |
16,9 |
МАР |
45 |
110 |
6,8 |
МФК |
(нет данных) |
185 |
2,1 |
МАГИ |
14 |
27 (гарантий) |
1,9 |
В отличие от МВФ, который, осуществляя контроль и стабилизацию международной валютной системы, может предоставлять все виды финансирования любым странам-участницам, Банк обслуживает только развивающиеся страны, содействуя их долгосрочному экономическому росту, исходя исключительно из экономических, а не политических соображений. Банк имеет самый высокий инвестиционный рейтинг — ААА — на рынках капитала.
Банк привлекает, помимо взносов участников, заемные средства на мировом рынке капиталов посредством выпуска и продажи облигаций и других обязательств, а также предоставляет долгосрочные кредиты (обычно до 15—20 лет по ставкам, более низким, чем коммерческие банки) государственным и частным предприятиям под гарантии правительств. Он гарантирует частные инвестиции, а также оказывает “техническую помощь” в виде консультаций правительствам стран для содействия повышению эффективности экономики.
Операции. Для привлечения ресурсов Банк продает облигации и другие долговые обязательства в виде ценных бумаг пенсионным фондам, страховым компаниям, корпорациям, другим банкам, а также физическим лицам разных стран. Выпускаемые им ценные бумаги являются самыми надежными в мире, поэтому Банк имеет возможность получать займы на самых выгодных условиях.
В частности, большим успехом Банка стал выпуск в1989 г. так называемых “глобальных” облигаций на сумму 1,5 млрд. Долл.США. Эти облигации, выраженные в долларах США, одновременно выпускаются в Нью-Йорке, Лондоне и Токио как внутренние инструменты и особо привлекательны для инвесторов в силу высокой ликвидности и надежности.
В рамках изыскания ресурсов Банк, начиная с1982 г., активно осуществляет также программу валютных свопов, т.е. обмена одной валюты на другую с обязательством обратного обмена через определенное время, получая при этом выгоды.
Другим источником средств являются его активный капитал и нераспределенная прибыль. Соотношение собственных и заемных средств выдерживается Банком с большим страховым резервом.
Банк предоставляет прямое финансирование развивающимся странам как для изменения их экономической политики, так и для реализации конкретных проектов и программ. В начале деятельности приоритет отдавался финансированию крупных промышленных проектов, например, строительству дорог, мостов, линий электропередач и др. В настоящее время возросла доля финансирования социальных программ, в частности, повышения жизненного уровня населения, здравоохранения, повышения квалификации, а также развития мелкого предпринимательства. Банк также предоставляет займы на общее повышение эффективности экономической политики — так называемые стабилизационные займы.
Как уже отмечалось, Банк осуществляет долгосрочное кредитование по плавающим процентным ставкам, размер которых связан с расходами на его собственные заимствования и составляет в настоящее время около 7,5%. Он предоставляет займы только в валютах, в которых сам привлекает заемные средства, снижая тем самым риски, связанные с колебаниями курсов валют.
Предоставляя займы, Банк до недавнего времени взимал плату в размере 0,75% суммы неосвоенного баланса за резервирование кредитной линии. С1989 г. эта плата уменьшилась до 0,25% по всем займам. В1993 г. была также снижена на 0,25% кредитная ставка для дисциплинированных заемщиков, доля численности которых в настоящее время составляет более 70%.
В результате проводимых операций Банк устойчиво получает прибыль, которая в настоящее время превышает 1 млрд. долл. США в год и используется в основном на развитие и совершенствование его деятельности. Банк не выплачивает дивидендов странам-участницам.
Управление и организационная структура. Высшим органом управления Банком является Совет управляющих, где каждая из стран-участниц представлена министром финансов или управляющим центрального банка. Акционерный капитал (около 200 млрд.долл. США) распределен в соответствии с квотами стран- участниц в МВФ. Наибольшая доля акций (а значит и голосов) принадлежит США (более 17%), за ними следуют Япония (более 7), Германия (около 5,5), а также Франция и Англия (по 5% с небольшим). Эти страны занимают лидирующее положение в Банке. Доля Российской Федерации, как и Канады, Индии, Италии, Саудовской Аравии, составляет около 3%. Остальные акции принадлежат большому числу развивающихся стран.
