Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Центральный банк России в 1990-х годах

Рубрика: Банковская система России

равовой статус ЦБ РФ, его права и обязанности определе­ны Федеральным законом о Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) от 12 апреля1995 г.

В Законе зафиксировано, что имущество Банка находится в собственности государства, и в своей деятельности он подотче­тен законодательным и исполнительным органам государствен­ной власти.

Наряду с этим Банк представляет собой юридическое лицо, самостоятельно выполняет свои функции и в текущей деятель­ности не зависим от органов государственного управления эко­номикой.

Высшим органом Банка является Совет директоров, который руководит деятельностью Банка по реализации денежно-кре- дитной политики правительства. В состав Совета входят Предсе­датель Банка и 12 членов Совета. Председатель и члены Совета назначаются Государственной Думой на четыре года по пред­ставлению Президента Российской Федерации. Одно и то же лицо не имеет права занимать свою должность более трех сроков подряд (12 лет).

Председатель Банка и члены Совета освобождаются от зани­маемых должностей по истечении срока полномочий, при не­возможности исполнения служебных обязанностей по состоянию здоровья, подаче заявления об отставке, совершении уголовных преступлений и нарушении федерального законодательства в об­ласти банковской деятельности.

Председатель и Совет директоров:

— разрабатывают и осуществляют необходимые меры по реа­лизации денежно-кредитной политики государства;

— устанавливают общий размер эмиссии денег и нормы обя­зательных резервов кредитных учреждений;

— утверждают процентные ставки рефинансирования ком­мерческих банков;

— принимают решения о структурных подразделениях цен­трального аппарата и местных органов Банка;

— определяют правила работы кредитных учреждений;

— утверждают смету расходов и отчет о годовой деятельности Банка;

 

— осуществляют оперативное руководство денежно-кредит­ной системой страны.

Председатель представляет Банк в органах государственного управления, руководит работой Совета директоров, подписывает нормативные документы и приказы и несет всю полноту ответ­ственности за выполнение функций и задач Банка в области ор­ганизации денежно-кредитных отношений.

В целях деполитизации Центрального Банка его Председа­тель и члены Совета директоров не могут состоять в обществен­но-политических партиях и религиозных организациях, не име­ют права работать по совместительству1, занимать какие-либо должности в кредитных учреждениях, разглашать служебную информацию и получать кредиты на потребительские нужды в других банках.

Для координации работы Банка, законодательных и испол­нительных органов власти, министерств, ведомств, хозяйствен­ных структур и кредитных учреждений при Центральном Банке создается Национальный совет в составе 15 человек. В Совет входят представители Федерального собрания, Думы, Президен­та, Правительства, министерств экономики и финансов, пред­приятий и коммерческих банков.

Национальный банковский совет:

— разрабатывает концепцию развития денежно-кредитной системы страны;

— определяет методы денежно-кредитного регулирования экономики;

— осуществляет контроль за устойчивостью покупательной способности рубля и денежного обращения;

— осуществляет меры по поддержанию валютного курса на­циональной денежной единицы и платежного баланса;

— разрабатывает принципы кредитования, безналичных рас­четов, денежного обращения и кассовых операций банков;

— производит экспертизу проектов законов в области кре­дитно-расчетных отношений; вносит предложения по совер­шенствованию денежно-кредитной системы и ее отдельных звеньев.

В целях реализации государственной денежно-кредитной по­литики Банк имеет единую централизованную систему своих органов с вертикальной структурой управления. В состав Банка входят: центральный аппарат с местонахождением в г. Москва, областные, краевые и республиканские центры, полевые учреж­дения по обслуживанию воинских частей, учебные заведения и другие организации. Национальные банки республик, входящих в состав России, находятся на положении местных органов Цен­трального Банка.

Функции и задачи территориальных органов определяются специальным Положением, утверждаемым Советом директоров. Совет директоров устанавливает основные условия найма на ра­боту, оплаты труда и дисциплинарной ответственности должно­стных лиц за упущения в работе.

В соответствии с федеральным законом Банк России нахо­дится на коммерческом расчете и самофинансировании и произ­водит операционные расходы в пределах полученных доходов. Органы государственного управления экономикой не несут от­ветственности за выполнение денежных обязательств Банка, а последний — за обязательства государства, если они не приняты на основе федерального законодательства.

