Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) в 1990-х гг.
Рубрика: Кредитные организацииЦели и задачи. Банк представляет собой международную организацию с высшим кредитным рейтингом, учрежденную в1991 г. с целью содействия переходу стран Центральной и Восточной Европы, включая Россию и страны СНГ, к открытой рыночной экономике и развитию предпринимательства. Он осуществляет деятельность в 25 странах региона. В число 59 акционеров ЕБРР входят все страны Европы, Россия, ряд стран других регионов мира, в том числе США, а также такие организации, как Европейский Союз и Европейский Инвестиционный банк.
Штаб-квартира Банка находится в Лондоне, а 16 его представительств — в разных странах региона.
Деятельность ЕБРР координируется с деятельностью других международных организаций — Всемирным Банком, Международной финансовой корпорацией (МФК) и др. Он взаимодействует также с частными национальными коммерческими банками, инвестиционными фондами, прочими кредитно- финансовыми учреждениями, привлекая их к участию в осуществлении различных проектов. Большое внимание уделяется качеству финансируемых проектов и в первую очередь очевидности и реальности экономических выгод для страны от их реализации.
В отличие от большинства других международных организаций Банк действует как в государственном, так и в частном секторах экономики страны. В отличие от частных национальных банков он имеет возможность и берет на себя риски, непосильные этим организациям.
Банк привлекает средства на международных рынках капитала по самым выгодным ставкам и назначает коммерческие цены на предоставляемые им услуги. Главная услуга — содействие предприятиям, нуждающимся в получении капитала, путем дополнения усилий других кредиторов. Банк не выдает гарантий по экспортным кредитам и не оказывает розничных банковских услуг.
Операции. ЕБРР предоставляет прямое финансирование конкретных коммерчески эффективных проектов частных и приватизируемых государственных предприятий. Основные принципы финансирования проектов:
— доля Банка не должна превышать 35% общих проектных издержек предприятия;
— промышленные инвесторы должны вносить существенные взносы в акционерный капитал, приобретая контрольные пакеты акций либо достаточные права на управление предприятиями;
— на проекты частного сектора, как правило, должно предоставляться не более 2/3 суммы кредита и не менее 1/3 акционерного капитала;
— другие участники проекта должны вносить дополнительные средства;
— Банк, как правило, не предоставляет финансирования инвестору для приобретения уже выпущенных или вновь выпускаемых акций;
— доля акционерного капитала местного участника (спонсора) проекта не обязательно должна быть в денежной форме.
Ориентировочная структура финансирования проектов с участием ЕБРР представлена на рис. 8.1.
Рис. 8.1. Ориентировочная структура финансирования проектов
Все проекты оцениваются с позиции страновых стратегий, которые утверждаются акционерами и служат основой банковских операций и выбора приоритетов решаемых задач.
Основными получателями финансирования являются совместные предприятия и прежде всего с участием иностранного капитала. Минимальная сумма кредита традиционно составляет 5 млн.ЭКЮ. Это значит, что Банк, как правило, не предоставляет прямого финансирования мелким и средним предприятиям, хотя все же имеет ряд инструментов для работы с ними: кредитные линии, гарантии, фонды для акционерного и первоначального капиталов и др.
Условия кредита учитывают конкретные требования проектов. Они могут обеспечиваться активами участников (спонсоров) проектов, быть преобразованными в акции или предусматривать участие в акционерном капитале предприятия. Кредиты выдаются в любой валюте, преимущественно в долларах США, германских марках и ЭКЮ. Кредитуя частные предприятия, Банк не требует гарантий правительства данной страны.
Инвестирование в акционерные капиталы имеет разнообразные формы, в том числе подписку на обыкновенные и привилегированные акции. При этом Банк рассчитывает на получение соответствующего дохода от вложенных средств.
Ввиду ограниченности капитала по сравнению с потребностями региона Банк не практикует долгосрочные инвестиции, приобретение контрольных пакетов акций предприятий и принятие на себя ответственности за управление ими.
Банк может гарантировать размещение акций государственных и частных предприятий, а также брать обязательство подписываться в будущем на определенную их часть. Однако это происходит только в случае, когда эффективность предприятия может быть существенно повышена.
ЕБРР помогает также заемщикам в получении доступа к капиталу путем предоставления гарантий. При этом максимальный риск должен поддаваться измерению и быть приемлемым для Банка.
Банк предоставляет кредиты по рыночным ставкам с учетом возможных рисков. Процентные ставки устанавливаются с маржой выше базовой рыночной ставки — обычно это ЛИБОР. Кредиты предоставляются под плавающую или фиксированную ставку и в сочетании с рядом инструментов хеджирования.
Размер кредитной маржи отражает страновые и коммерческие риски в соответствии с конъюнктурой рынка синдицированных кредитов. Кредиты обычно предоставляются на срок от 5 до 10 лет в зависимости от условий конкретной операции. При кредитовании инфраструктурных проектов государственного сектора экономики сроки кредита могут достигать 15 лет.
Погашение основной суммы происходит по частям, равными долями раз в полугодие. Кредиты погашаются в той же валюте, в которой были выданы. Банк рассматривает возможность фондирования кредитов в местных валютах.
