Факторинг
Рубрика: Прочие операции банковОдной из наиболее распространенных посреднических услуг коммерческих банков в настоящее время является факторинг.
Факторинг впервые возник в США в конце XIX в., затем нашел применение в промышленно развитых странах Западной Европы. Особенно широко факторинг начали применять коммерческие банки в последние 25—30 лет.
Наибольшее распространение факторинг получил с середины 80-х годов, в период устойчивого экономического подъема в западных странах. К началу 90-х годов количество факторинговых компаний возросло в 3,6 раза, причем в их совокупном обороте в 1,5 раза уменьшилась доля США и в 1,5 раза выросла доля Западной Европы.
Согласно одному из последних отчетов ассоциации Фэкторз Чейн Интернэшнл (ФЧИ — основана в 1968г., штаб-квартира — в Амстердаме. Совокупный годовой оборот ее членов превышает 264 млрд. долл., что составляет примерно половину годового оборота мирового фактор-бизнеса. Среди учредителей ФЧИ — мошные транснациональные банки), объем факторинговых операций (включая внутренний и международный факторинг) распределяется следующим образом (%): Европа — 56, Америка — 30, страны Азии и тихоокеанского побережья — 13, Африка — 1 («Финансовые известия», 16.02.1995).
Факторинг за рубежом — это кратчайший путь к источникам финансирования для мелких и средних компаний. Как правило, кредитные учреждения требуют от них гарантий больше обычных, а ставка по кредитам почти всегда на 2% превышает ставку для крупных фирм. Факторинговые же компании, напротив, специализируются на оказании услуг именно мелким и средним предприятиям.
Факторинг — это выкуп платежных требований у поставщика товаров (услуг). Цель факторинга — устранение риска, являющегося неотъемлемой частью любой кредитной операции. В странах с развитой рыночной экономикой серьезное внимание уделяется соблюдению сроков платежей. Деятельность факторинговых компаний и банковских факторинговых отделов как раз призвана решать проблемы рисков и сроков платежей в отношениях между поставщиками и покупателями и придавать этим отношениям большую устойчивость.
Слово «factor» в переводе с английского означает «маклер, посредник». С экономической точки зрения — это посредническая операция. Факторинг — это комиссионно-посредническая деятельность, связанная с переуступкой банку клиентом-поставщиком неоплаченных платежей-требований (счетов-фактур) на поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, и соответственно право получения платежа по ним, т.е. инкассирование дебиторской задолженности клиента (получение средств по платежным документам). Банк становится собственником неоплаченных платежных требований и берет на себя риск их неоплаты, хотя кредитоспособность должников предварительно проверяется.
В соответствии с договором банк обязуется оплатить сумму предоставленных ему платежных требований вне зависимости от того, оплатили ли свои долги контрагенты-поставщики. В этом состоит различие между факторингом и банковской гарантией. При банковском гарантировании банк обязуется в случае неуплаты клиентом в срок причитающихся ему сумм произвести платеж за свой счет. Целью же факторингового обслуживания является немедленное инкассирование средств (или получение их на определенную в факторинговом договоре дату) вне зависимости от платежеспособности плательщика. (В России поставщик получает от факторингового отдела банка немедленно или через 2—3 дня определенный процент от суммы требований). На Западе факторинговые компании, кроме собственно факторинга, оказывают обычно еще и ряд сервисных услуг, таких, как ведение бухгалтерского учета для предприятий-клиентов, аудит, подготовка статистических обзоров, сводок и т.п.
Факторинговые компании в странах с развитой рыночной экономикой чаще всего представляют собой дочерние фирмы при крупных банках.
В факторинговых операциях участвуют три стороны:
— факторинговая компания (или факторинговый отдел банка) — специализированное учреждение, покупающее счета-фактуры у своих клиентов;
— клиент (поставщик товара, кредитор) —- промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с факторинговой компанией;
— предприятие (заемщик) — фирма-покупатель товара.
Осуществлению факторинговой сделки предшествует серьезная аналитическая работа. Получив заявку от предприятия, факторинговая компания обычно в течение 1—2 недель изучает экономическое и финансовое положение потенциального клиента, характер его деловых связей. Если предприятие стало клиентом факторинговой компании, то оно направляет факторинговой компании все счета-фактуры, выставленные на покупателей. По каждому документу клиент должен получить согласие на оплату (по аналогии с акцептом платежных требований). Факторинговая компания изучает все счета-фактуры, определяя при этом платежеспособность покупателей. Это продолжается от 24 часов до 2—1 дней. Факторинговая компания может оплатить счет в момент наступления срока платежа или досрочно.