Капитал и имущество Банка России сформированы за счет средств государственного бюджета и поэтому Банк находится в собственности государства. Уставный фонд Банка составляет 3 млрд. руб. Наряду с уставным фондом Банк имеет право созда­вать за счет прибыли другие фонды, находящиеся в его собст­венности. Нормативы отчислений прибыли в эти фонды и поря­док их расходования определяются Советом директоров Банка. Исключение составляет фонд переоценки валютных ценностей, который образуется при участии средств государственного бюд­жета. Подобный порядок образования данного фонда призван стимулировать стабильность федеральных валютных резервов. В пределах предоставленных прав Банк России осуществляет необ­ходимые меры по использованию своего имущества и несет от­ветственность за его сохранность и умножение.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государствен­ной Думе, что выражается в принятии Думой следующих актов:

— назначение на должность и освобождение от должност­ных обязанностей Председателя Банка;

— назначение на должности и освобождение от занимаемых должностей членов Совета Банка;

— проведение парламентских слушаний о деятельности Банка с участием Председателя и членов Совета;

— обсуждение докладов Председателя об итогах годовой деятельности Банка и реализации основных направлений денеж­но-кредитной политики правительства;

— определение аудиторской фирмы для проверки основных участков работы Банка;

— рассмотрение и утверждение годового отчета и аудитор­ского заключения по данному отчету.

Отчетный период Банка установлен с 1 января по 31 декабря каждого календарного года. Структура баланса определяется Со­ветом директоров с учетом опыта работы центральных эмисси­онных банков других стран. Срок представления годового отчета Государственной Думе — до 15 мая следующего года.

Годовой отчет Банка содержит:

— анализ состояния экономики, денежного обращения, фи­нансирования, кредитования, расчетов и валютного положения;

— мероприятия по реализации денежно-кредитной полити­ки правительства;

— бухгалтерский баланс по состоянию на 1 января очеред­ного года;

— счет прибылей и убытков за отчетный год;

— распределение прибыли отчетного периода;

— формирование и использование уставного, резервного и других фондов;

— заключение аудиторской фирмы об итогах деятельности Банка за отчетный год.

Государственная Дума рассматривает отчет Банка до 1 июля очередного года и направляет его со своим заключением Совету Министров и Президенту Российской Федерации. Отчетный ба­ланс Банка публикуется в центральной печати страны до 15 ию­ля очередного года. В соответствии с установленными нормами отчислений прибыль Банка направляется в уставный, резервный и другие фонды, а в оставшейся части — в доход государствен­ного бюджета. При этом Центральный Банк освобожден от упла­ты налогов, сборов, пошлин и других платежей.

В целях рассмотрения годового отчета Банка Дума до 1 нояб­ря отчетного года назначает аудиторскую фирму для комплекс­ной проверки Банка. Эта работа может быть поручена только организации, имеющей опыт работы не менее 10 лет. Банк обя­зан представить фирме необходимую статистическую, бухгалтер­скую и другую служебную информацию, находящуюся в его рас­поряжении. Объем информации предусматриваемся в договоре Банка и аудиторской фирмы на проведение проверки. Оплата работы аудиторской фирмы производится за счет операционных расходов Банка.

Внутриведомственные проверки центрального аппарата и территориальных подразделений Банка осуществляет главный аудитор, который назначается Советом директоров и находится в непосредственном подчинении Председателя Банка.

Федеральные органы государственной власти и органы мест­ного самоуправления не имеют права вмешиваться в текущую деятельность Банка и принимать решения, противоречащие дей­ствующему законодательству. При вмешательстве в выполнение его функций Банк информирует об этом Думу и Президента для принятия соответствующих мер. При этом Банк имеет право об­ращаться в различные судебные инстанции для отмены реше­ний, противоречащих законодательству Российской Федерации о банковской деятельности.

Функции и операции Центрального Банка РФ

Федеральным законом от 12 апреля1995 г. установлены ос­новные функции и операции Центрального Банка Российской Федерации.

Функция проведения государственной денежно-кредитной поли­тики по развитию рыночной экономики, обеспечению устойчи­вости денежного обращения и покупательной способности на­циональной денежной единицы. Выполняя эту функцию, Банк принимает участие в разработке основ экономической политики правительства и использует различные методы денежно-кре­дитного управления банковской системой, входящие в его ком­петенцию.

Государственной денежной единицей Российской Федерации является рубль, состоящий из ста копеек. Сохранение историче­ски сложившейся денежной единицы необходимо для восстанов­ления обращения денег в прежнем масштабе цен и обеспечения необходимой покупательной способности рубля. Введение сур­рогатов денежных единиц и подделка находящихся денежных знаков преследуются по закону. В условиях бумажных денег, не разменных на золото, официальное соотношение рубля и золота не устанавливается. Поэтому обеспечением рубля служат товар­ные массы, находящиеся в обращении.