При подписании кредитного соглашения Банк взимает одноразовый сбор на покрытие административных расходов по разработке и структуризации проектов, а также ежегодную комиссию за обязательство по неиспользованным суммам кредита. Кроме того, Банку возмещаются фактические расходы по экспертизе проектов и затраты на подготовку соответствующей документации.
Финансируемые ЕБРР предприятия обязаны страховать традиционные риски, к числу которых Банк не относит политические риски и риски неконвертируемости местной валюты. Банк также требует обеспечения кредита активами участников проекта: закладными на недвижимое и движимое имущество, переуступкой выручки предприятия, залогом его акций, принадлежащих учредителям, переуступкой прав на получение страхового возмещения и др.
Управление и организационная структура. Высшим органом управления ЕБРР является Совет управляющих, возглавляемый избираемым председателем и двумя заместителями председателя. Численный состав Совета управляющих соответствует количеству акционеров Банка.
Исполнительным органом является Совет директоров ЕБРР, состоящий из президента, четырех вице-президентов и 23 директоров, каждый из которых представляет одну или несколько стран или организаций—акционеров Банка. Совет директоров несет ответственность за руководство общей деятельностью Банка. Президент председательствует на Совете директоров, управляет текущей деятельностью Банка и несет ответственность за организацию работы и назначение сотрудников. Организационная структура ЕБРР представлена на рис. 8.2.
Каждый член Совета директоров входит в одну из трех образованных при нем комиссий: ревизионную, по бюджетным и административным вопросам, по финансовой и операционной политике.
К компетенции ревизионной комиссии относятся вопросы назначения и объемов работы независимых аудиторов, а также финансового отчета и общих принципов бухгалтерского учета, разрешений на производство расходов, системы контроля, поли тики в области закупок товаров и услуг и оценки проектов.
Рис. 8.2. Организационная структура ЕБРР
Комиссия по бюджетным и административным вопросам отвечает за общие бюджетные принципы, предложения, процедуры и отчеты. Кроме того, она рассматривает кадровые, административные и организационные вопросы.
Комиссия по финансовой и операционной политике отвечает за вопросы финансовой политики, общие принципы проведения операций, а также процедур и норм отчетности.
Общий отдел, входящий в банковский департамент, включает штат старших советников по различным вопросам банковской деятельности.
Группа территориальных отделов включает десять подразделений, каждое из которых курирует одну или несколько стран.
Группа отраслевых отделов состоит из одиннадцати подразделений: агробизнеса, недвижимости и туризма, обучения и « профессиональной подготовки, приватизации и структурной перестройки, природных ресурсов, связи, транспорта и экологической инфраструктуры, финансовых учреждений, энергетики, энергоэффективности, ядерной безопасности.
Группа отделов операционной поддержки включает пять подразделений: закупок товаров и услуг и технической поддержки, операционного управления, официального софинансирова- ния, привлечения бизнеса, экологической оценки. Характер функций этих подразделений очевиден из названий отделов.
Другие департаменты Банка выполняют функции, во многом схожие с функциями соответствующих подразделений других крупных банков.
Деятельность в России. Главной задачей деятельности ЕБРР в Российской Федерации является помощь развитию банковских и финансовых организаций, посредством которых мелкие и средние предприятия получают возможность доступа к финансированию на приемлемых для них условиях. Кроме того, Банк осуществляет финансовое посредничество, содействует развитию рынков капитала, торговой сферы, укреплению нормативной базы и др.
Помимо представительства в Москве, ЕБРР имеет три региональных представителя: в С.-Петербурге, Волгограде, Владивостоке. Он осуществляет деятельность почти в 60% регионов Российской Федерации, участвуя в ряде разнообразных проектов. В связи с относительной ограниченностью его ресурсов основное
внимание уделяется четырем регионам: С.-Петербург, Екатеринбург, Краснодар, Владивосток.
Советом директоров в1995 г. было одобрено участие Банка (в виде кредитов или вложений в акционерные капиталы) в 43 частных и государственных проектах страны на сумму 1,4 млрд.долл. США, а также в некоторых региональных проектах с участием России. Кроме того, Российская Федерация является крупнейшим получателем ресурсов ЕБРР (110 млн.долл. США) в части технического сотрудничества. Это безвозмездные средства, предназначенные для подготовки отдельных проектов до уровня, когда по ним может быть принято решение о кредитовании или вложении в акционерный капитал.
Финансирование всех проектов осуществляется в рамках нескольких программ деятельности ЕБРР в России:
— Региональные фонды венчурного капитала;
— Фонд для мелких предприятий России;
— Инвестиционные фонды;
— Развитие финансовых учреждений;
— Поддержка предприятий.
Региональные фонды венчурного капитала (РФВК) предназначены для инвестирования средств в качестве нового акционерного капитала в средние (до 5 000 чел.), приватизированные по правительственной программе, и другие частные предприятия для финансирования коммерчески эффективных проектов. Капитал Банка в каждом (кроме одного) из 11 таких фондов составляет 1/3 общей величины и дополняется до 30 млн.долл. США средствами правительственного участника.