В последнем случае она выполняет функции банка, так как досрочное предоставление денежных средств клиенту равносильно выдаче ему кредита. Наиболее важной услугой здесь является гарантия платежа клиенту. Эта гарантия охватывает полный объем внутренних и международных операций: факторинговая компания обязана оплатить клиенту неакцептованные счета- фактуры даже в случае неплатежеспособности должников. Кроме того, банк определяет максимальную сумму по операциям факторинга, в пределах которой поставка товара или оказание услуг могут производиться без риска неполучения платежа. В договоре на осуществление факторинговых операций должен быть оговорен способ расчета предельной суммы и указаны обстоятельства, при наступлении которых факторинговый отдел обязан осуществлять платеж в пользу поставщика.
В мировой практике стоимость факторинговых услуг складывается из двух элементов: комиссии и процентов, взимаемых при досрочной оплате представленных документов. Комиссия устанавливается в процентах от суммы счета-фактуры (обычно на уровне 1,5—2,5%). Соответственно с увеличением объема сделки растет и сумма комиссий. Процентная ставка за кредит, как правило, на 1—2% выше ставок денежного рынка (рынка краткосрочных кредитов).
Обычно банк оплачивает единовременно 80—90% стоимости счета-фактуры; 10—20% — это резерв, который будет возвращен после погашения дебитором всей суммы долга. Например, сумма факторинговой операции составляет 200 тыс. долл., аванс — 90%, комиссия фактора — 3% плюс ежемесячный процент за аванс — 2%. Фирма, продавшая фактуру счета, получит:
200 тыс. долл. (общая сумма счетов) минус 20 тыс. долл. (резерв) минус 6 тыс. долл. (комиссия фактора) минус 4 тыс. долл. (% за аванс)
Итого: 170 тыс. долл.
В конце каждого месяца банк подсчитывает причитающиеся ему комиссионные проценты, а также выявляет остаток неинкассированных фактур, на который выписывается счет и передается клиенту.
Американские банки, покупающие право на взыскание долга, получают вознаграждение в виде комиссионных за услуги плюс ссудный процент с ежедневного остатка выплаченного клиенту аванса против инкассированных счетов. Процент взимается со дня выдачи аванса до дня погашения задолженности. Комиссионные зависят от торгового оборота клиента, степени, риска и объема необходимой конторской работы. На степень риска, принимаемого на себя банками, оказывает влияние платежеспособность должников клиента, тогда как объем конторской работы связан при данном торговом обороте в основном со средней величиной фактурных сумм. И если, например, ставка комиссионного вознаграждения составляет 1,5%, а период оборачиваемости дебиторских счетов 30 суток, то комиссионные достигают 15% годовых от величины задолженности (1,5% х 12 мес. = 18%).
В мировой практике обычно используются три метода установления предельных сумм.
— Определение общего лимита. Каждому плательщику устанавливается периодически возобновляемый лимит, в пределах которого факторинговый отдел автоматически оплачивает переуступаемые ему платежные требования.
— Определение ежемесячных лимитов отгрузок. Устанавливается сумма, на которую в течение месяца может быть произведена отгрузка товаров одному плательщику.
— Страхование по отдельным сделкам. Используется, когда специфика деятельности продавца предполагает не серию регулярных поставок товаров одним и тем же покупателям, а ряд разовых сделок на крупные суммы с поставкой на определенную дату.
Основой осуществления факторинговых операций является договор факторинга. В нем оговариваются условия совершения факторинговых операций: реквизиты платежных требований, доля сумм платежа от суммы по операциям факторинга, размер компенсационного вознаграждения, условия расторжения факторингового договора и другие условия по усмотрению сторон.
Также в нем оговаривается ответственность каждой из сторон в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения взятых на себя обязательств. При этом стороны несут ответственность друг перед другом.
В случае невозможности выполнения принятых на себя обязательств факторинговым отделом имущественную ответственность несет банк, при котором он создан. Отдел не несет ответственности за невыполнение договорных обязательств по поставкам.
Различают два вида факторинга — конвенционный (широкий) и конфиденциальный (ограниченный). Исторически первым возник конвенционный факторинг. В современных условиях — это универсальная система финансового обслуживания клиентов, включающая бухгалтерский учет, расчеты с поставщиками и покупателями, страховое кредитование, представительство и т.д. За клиентом сохраняется только производственная функция. Эта система позволяет предприятию-клиенту сокращать издержки производства и реализации продукции.
Такое факторное обслуживание обычно сочетается с «дисконтированием фактур». Это означает, что банк покупает у своего клиента права на получение денег от покупателей, при этом сразу же зачисляет на его счет около 80% стоимости отгрузки, а остальную сумму — в обусловленный срок независимо от поступления денег от дебитора. По существу это кредит под отгруженные товары, за которые клиент платит обусловленный процент.