Банкноты, казначейские билеты и разменная монета Банка России не могут объявляться недействительными без установле­ния соответствующего срока их обмена на новые денежные зна­ки. При обмене старых денежных знаков на новые срок изъятия не должен превышать пяти лет. Обмен ветхих и поврежденных банкнот производится без ограничений, если они сохраняют ос­новные признаки платежеспособности.

Выпуск денежных знаков нового образца находится в компе­тенции Совета директоров Банка. Совет директоров утверждает их купюры, образцы и защитные сетки. Сообщение о выпуске новых денежных знаков с приложением их фотографий подле­жит публикации в средствах массовой информации с уведомле­нием Совета Министров РФ.

Для обеспечения бесперебойной циркуляции денег на Цен­тральный Банк возложен контроль за производством, транспор­тировкой и хранением денежных знаков, а также созданием их резервных фондов. Денежные знаки поступают в обращение по­сле перечисления из резервных фондов в оборотные кассы бан­ков.

Функция эмиссии денег и организации денежного обращения.

Эмиссия денег является монопольным правом Центрального Банка и находится только в его компетенции. Коммерческие банки не имеют права самостоятельно выпускать в обращение денежные средства. Поэтому их кредитные и кассовые операции производятся в пределах денежной массы, выпущенной в обра­щение Центральным Банком.

Необходимость выпуска новых денег обусловлена реализаци­ей национального дохода или вновь созданной стоимости сово­купного общественного продукта. Эмиссия денег производится в размерах, утверждаемых Советом Министров РФ, и распределя­ется в соответствии с предусмотренными целями.

Выпуск денег — главный источник денежных средств Цен­трального Банка, используемый для авансирования расши­ренного воспроизводства. Эмиссия денег осуществляется в двух формах: деньги банковского оборота при кредитовании коммерческих банков; наличные деньги, обеспечивающие кас­совые операции по обслуживанию народного хозяйства и бюджета.

 

При кредитовании коммерческих банков происходит зачис­ление денежных средств Центрального Банка на их счета в рас­четно-кассовых центрах (РКЦ). Операции банков, связанные с выдачей наличных денег предприятиям и организациям, осуще­ствляются на основе кассовых заявок клиентов. Эти заявки представляются в обслуживающие банки и содержат все необхо­димые данные о предстоящих операциях с наличными деньгами.

На основе кассовых заявок предприятий составляются про­гнозы кассовых оборотов коммерческих банков. Приходную часть этих программ рассчитывают исходя из поступления на­личных денег в кассы банков. Поступление денег организуется с помощью инкассации (доставки в банк) денежной наличности торгово-закупочных структур, предприятий общественного пита­ния, транспортных систем и других органов, оказывающих плат­ные услуги населению. Расходная часть прогнозируется на осно­ве предстоящих выплат заработной платы и прочих расходов предприятий, учреждений и организаций.

Величина денежных средств, поступающих в обращение, за­висит от соотношения приходной и расходной частей кассовых программ банка. При росте предпринимательской деятельности наблюдается постоянное превышение расходной части програм­мы над приходной и выпуск в обращение новых денежных средств.

Функция кредитования коммерческих банков на основе рефи­нансирования портфеля их ресурсов. Главная особенность этой функции состоит в том, что Центральный Банк как «банк бан­ков» производит кредитование только банковских учреждений. Процесс кредитования заключается в восстановлении денежных средств низовых банков, вложенных в кругооборот капитала предприятий различных отраслей народного хозяйства. Предос­тавление кредитов происходит по ставкам рефинансирования, установленным Центральным Банком.

Регулирование процентных ставок коммерческих банков осуществляется установлением маржи или предельного уровня превышения ставок рефинансирования Центрального Банка. Та­ким образом, маржа представляет собой дифференциал процент­ных ставок Центрального и коммерческих банков.

В середине 90-х гг. ставка рефинансирования была установлена на уровне 80% годовых, что призвано ограничить темпы роста ин­фляции путем «сжатия» денежной массы, находящейся в обра­щении. Введение такой ставки — временная мера, характери­зующая денежное обращение при переходе к рыночной эконо­мике. В западных странах ставки рефинансирования коммерче­ских банков составляют 6—8% годовых. Подобная «дешевизна» кредитов центральных банков стимулирует активное использова­ние заемных капиталов для расширения предпринимательства и внедрения в производство достижений научно-технического прогресса.

Функция организации безналичных расчетов народного хозяйст­ва. При выполнении этой функции «банк банков» устанавливает принципы организации расчетов, способы совершения плате­жей, формы бланков денежных документов, этапы их бухгалтер­ской обработки и порядок совершения расчетных операций.