Совет управляющих во главе с президентом решает вопросы приема новых стран-участниц, изменений размера акционерного капитала, временного приостановления членства в Банке и др. Раз в год Советы управляющих Банка и МВФ проводят совместные заседания (“ежегодное совещание”).
Руководство повседневной деятельностью осуществляется Советом исполнительных директоров, председателем которого одновременно является Президент Банка. Совет постоянно функционирует в штаб-квартире, где собирается на свои заседания, как правило, еженедельно.
В состав Совета исполнительных директоров входят 24 человека. Каждая страна из пяти крупнейших акционеров — США, Япония, Германия, Франция и Англия — имеет в нем, согласно уставу, по одному представителю. Другие страны разделены на 19 “избирательных округов”, каждый из которых представлен исполнительным директором, выбираемым от одной или нескольких стран. Например, Российская Федерация, Китай, Саудовская Аравия имеют каждая по одному представителю, а 24 франкоязычные страны Африки представлены одним исполнительным директором. Состав этих округов формируется в основном по географическому признаку и регулируется решениями стран-участниц.
На своих регулярных заседаниях Совет исполнительных директоров рассматривает вопросы текущей деятельности Банка, а председатель Совета, он же президент, вносит на рассмотрение предложения о выделении займов, утверждении финансовых смет, а также вопросы политики Банка, его организационной структуры, назначения и увольнения сотрудников, численность которых превышает 7000 чел. Надзор за работой сотрудников по сферам их деятельности осуществляется тремя директорами- распорядителями.
Как выше сказано, МБРР в настоящее время имеет три крупных подразделения, или филиала.
МФК образована с целью прямого кредитования высокоэффективных проектов частных предприятий без получения правительственных гарантий, а также для привлечения финансирования из других источников. Выпускаемые Корпорацией облигации имеют на международных рынках самый высокий рейтинг — ААА.
В отличие от Банка МФК может инвестировать средства в акционерные капиталы предприятий, которым предоставляет кредиты. Она финансирует как создание новых, так и реконструкцию действующих предприятий различных сфер деятельности — от заводов до банков. Помимо этого, Корпорация оказывает консультативные услуги и техническую помощь правительствам и предприятиям по разным вопросам, в том числе вопросам инвестирования.
Корпорация финансирует не более 25% общей суммы расходов по проекту и может приобретать до 35% акций предприятий, но, согласно уставу, не может стать владельцем крупнейших их пакетов и не участвует в управлении деятельностью предприятия.
Большое внимание МФК уделяет вопросам развития малого бизнеса, а также охране окружающей среды. Ее членами в настоящее время являются более 150 стран.
МАР образована с целью предоставления беднейшим из развивающихся стран-участниц кредитов и займов на льготных (до 40 лет, под 0,75% годовых, а иногда на беспроцентной основе) условиях. К числу беднейших относятся страны с годовым доходом на душу населения менее 1300 долл. США, однако в большинстве стран, которым Ассоциация оказывает сейчас помощь, этот доход не превышает 800 долл. США. Займы, предоставляемые МАР, имеют десятилетний льготный период и погашаются в пределах 35—40 лет в зависимости от кредитоспособности страны-заемщика.
Средства Ассоциации складываются из взносов более богатых стран как по подписке, так и добровольных, а также из отчислений от прибыли и платежей по предоставленным кредитам.
Имея свой устав, МАР управляется МБРР и часто осуществляет совместную с ним деятельность. Участниками Ассоциации в настоящее время являются более 150 стран.