В последние годы широкое распространение получил конфиденциальный факторинг, который ограничивается выполнением только некоторых операций: уступка права на получение денег, оплата долгов и т.п. Он является формой предоставления поставщику—клиенту факторинга кредита под отгруженные товары, а покупателю—клиенту факторинга — платежного кредита. За проведение факторинговых операций клиенты вносят предусмотренную в договоре на обслуживание плату, которая по своему экономическому содержанию является процентом за кредит.
Сегодня факторинг завоевывает все более прочные позиции и на российском денежном рынке. Эксперимент по внедрению факторинга начал осуществляться в 1988г. Промстройбанк СССР, а с 1989г. и другие коммерческие банки стали осуществлять факторинговые операции.
Возможность инкассирования дебиторской задолженности, т.е. получение денег по неоплаченным требованиям и счетам- фактурам, особенно важна для мелких и средних предприятий.
Факторинговые операции осуществляются банками и специальными организациями. В банках для этого создаются специальные отделы.
Источниками формирования средств для факторинга являются собственные средства банка (прибыль, фонды), привлеченные и заемные средства. Соотношение между собственными и несобственными средствами устанавливается правлением банка. Кроме того, если у факторингового отдела возникает потребность в привлечении сверхплановых кредитов для выполнения своих обязательств, банк может предоставить ему краткосрочный кредит. Хозяйственные органы могут предоставить факторинговому отделу временно свободные средства на определенный срок за плату, которая определяется в договорах по соглашению сторон. Существуют также и другие способы привлечения .средств для деятельности факторингового отдела, например, привлечение срочных депозитов или выпуск и продажа облигаций с фиксированным годовым доходом.
При решении вопроса о том, будет ли факторинговый отдел заключать договор о факторинговом обслуживании с поставщиком, необходимо получить информацию о следующем:
— производит ли фирма продукцию, пользующуюся спросом, или предоставляет ли она услуги высокого качества, выполняет ли работу на высоком уровне;
— каковы темпы роста производства и устойчивы ли их перспективы;
— насколько квалифицирован управленческий персонал фирмы;
— налажен ли внутренний контроль;
— насколько твердо определены условия торговли с контрагентами.
Следует, однако, учесть, что факторинговые операции не производятся:
— по долговым обязательствам частных лиц;
— по требованиям, предъявляемым бюджетным организациям;
— по обязательствам предприятий, организаций, снятых банком с кредитования или объявленных неплатежеспособными;
— по обязательствам филиалов или отделений предприятий, организаций;
— если оплата работы производится поэтапно или авансом в случае компенсационных или бартерных сделок по договорам о продаже, в соответствии с которыми покупатель имеет право возвратить товар в течение определенного времени, а также при условии послепродажного обслуживания.
Факторинг подразумевает постоянные отношения между банком и поставщиком, поскольку предполагает наблюдение и контроль за финансовым состоянием поставщика, а также платежеспособностью его покупателей.
Существует открытый и закрытый факторинг. При открытом факторинге дебитор уведомлен о том, что в сделке участвует факторинговый отдел. В случае закрытого факторинга дебитор ставится в известность о наличии факторингового договора.
В августе 1994г. первым российским коммерческим банком, принятым в ФЧИ, стал Тверьуниверсалбанк, а затем Мост-банк. Членами этой ассоциации от одной страны могут стать не более чем 3—4 банка.
Российские предприятия используют факторинг крайне редко — в случае острой необходимости получения кредита на сверхкороткий срок. Это связано прежде всего с тем, что в России широко распространена предоплата за товар и не развит коммерческий (товарный) кредит как высокорискованный. К тому же факторинг в современном варианте только появился на российском рынке и пока недостаточно оценены возможности его как финансового инструмента.
Однако опыт зарубежных стран и ряд преимуществ экспортного факторинга по сравнению с другими формами расчетов в международной торговле позволяют прогнозировать рост его популярности среди российских экспортеров. Это связано, во- первых, с тем, что экспортный факторинг осуществляют фактор-фирмы с самым разным гражданством, входящие в то или иное объединение факторинговых компаний. Во-вторых, фирма- поставщик, получив большую часть суммы за поставленный товар, немедленно после отгрузки может сразу направить ее в оборот. В-третьих, фактор-фирма или осуществляющий факторинг специализированный отдел банка уведомит экспортера о финансовом положении потенциального покупателя. Таким образом, предприятие-экспортер получает возможность, не рискуя потратить деньги и время впустую, расширить производство под конкретного импортера того или иного вида товара.
Используя экспортный факторинг через ФЧИ, российские предприятия с разной формой собственности получают и другие преимущества. Если при осуществлении первых факторинговых операций требуется предоставление определенных гарантий, то при дальнейшей работе необходимость в таких гарантиях отпадет. Положительно зарекомендовавший себя клиент фактор- фирмы приобретает тем самым дополнительную рекомендацию при контактах с зарубежными партнерами.
Автосервис. Быстрая замена заднего лонжерона ваз 2115 наша цена разумная. Ждем звонка.