Все предприятия, организации и учреждения обязаны хра­нить свои денежные средства на счетах в банках и совершать расчетные операции только по этим счетам. Главными видами счетов предприятий и организаций в банках являются расчетные и текущие счета. На расчетные счета зачисляется денежная вы­ручка от реализации товаров, работ и услуг. Одновременно по этим счетам производятся платежи за отгруженные товарно­материальные ценности и выполненные работы. Это значит, что с помощью расчетных счетов происходит организация платеж­ного оборота предприятия по различным обязательствам ком­мерческой деятельности.

В настоящее время применяют расчеты платежными требо­ваниями-поручениями, платежными поручениями, чеками и ак­кредитивами. Платежные требования отменены с июля1992 г. В основном предприятия используют предварительную оплату то­варно-материальных ценностей с помощью платежных поруче­ний.

Безналичные расчеты организуются на основе корреспон­дентских счетов коммерческих банков в расчетно-кассовых цен­трах Банка России. Эти счета используются для перевода денеж­ных средств банковских клиентов, находящихся в различных пунктах нашей страны. Помимо РКЦ межбанковские коррес­пондентские отношения организуются через сеть расчетных па­лат, создаваемых региональными коммерческими банками.

Большинство кредитных учреждений оснащено компьютера­ми и терминалами ЭВМ, которые используются для учета и пе­ревода денежных средств предприятий и организаций. Крупные коммерческие банки входят в систему международных платежей с использованием спутниковых средств связи. Это позволяет значительно ускорить совершение платежей и сократить размеры оборотных капиталов, находящихся в расчетах.

Функция организации банковских операций, бухгалтерского учета и статистической отчетности о работе банков. В связи с этой функцией Банк создает правила финансирования, кредитования, расчетов и кассовых операций, а также бухгалтерского учета и отчетности по основным участкам деятельности кредитных уч­реждений.

Важнейшие из них — правила кредитования предприятий и хозяйственных организаций коммерческими банками. По уста­новившейся практике процесс кредитования начинается с пред­ставления пакета документов для открытия банковской ссуды. В состав этих документов входят заявление, срочное обязательство, бухгалтерский баланс, технико-экономическое обоснование ссу­ды, гарантия третьей стороны на погашение кредита и ряд дру­гих.

Предоставление кредита или зачисление валюты ссуды на расчетный счет заемщика начинается после подписания кредит­ного договора. Кредит используется для совершения платежей по обязательствам коммерческой деятельности за счет денежных средств банка.

Главное условие использования кредита — вложение полу­ченных средств в эффективное коммерческое мероприятие, обеспечивающее получение денежной выручки и прибыли для расширения масштабов предпринимательской деятельности.

Возвратность кредита состоит в зачислении на ссудные счета денежной выручки от реализации продукции и товаров банков­ских клиентов. Правила Центрального Банка предусматривают осуществление контроля за целевым расходом и своевременным возвратом предоставленных средств.

Правила ведения кассовых операций содержат порядок об­ращения с наличными деньгами в хозяйствах и банках, расчеты лимитов оборотных касс и условия инкассации сверхлимитной денежной наличности. Соблюдение этих правил имеет большое значение для ограничения налично-денежного обращения, со­кращения издержек и ускорения оборота наличных денег.

Правила бухгалтерского учета отражают порядок совершения эмиссионных, расчетных, кредитных и кассовых операций по соответствующим счетам Центрального и коммерческих банков. Банковские счета ведутся на основе типового плана счетов Цен­трального Банка, утверждаемого для банковской системы. Пра­вилами предусмотрены формы балансов и оборотных ведомостей различных кредитных учреждений. Соблюдение этих правил не­обходимо для сохранения денежных средств, находящихся в рас­поряжении банков.

Правила статистической отчетности содержат основные усло­вия составления отчетных форм и таблиц о работе банков при­менительно к участкам их деятельности. Ежемесячная, кварталь­ная и годовая отчетность составляется по кредитным вложениям, безналичным расчетам, кассовым оборотам, составу и структуре денежной массы, финансированию капитальных вложений и другим участкам. Отчет о годовой деятельности Центрального Банка представляется Государственной Думе, Правительству и Президенту РФ.

Функция государственной регистрации кредитных учреждений. Во исполнение этой функции Банк рассматривает пакет доку­ментов для открытия нового кредитного учреждения и принима­ет решение о предоставлении лицензии на право ведения бан­ковских операций. Такие лицензии выдаются только кредитным учреждениям, располагающим квалифицированными кадрами для выполнения возлагаемых на них обязанностей.

Страховые компании, инвестиционные, пенсионные и благо­творительные фонды не относятся к звеньям денежно-кредитной системы, не имеют права совершать банковские операции, и по­этому лицензии на банковскую деятельность им не предоставля­ются. Они находятся на статусе банковских клиентов и в качест­ве таковых проводят расчетно-денежные операции в соответст­вии с правилами Центрального Банка.