Каждый РФВК действует в пределах своего региона и имеет дело лишь с сильными на внутреннем рынке предприятиями, но не обязательно имеющими иностранного партнера или получающими выручку в твердой валюте. Эти фонды, не являясь держателями контрольных пакетов акций, обязаны выступать влиятельными акционерами.
Размер инвестиций РФВК составляет от 300 тыс. до 3 млн. долл. США. Они не имеют права сотрудничать с предприятиями, профиль деятельности которых подпадает под “черный” список ЕБРР, например, производство табака и табачных изделий, крепких спиртных напитков, вооружений и др. Срок функционирования каждого РФВК ограничен 10 годами.
Фонд мелких предприятий России (ФМПР), учрежденный ЕБРР в размере 300 млн.долл. США, предназначен в первую очередь для предоставления кредитов вновь создаваемым и расширяющимся действующим мелким (до 50 чел.) предприятиям, если они не смогли получить их у местных банков. Размер этих кредитов не превышает 50, иногда 75 тыс.долл. США и выдается на срок до 2 лет.
Кроме того, ФМПР может выдавать кредиты в рублевом эквиваленте индивидуальным предпринимателям и фирмам с численностью работников до 20 чел. на более короткие сроки. Такие кредиты выдаются через определенные местные банки, а их размер колеблется от 0,1 до 30 тыс. долл. США. В любом случае до предоставления кредита проводится анализ платежеспособности заемщиков.
ЕБРР действует и посредством сотрудничества с рядом инвестиционных фондов, вкладывающих средства в различные частные, в том числе совместные предприятия. В качестве примера можно отметить Российский инвестиционный фонд “Франлин- гтон”, имеющий капитал в размере 65 млн.долл. США, 1/4 часть которого принадлежит ЕБРР. Фонд осуществляет инвестиции в размере от 0,5 до 2,5 млн.долл. США и не приобретает более 20% акций предприятий.
Другим примером служит Первый региональный фонд СНГ, имеющий капитал 160 млн.долл.США, 1/8 часть которого вложена ЕБРР и около 10% — МФК. Фонд осуществляет инвестиции в предприятия, действующие на территории России и стран СНГ.
Программа развития финансовых учреждений (ПРФУ) в размере 300 млн.долл. США предусматривает выделение, а также операционную, техническую и финансовую поддержку группе из 30—40 российских банков, которые должны в будущем сыграть решающую роль в перестройке экономики страны: Банк “Санкт- Петербург”, Промстройбанк, Мосбизнесбанк, банк “Столичный”, Токобанк, Уралпромстройбанк и др. — аккредитованы при ПРФУ. Программа осуществляется с участием Всемирного Банка (200 млн.долл. США) и правительства страны. Доля ЕБРР составляет 1/3 общего капитала.
В рамках ПРФУ Банк осуществляет совместное с отдельными местными банками финансирование частного сектора экономики путем переуступки им кредитных ресурсов при посредничестве министерства финансов страны.
Программа поддержки предприятий предусматривает в рамках рассмотренной выше ПРФУ функционирование кредитной линии на сумму 300 млн.долл. США, финансируемой ЕБРР совместно со Всемирным Банком. Программа гарантируется и организуется Правительством Российской Федерации в сотрудничестве с ЕБРР и Всемирным Банком. Задачей программы является предоставление посредством ряда местных банков, имеющих отношение к ПРФУ, кредитов для модернизации и структурной перестройки крупных и средних частных (не менее чем на 75%) предприятий.
К числу крупнейших утвержденных проектов ЕБРР в Российской Федерации относятся:
— строительство и эксплуатация сети сотовой связи в Москве и области (частный);
— подготовка ряда банков к использованию кредитной линии и других инвестиций (государственный);
— разработка нефтяного промысла за Полярным кругом в Тимано-Печерском регионе (частный);
— разработка нового нефтяного месторождения в Тюменской области (частный);
— восстановление западносибирских нефтегазопромыслов (государственный) .
Результаты деятельности Банка отражаются в его балансе (табл. 8.2)
Таблица 8.2. Баланс ЕБРР, тыс. ЭКЮ
Активы |
01.01.94 |
01.01.95 |
Размещение капитала и |
||
долговые обязательства |
4051124 |
4235844 |
Кредиты и инвестиции в акции |
505562 |
1054602 |
Прочие активы |
895033 |
1217362 |
Имущество и оборудование |
74089 |
71698 |
Простые векселя, выданные |
273781 |
256793 |
Подписной капитал |
1236850 |
691845 |
Всего
7036439 7528144
|
||
Пассивы |
Заемные средства |
3129750 |
3610387 |
Прочие пассивы |
937413 |
943944 |
Акционерный капитал |
2969276 |
2973813 |
в том числе: |
||
оплаченный капитал |
2965125 |
2965125 |
резервы |
17175 |
33784 |
убытки предыдущих периодов |
-17144 |
-26109 |
прибыли за год |
4120 |
1013 |
Всего |
7036439 |
7528144 |
Забалансовые статьи |
||
Взятые обязательства |
2268540 |
3183594 |