Денежно-кредитная политика Банка России в 1990-х годах
Рубрика: Банковская система РоссииМонетаристские методы регулирования экономики в России стали применяться с1991 г. в соответствии с Законом “О Центральном Банке Российской федерации”, принятым в декабре1990 г.
В настоящее время правовой основой денежно-кредитной политики в России является указанный Закон с изменениями от 27 декабря1995 г. Закон предусматривает ежегодное представление в Государственную Думу не позднее 1 декабря основных направлений единой денежно-кредитной политики на предстоящий год (ст. 44).
При разработке Основных направлений денежно-кредитной политики Центральный Банк России (ЦБ) исходит из того, что в России с начала проведения радикальных экономических реформ основная цель экономической политики достигается прежде всего путем ограничения совокупного спроса. По мнению ЦБ, основные причины периодического роста инфляции связаны с проблемой сбалансированности совокупного спроса и предложения.
Для решения этой проблемы Федеральным законом о Банке России (ст. 35) предусмотрено применение следующих инструментов и методов:
— процентные ставки по операциям Банка России;
— нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
— операции на открытом рынке;
— рефинансирование банков;
— валютное регулирование;
— установление ориентиров роста денежной массы;
— прямые количественные ограничения.
Закон предусматривает, что ЦБ может устанавливать одну или, несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентных ставок. Причем процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. В Законе подчеркивается, что Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.
Законом предусмотрены условия применения обязательных резервов:
— размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования в Банке России устанавливаются Советом директоров;
— нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций;
— нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов;
— при нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право взыскать в бесспорном порядке с кредитной организации сумму недовнесенных средств, а также штраф в установленном им размере, но не более двойной ставки рефинансирования;
— при отзыве лицензии на совершение банковских операций депонированные в банке средства используются для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами.
Закон о Банке России предусматривает проведение Банком операций на открытом рынке. В ст. 39 отмечается, что под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.
Закон предусматривает также рефинансирование, под которым понимается кредитование Банком России банков, в том числе и переучет векселей.
Банку России также разрешено проводить валютные интервенции, т.е. куплю-продажу иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.
Банк России может применять и прямые количественные ограничения, под которыми понимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Причем Банк России вправе применять количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.
Банку России разрешено устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно- кредитной политики.
Все эти инструменты и методы денежно-кредитного регулирования экономики должны быть базой Основных направлений денежно-кредитной политики Банка России.
Так, например, в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 1996 год даны предварительная оценка развития экономики России в1995 г. и основные ориентиры в1996 г. При оценке развития экономики за 1995 год было отмечено существенное замедление темпов экономического спада и некоторое оживление деловой активности: если в 1992, 1993 и 1994 гг. объем валового внутреннего продукта (ВВП) сократился соответственно на 19, 12 и 15%, то в1995 г— лишь на 4% от уровня предыдущего года.
Отмечается усиление регулирующего воздействия проводимой денежно-кредитной политики Банка России на формирование основных экономических тенденций. Главным образом это проявилось в последовательном замедлении интенсивности инфляционных процессов. Так, если в1992 г. среднемесячные темпы инфляции составляли 31%, в1993 г. — 21, в1994 г. — 10, то в1995 г. — 7,5%.
Вместе с тем возможности ограничения темпов инфляции лишь средствами денежно-кредитной политики имеют объективные пределы: рост цен в значительной степени зависит от цен на продукцию естественных монополистов, а также замедления процессов демонополизации производства и структурной перестройки экономики, кризиса неплатежей и продолжающегося спада в инвестиционной сфере.
Денежно-кредитная политика тесно увязана с бюджетной политикой. В Основных направлениях отмечается, что проводимая в России жесткая бюджетная политика позволяет сдерживать наращивание выпуска инфляционных денег в экономику. В рамках совместного заявления Правительства и Банка России было заключено соглашение об отказе с 1 января1995 г. от использования прямых кредитов ЦБ РФ для финансирования дефицита федерального бюджета. В результате, если в1994 г. дефицит федерального бюджета на 73,7% был профинансирован за счет кредитов Банка России, то в1995 г. основу финансирования дефицита бюджета (55,7%) составили доходы от продажи государственных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ и др.).
В области валютной политики как части денежно-кредитной политики происходил поиск необходимого компромисса между укреплением рубля и поддержкой экспорта. Это привело к введению в июле1995 г. коридора колебания валютного курса, что снизило валютные риски, в значительной степени определяющие уровень и динамику инфляционных ожиданий.
Банк России сохраняет ограничительные принципы денежной политики с целью снижения инфляции, т. е. продолжает проведение жесткой денежно-кредитной политики. В связи с этим операции ЦБ основываются на контроле целевых показателей по денежной базе, которая включает наличные деньги в обращении и в кассах коммерческих банков, средства в фонде обязательных резервов и остатки на корреспондентских счетах банков в Банке России.
В результате отказа от прямого кредитования Правительства и приоритетных отраслей экономики ЦБ получил возможность оказывать воздействие на резервы банков через рыночные инструменты, для чего используются операции Центрального Банка на различных сегментах денежного рынка. Финансирование бюджетного дефицита продолжено за счет неэмиссионных источников — путем заимствований на рынке.
В Основных направлениях денежно-кредитной политики на1995 г. предусмотрена такая задача ЦБ, как сдерживание спроса на наличные деньги, для достижения которой должны быть приняты меры по укреплению банковской системы и повышению к ней доверия граждан. Это должно способствовать привлечению денежных средств населения во вклады и сокращению уровня инфляции.
Валютная политика развивается в русле общей денежно- кредитной политики, проводимой Банком России. Основные ее задачи в1996 г.:
— проведение стабильного обменного курса в соответствии с целями сдерживания инфляции;
— установление пределов колебаний валютного курса на определенный период;
— сглаживание резких краткосрочных колебаний в конъюнктуре рыночного спроса и предложения на иностранную валюту;
— формирование и эффективное управление золотовалютными резервами России.
Основные инструменты денежно-кредитного регулирования к началу сентября1996 г.: ставка рефинансирования ЦБР — 80%; обязательные резервы — 18, 14 и 10%; продажа ГКО, ОФЗ и других государственных ценных бумаг на открытом рынке.