Пакет документов для регистрации нового кредитного учреж­дения включает:

— протокольное решение учредителей об открытии нового банка или товарищества;

— список учредителей с отражением суммы денежных взно­сов, степени оплаты уставного капитала и остатков денежных средств на счетах в банках для внесения установленного пая;

— устав банка с характеристикой основных направлений его деятельности по мобилизации денежных средств, организации счетоводства и совершению кредитных и кассовых операций;

— вступительный баланс на день открытия банка с данными оплаченной части уставного фонда, имущества банка и кассовой наличности в отечественной и иностранной валюте;

— финансовый план банка с программой денежных ресур­сов, краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных кредитов, дебиторской задолженности и кредиторских процентов и расчет­ной прибыли банка;

— заключительный баланс на конец отчетного года с пред­полагаемыми операциями за период с начала деятельности;

— справка о трудовой деятельности Председателя, его замес­тителя и главного бухгалтера банка;

— образцы подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться имуществом банка и его денежными средствами.

Уставный капитал регистрируемого банка должен составлять не менее 6 млрд. руб., а доля одного учредителя — не более 35% уставного капитала. Подобное правило защищает банковскую систему от монополизации и позволяет принимать коллегиаль­ные решения по основным вопросам работы банков.

Рассмотрев пакет документов, Центральный Банк принимает решение об открытии нового кредитного учреждения. Операции последнего начинаются после передачи лицензии ответственно­му должностному лицу банка. Отзыв лицензий производится при нарушении уставных требований банков и федерального законо­дательства в области банковской деятельности.

Функция организации государственного контроля за деятельно­стью кредитных учреждений. После открытия кредитных учреж­дений и начала их операций Центральный Банк осуществляет постоянный контроль за их деятельностью. Эта работа проводит­ся расчетно-кассовыми центрами банка, в которых находятся корреспондентские счета низовых кредитных органов. Анализи­руя обороты и остатки денежных средств на этих счетах, РКЦ получают необходимую информацию о ликвидности, платеже­способности и финансовом состоянии коммерческих банков.

Расчетно-кассовые центры организуют расчетное, кредитное, кассовое и валютное пространство России и являются проводни­ками денежно-кредитной политики Правительства и Централь­ного Банка. В результате этого сохраняются единство денежного обращения и возможность регулирования работы коммерческих банков.

Главные цели государственного контроля за работой коммер­ческих банков состоят в обеспечении их ликвидности, сохранно­сти средств вкладчиков и предотвращении возможных бан­кротств.

Контроль осуществляется путем ежегодного установления расчетных нормативов работы коммерческих банков, включая соотношение:

— собственного капитала банка и средств вкладчиков;

— задолженности по кредитам и средств предприятий и на­селения;

— наиболее ликвидных активов и суммы вкладов до востре­бования и ряд других. Директивное введение таких нормативов сдерживает экспансию банков на депозитном рынке, «перегрев» кредитных вложений в хозяйство и позволяет сохранить денеж­ные средства предприятий и населения.

Развитие банковского дела в различных странах мира свиде­тельствует, что наиболее надежным показателем банковской ли­квидности и сохранности средств вкладчиков служит соотноше­ние активов с наибольшей скоростью оборачиваемости и долго­срочных депозитов, помещаемых на срок свыше одного года. При одном обороте вкладов банковские кредиты совершают не­сколько десятков оборотов в год, принося банкам большие деби­торские проценты и прибыль. Эффективность использования средств возрастает при создании страховых фондов учредителей, Центрального Банка и Правительства, обеспечивающих платеже­способность банков при массовом изъятии денежных средств. РКЦ ежемесячно проверяют соблюдение коммерческими банка­ми установленных нормативов по данным бухгалтерских балан­сов и принимают необходимые меры к улучшению их работы.

Функция реализации облигаций государственных займов и кре­дитования расходов федерального бюджета. Центральный Банк — уполномоченный орган Министерства финансов по продаже об­лигаций государственных займов. Реализация облигаций этих займов осуществляется банками-дилерами, состав которых фор­мируется Министерством финансов и Центральным Банком.