МАГИ образовано с целью стимулирования активности прямых иностранных частных инвестиций в развивающиеся страны. Агентство гарантирует инвесторам защиту от некоммерческих (политических) рисков, т.е. войн, национализаций и др. Оно оказывает также консультативные услуги правительствам по привлечению частных инвестиций.
МАГИ дополняет деятельность страховых компаний, предоставляя услуги страхования и перестрахования, а именно: страхование от неконвертируемости валюты; от войн и беспорядков; от нарушений инвестиционного договора.
Рассматривая заявки о страховании инвестиций, оно отдает предпочтение проектам, обоснованным с финансовой, экономической и экологической точек зрения, а также способным содействовать развитию страны. Максимальный размер страхового покрытия составляет 50 млн. долл. США на один проект.
Спрос на услуги Агентства в настоящее время весьма велик. Число заявок на страхование инвестиций пополняется в среднем на 30 ежемесячно, поэтому МАГИ систематически расширяет свою деятельность. Его участниками являются более 110 стран.
Деятельность в России. Советский Союз, будучи участником Бреттон-Вудской конференции ООН1944 г. и подписав документ об учреждении МВФ и МБРР, не ратифицировал его и не внес установленную часть капитала. В1991 г. Президент СССР подал официальное заявление о приеме страны в члены Банка и трех его филиалов. Однако лишь к середине1993 г. все республики бывшего Советского Союза, уже как суверенные государства, стали его членами и Банк приступил к их кредитованию. Крупнейшим заемщиком среди них стала Российская Федерация, получившая на первом этапе сотрудничества четыре займа на сумму 1,4 млрд.долл. США, в том числе на осуществление самого крупного проекта за всю историю Банка — реабилитацию нефтяной промышленности.
В последующем была достигнута договоренность о софинан- сировании еще более мощной Специальной программы приватизации и перестройки экономики. Она предусматривает оказание содействия в преобразовании предприятий, техническую помощь на уровне отдельных регионов страны.
Ведущую роль в этой программе играет МФК, специалисты которой разработали и реализовали ряд экспериментальных региональных программ. Первой из них стала Программа малой приватизации в Нижнем Новгороде, разработанная с учетом рос-, сийского законодательства о приватизации и других законов/ конкретных нужд города, а также опыта работы Корпорации ^ других организаций в Польше и Чехословакии. Особое внимание уделялось темпам, эффективности и открытости этого процесса.
Опыт нижегородской приватизации использован другими городами (Волгоград, Томск и т.д.), а также лег в основу Руководства по приватизации малых городских предприятий, разработанного МФК для Госкомимущества РФ.
Корпорация участвовала также в организации ваучерных аукционов средних и крупных предприятий в ряде регионов страны.
В1995 г. Минфином РФ подписано соглашение о предоставлении МБРР и ЕБРР совместного займа для реализации Проекта развития финансовых институтов. Проект предусматривает повышение эффективности деятельности российского банковского сектора до уровня международных стандартов. Аккредитованные в рамках Проекта российские банки получают на льготных условиях доступ к кредитным ресурсам для использования их на совершенствование предоставляемых ими услуг, развитие автоматизации, а также финансирование инвестиционных проектов.
Сотрудничество Российской Федерации с группой Всемирного Банка продолжается и расширяется в настоящее время.
Региональные банки развития
Основаны в 60-е годы в связи с распадом колониальной системы, развитием регионального сотрудничества и экономической интеграции развивающихся стран. К их числу относятся: Межамериканский банк развития (МаБР — образован в1959 г.), Африканский банк развития (АфБР —1964 г.), Азиатский банк развития (АзБР —1966 г.). В связи с ограниченностью ресурсов в число учредителей, помимо развивающихся стран, вошли также высокоразвитые страны — США, Япония, ряд стран Европы.
Банки имеют родственные связи, однотипные функции и операции. Объектом их финансирования являются преимущественно инфраструктурные проекты, а также объекты добывающей и обрабатывающей промышленности развивающихся стран- участниц.