Продажа облигаций производится на трех уровнях рынка. Первый — предприятия, организации, учреждения и населе­ние. Они свободно покупают и продают долговые обязательства государства за счет временно свободных денежных средств. Ос­новная часть облигаций подлежит продаже на данном рынке. Второй — коммерческие банки, которые размещают свои ак­тивы в операциях с ценными бумагами государства. Такие опера­ции отличаются меньшей степенью риска по сравнению с бизнес- кредитами функционирующим предпринимателям. Третий— собственно Центральный Банк, покупающий остаточную (не­выкупленную) часть выпущенных облигаций. В большинстве стран мира законодательство о центральных банках запрещает последним открытую покупку облигаций государственных зай­мов. Для этого банк должен быть наделен особыми полномо­чиями, предоставляемыми органами законодательной и испол­нительной власти.

Помимо распространения облигаций государственных зай­мов, Центральный Банк России производит прямое кредитова­ние расходов бюджета за счет своего эмиссионного фонда. В 1992—1994 гг. основная часть этого фонда использовалась для покрытия текущих расходов государства в размере 75% бюджет­ного дефицита. Погашение задолженности производилось за счет поступления налогов в доходную часть бюджета. При отсут­ствии доходов предоставленные кредиты списывались на убытки Центрального Банка с последующей компенсацией за счет раз­личных источников денежных средств Министерства финансов. С 1 января1995 г. прекращено прямое кредитование ЦБР расхо­дов федерального бюджета.

Функция регулирования золотовалютных резервов страны. Цен­тральный Банк России является главным депозитарием золото­валютных резервов государства и организует все операции по продаже и покупке золота и иностранных валют. Операции с этими ценностями производятся по ценам спроса и предложения на золотых и валютных рынках. Продажа и покупка золота про­исходят по цене за одну тройскую унцию (31,1 грамма). В 1991—1995 гг. эта цена составляла 350—375 долл. за указанную единицу.

В целях регулирования курса рубля к иностранным валютам Совет Министров и ЦБ РФ в1995 г. установили валютный ко­ридор в размере 4550—5150 руб. за один доллар США. Введение коридора соответствовало международной практике регулирова­ния валютных курсов и поддержания стабильной покупательной способности американского доллара как мировой валюты, пред­назначенной для расчетов по экспортно-импортным операциям. Коридор был призван упорядочить валютные операции и расче­ты по внешней торговле без нанесения ущерба отечественным экспортерам и импортерам.

В настоящее время официальный курс рубля по отношению к доллару США и другим иностранным валютам устанавливается ЦБР, а биржевой определяется по результатам торгов на меж­банковской валютной бирже в г. Москве. В торгах принимают участие наиболее крупные и стабильные коммерческие банки. Право на ведение валютных операций имеют банки, получившие генеральную лицензию Центрального Банка России. По этой лицензии они могут выполнять все виды валютных операций, включая перевод денежных средств в ближнее и дальнее зарубе­жье. Частичная лицензия предоставляет право на ведение валют­ных операций только на территории нашей страны.

Основными формами безналичных расчетов по экспортно­импортным операциям являются документарное инкассо и ак­кредитивные поручения. При этих формах расчетов переводимые денежные средства сосредоточиваются на счетах Nostro. В отли­чие от обычных банковских депозитов остатки этих средств по­лучили название авуаров. Для сокращения авуаров по аннулиро­ванным внешнеторговым соглашениям сумма свободных средств подлежит возврату на счета импортере в отечественные банки. Возврат авуаров означает сокращение искусственного вывоза ка­питалов из нашей страны и имеет большое значение для выпол­нения различных инвестиционных программ. По экспертным оценкам ЦБ РФ, авуары и вклады российских коммерческих структур и граждан в банках Европы и Америки составляют бо­лее 50 млрд. долл.

Функция составления платежного баланса страны. В условиях детронизации золота, ликвидации золотомонетного стандарта и монетного паритета основой обеспечения банкнот Центрального Банка служат товарные массы, включая товары отечественного и зарубежного производства.

Главным каналом покупки и продажи товаров на мировых товарных рынках служит внешняя торговля. Внешнеторговые отношения нашей страны с зарубежными партнерами основы­ваются на принципе «нетто-баланса», или равенства покупок и продаж товаров. Подобная эквивалентность позволяет осуществ­лять внешнюю торговлю с минимальным участием золотовалют­ных резервов для завершения расчетов. В 1991—1995 гг. продажа товаров за границей постоянно превышала их покупку, что спо­собствовало образованию устойчивого резерва валютных средств.

Экспортная модель народного хозяйства нашей страны осно­вана на вывозе природных ресурсов, включая нефть, газ, цвет­ные металлы, лес и другие ценности. Доля их в общем объеме продаж за границу составляет почти 85%. Главным резервом уве­личения экспорта является производство современных промыш­ленных товаров на основе технологий ноу-хау. Для этого необ­ходимо радикальное техническое переоснащение большинства отраслей народного хозяйства.

В целях контроля за состоянием внешней торговли, платежей и золотовалютных резервов ЦБ РФ составляет платежный баланс Российской Федерации. В балансе отражается соотношение пла­тежей и поступлений в страну инвалюты, на основе чего рассчи­тывается сальдо баланса. Соотношение платежей в области внешней торговли имеет большое значение для курса рубля по отношению к иностранным валютам. При превышении экспорта над импортом спрос на отечественную валюту возрастает, а при обратном соотношении — падает, что оказывает соответствую­щее воздействие на курс рубля. Поэтому поддержание стабиль­ности платежного баланса — одна из наиболее важных задач Центрального Банка, связанная с регулированием курса рубля.

При ухудшении платежного баланса Центральный Банк при­бегает к валютным интервенциям на межбанковских биржах, поддерживая таким образом установленный валютный коридор. В свою очередь нормализация внешней торговли и платежей по экспортно-импортным и другим операциям позволяет создавать дополнительные резервы, что укрепляет валютные позиции Цен­трального Банка.

Успешное выполнение функций Центрального Б£нка — не­обходимое условие эффективного развития рыночной экономи­ки нашей страны.

Роль ЦБ в развитии рыночной экономики

Роль Центрального Банка в развитии рыночной экономики выражается в денежном авансировании расширенного воспроиз­водства посредством обеспечения потребностей народного хо­зяйства в денежных средствах для реализации совокупного об­щественного продукта и национального дохода страны.

В соответствии с федеральным законом от 12 апреля1995 г. основными задачами Банка являются:

— участие в разработке денежно-кредитной политики пра­вительства;

— поддержание стабильности денежного обращения;

— обеспечение устойчивости курса рубля по отношению к иностранным валютам;

 

— создание государственного фонда золотовалютных резервов;

— использование методов денежно-кредитного управления банковской системой для развития рыночной экономики.

Выполнение этих задач осуществляется на основе эмиссии денег, кредитования коммерческих банков, продажи и покупки золота и иностранных валют и поддержания внутренней и внешней покупательной способности национальной денежной единицы.

Деятельность Центрального Банка осуществляется в исклю­чительно сложных условиях. При переходе к рыночной эконо­мике страна получила в наследие милитаризованное народное хозяйство, в котором большинство отраслей было поставлено на службу ВПК. На эти цели использовалось около 75% всей про­дукции машиностроения.

Создание потребительского общества и его ориентация на развитие современного образа жизни потребовали коренной пе­рестройки хозяйства применительно к потребностям рыночной экономики. Структурная перестройка народного хозяйства озна­меновалась резким сокращением военных заказов и падением промышленного производства. В1995 г. объем промышленного производства составил около 50% к объему1985 г., т.е. к началу перестройки нашей страны.

Отсутствие федеральной программы приватизации, нацелен­ной на увеличение производства продовольственных и промыш­ленных товаров для населения, вызвало механическое разруше­ние государственного сектора экономики, на который приходи­лось свыше 90% промышленной продукции. Разрушение госу­дарственного сектора происходило при падении производства в сельском хозяйстве и промышленности, перерабатывающей сельскохозяйственное сырье. В результате в1995 г. совокупный общественный продукт составил менее 50% к объему1985 г. и сократился за последние десять лет в два раза.

Стагнация народного хозяйства, стремительный рост цен и денежной массы вызвали эффект гиперинфляции, или разбуха­ния денежной массы в обращении при падении объемов произ­водства. В 1992—1994 гг. количество денег в обращении возросло с 1678 млрд. до 36504 млрд. руб., или почти в 22 раза.

На начальной стадии рыночной экономики особое значение приобрели переход к рыночным методам производства товаров народного хозяйства, ограничение инфляции и стабилизация покупательной способности рубля. Ограничение инфляции стало основой денежно-кредитной политики Правительства и Цен­трального Банка в 1992—1995 гг. В первом полугодии1995 г. темпы инфляции удалось сократить до 4% в месяц, во втором — до 1,5%, что позволило замедлить рост цен на продовольствен­ные и промышленные товары для населения.

Важнейшей составной частью финансовой и денежно- кредитной политики правительства стало сокращение бюджет­ного дефицита, или превышения его расходов над доходами. Правительство, Министерство Финансов и Центральный Банк поставили задачу сократить размеры бюджетного дефицита на1996 г. до 4,3%, а на 1997 — до 3,4% ВВП. Постановка этой за­дачи исходила из международной практики регулирования бюд­жетных дефицитов, характерной для индустриальных стран За­пада. В1995 г. были установлены квартальные лимиты бюджет­ного дефицита в размере 80,2 трлн. руб. с введением соответст­вующих месячных лимитов.

Установление предельного уровня дефицита бюджета создало условия для сокращения эмиссии денег Центрального Банка в покрытие расходов государства. С 1 января1995 г. Правительст­во и Центральный Банк прекратили практику использования прямых банковских кредитов (без продажи облигаций государст­венных займов) для покрытия бюджетного дефицита. Это улуч­шило эмиссионную позицию Центрального Банка и позволило сосредоточить ресурсы эмиссионного фонда для кредитования коммерческих банков.

Наряду с этим осуществлялся ряд мер по “неэмиссионному” покрытию бюджетного дефицита. Центром этих мероприятий стало расширение выпуска облигаций государственных займов и создание сети региональных рынков ценных бумаг во главе с коммерческими банками. В связи с этим Министерство Финан­сов и Центральный Банк приступили к продаже облигаций госу­дарственных займов среди наиболее крупных инвесторов Феде­рации, используя метод подписки. Помимо этого организовалось широкое привлечение денежных средств населения в государст­венные займы на основе свободной купли-продажи облигаций на фондовом рынке по цене спроса и предложения. Размер этих займов составил 10 трлн. руб.

Повышение роли государственных займов в покрытии бюд­жетного дефицита сопровождалось введением фондовых опера­ций РЕПО. Содержание этих операций состоит в обратном вы­купе у инвесторов облигаций государственных займов Централь­ным Банком России. Цель операций РЕПО — поддержание кур­са ценных бумаг государства и стабилизация фондового рынка для дальнейшего привлечения денежных средств общества. Пер­вые широкомасштабные операции РЕПО были проведены во вре­мя кризиса межбанковского денежного рынка в августе1995 г. Для ликвидности и платежеспособности коммерческих банков Центральный Банк выкупил у них облигации государственных займов на сумму 3,9 трлн. руб., что позволило возобновить опе­рации банков.

Расширение операций РЕПО сопровождалось введением ломбардных кредитов коммерческим банкам под залог ценных бумаг государства. Это создавало условия для повышения лик­видности и платежеспособности не только коммерческих банков, но и хозяйственных структур рыночной экономики.

В целях последовательного внедрения рыночных методов управления денежно-кредитной системой ЦБ РФ перешел от прямого рефинансирования коммерческих банков к продаже кредитных ресурсов на межбанковских аукционах по цене спро­са и предложения. Свободная продажа денег и наполнение де­нежного рынка ресурсами кредитования призваны снижать про­центную ставку по кредитам и обеспечить более активное уча­стие банковских средств в кругообороте капитала функциони­рующих предпринимателей. Вместе с тем ЦБ РФ не проводит директивных мер по снижению ставок кредитования без ради­кальной стабилизации денежного обращения.

В целях стимулирования внешней торговли Российской Фе­дерации с западными партнерами Совет Министров РФ в1995 г. отменил квоту (ограничения) на экспорт основных видов про­мышленных товаров.

По согласованию с МВФ нашей стране продлены сроки по­гашения кредитов и процентных денег на 10 лет, т.е. до2005 г.

Главным механизмом развития рыночной экономики являет­ся свободная конкуренция, на основе которой осуществляются меры по сдерживанию темпов инфляции и роста цен. Для акти­визации национального предпринимательства предполагается осуществить ряд инвестиционных программ с привлечением иностранных инвесторов из стран “семерки”. По данным Мини­стерства экономики, иностранные инвесторы готовы вложить в народное хозяйство нашей страны 80 млрд. долл. при условии, что его реформирование будет осуществляться по рыночному пути. Подготовлены проекты о совместном развитии топливно- энергетического комплекса, авиационной, автомобильной и транспортной промышленности, а также ряда других отраслей народного хозяйства.

Важной составной частью денежно-кредитной политики Правительства РФ и ЦБ РФ на 1996 год является поддержание сети кредитных учреждений. На 1 октября1996 г. в РФ насчиты­валось 2650 коммерческих банков, 5700 их филиалов и 38567 уч­реждений Сберегательного банка. Таким образом, общее число кредитных учреждений и их филиалов на территории нашей страны превышает 46 тысяч. Между тем только 130 банков име­ют уставные капиталы более 10 млрд. руб., в то время как устав­ные капиталы тысячи банков ограничены 500 млн. руб.

В1994 г. свыше 600 коммерческих банков закончили год с убытками более 2 трлн. руб., что лишает их возможности участ­вовать в крупных инвестиционных программах. В связи с этим ЦБ РФ разработал ряд мер по поддержанию ликвидности ком­мерческих банков, включая операции РЕПО, ломбардные креди­ты, переучет векселей, создание региональных органов по управ­лению коммерческими банками и ряд других.





Метка: