Центральный банк России в 1990-х годах
Рубрика: Банковская система Россииравовой статус ЦБ РФ, его права и обязанности определены Федеральным законом о Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) от 12 апреля1995 г.
В Законе зафиксировано, что имущество Банка находится в собственности государства, и в своей деятельности он подотчетен законодательным и исполнительным органам государственной власти.
Наряду с этим Банк представляет собой юридическое лицо, самостоятельно выполняет свои функции и в текущей деятельности не зависим от органов государственного управления экономикой.
Высшим органом Банка является Совет директоров, который руководит деятельностью Банка по реализации денежно-кре- дитной политики правительства. В состав Совета входят Председатель Банка и 12 членов Совета. Председатель и члены Совета назначаются Государственной Думой на четыре года по представлению Президента Российской Федерации. Одно и то же лицо не имеет права занимать свою должность более трех сроков подряд (12 лет).
Председатель Банка и члены Совета освобождаются от занимаемых должностей по истечении срока полномочий, при невозможности исполнения служебных обязанностей по состоянию здоровья, подаче заявления об отставке, совершении уголовных преступлений и нарушении федерального законодательства в области банковской деятельности.
Председатель и Совет директоров:
— разрабатывают и осуществляют необходимые меры по реализации денежно-кредитной политики государства;
— устанавливают общий размер эмиссии денег и нормы обязательных резервов кредитных учреждений;
— утверждают процентные ставки рефинансирования коммерческих банков;
— принимают решения о структурных подразделениях центрального аппарата и местных органов Банка;
— определяют правила работы кредитных учреждений;
— утверждают смету расходов и отчет о годовой деятельности Банка;
— осуществляют оперативное руководство денежно-кредитной системой страны.
Председатель представляет Банк в органах государственного управления, руководит работой Совета директоров, подписывает нормативные документы и приказы и несет всю полноту ответственности за выполнение функций и задач Банка в области организации денежно-кредитных отношений.
В целях деполитизации Центрального Банка его Председатель и члены Совета директоров не могут состоять в общественно-политических партиях и религиозных организациях, не имеют права работать по совместительству1, занимать какие-либо должности в кредитных учреждениях, разглашать служебную информацию и получать кредиты на потребительские нужды в других банках.
Для координации работы Банка, законодательных и исполнительных органов власти, министерств, ведомств, хозяйственных структур и кредитных учреждений при Центральном Банке создается Национальный совет в составе 15 человек. В Совет входят представители Федерального собрания, Думы, Президента, Правительства, министерств экономики и финансов, предприятий и коммерческих банков.
Национальный банковский совет:
— разрабатывает концепцию развития денежно-кредитной системы страны;
— определяет методы денежно-кредитного регулирования экономики;
— осуществляет контроль за устойчивостью покупательной способности рубля и денежного обращения;
— осуществляет меры по поддержанию валютного курса национальной денежной единицы и платежного баланса;
— разрабатывает принципы кредитования, безналичных расчетов, денежного обращения и кассовых операций банков;
— производит экспертизу проектов законов в области кредитно-расчетных отношений; вносит предложения по совершенствованию денежно-кредитной системы и ее отдельных звеньев.
В целях реализации государственной денежно-кредитной политики Банк имеет единую централизованную систему своих органов с вертикальной структурой управления. В состав Банка входят: центральный аппарат с местонахождением в г. Москва, областные, краевые и республиканские центры, полевые учреждения по обслуживанию воинских частей, учебные заведения и другие организации. Национальные банки республик, входящих в состав России, находятся на положении местных органов Центрального Банка.
Функции и задачи территориальных органов определяются специальным Положением, утверждаемым Советом директоров. Совет директоров устанавливает основные условия найма на работу, оплаты труда и дисциплинарной ответственности должностных лиц за упущения в работе.
В соответствии с федеральным законом Банк России находится на коммерческом расчете и самофинансировании и производит операционные расходы в пределах полученных доходов. Органы государственного управления экономикой не несут ответственности за выполнение денежных обязательств Банка, а последний — за обязательства государства, если они не приняты на основе федерального законодательства.
Капитал и имущество Банка России сформированы за счет средств государственного бюджета и поэтому Банк находится в собственности государства. Уставный фонд Банка составляет 3 млрд. руб. Наряду с уставным фондом Банк имеет право создавать за счет прибыли другие фонды, находящиеся в его собственности. Нормативы отчислений прибыли в эти фонды и порядок их расходования определяются Советом директоров Банка. Исключение составляет фонд переоценки валютных ценностей, который образуется при участии средств государственного бюджета. Подобный порядок образования данного фонда призван стимулировать стабильность федеральных валютных резервов. В пределах предоставленных прав Банк России осуществляет необходимые меры по использованию своего имущества и несет ответственность за его сохранность и умножение.
В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе, что выражается в принятии Думой следующих актов:
— назначение на должность и освобождение от должностных обязанностей Председателя Банка;
— назначение на должности и освобождение от занимаемых должностей членов Совета Банка;
— проведение парламентских слушаний о деятельности Банка с участием Председателя и членов Совета;
— обсуждение докладов Председателя об итогах годовой деятельности Банка и реализации основных направлений денежно-кредитной политики правительства;
— определение аудиторской фирмы для проверки основных участков работы Банка;
— рассмотрение и утверждение годового отчета и аудиторского заключения по данному отчету.
Отчетный период Банка установлен с 1 января по 31 декабря каждого календарного года. Структура баланса определяется Советом директоров с учетом опыта работы центральных эмиссионных банков других стран. Срок представления годового отчета Государственной Думе — до 15 мая следующего года.
Годовой отчет Банка содержит:
— анализ состояния экономики, денежного обращения, финансирования, кредитования, расчетов и валютного положения;
— мероприятия по реализации денежно-кредитной политики правительства;
— бухгалтерский баланс по состоянию на 1 января очередного года;
— счет прибылей и убытков за отчетный год;
— распределение прибыли отчетного периода;
— формирование и использование уставного, резервного и других фондов;
— заключение аудиторской фирмы об итогах деятельности Банка за отчетный год.
Государственная Дума рассматривает отчет Банка до 1 июля очередного года и направляет его со своим заключением Совету Министров и Президенту Российской Федерации. Отчетный баланс Банка публикуется в центральной печати страны до 15 июля очередного года. В соответствии с установленными нормами отчислений прибыль Банка направляется в уставный, резервный и другие фонды, а в оставшейся части — в доход государственного бюджета. При этом Центральный Банк освобожден от уплаты налогов, сборов, пошлин и других платежей.
В целях рассмотрения годового отчета Банка Дума до 1 ноября отчетного года назначает аудиторскую фирму для комплексной проверки Банка. Эта работа может быть поручена только организации, имеющей опыт работы не менее 10 лет. Банк обязан представить фирме необходимую статистическую, бухгалтерскую и другую служебную информацию, находящуюся в его распоряжении. Объем информации предусматриваемся в договоре Банка и аудиторской фирмы на проведение проверки. Оплата работы аудиторской фирмы производится за счет операционных расходов Банка.
Внутриведомственные проверки центрального аппарата и территориальных подразделений Банка осуществляет главный аудитор, который назначается Советом директоров и находится в непосредственном подчинении Председателя Банка.
Федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в текущую деятельность Банка и принимать решения, противоречащие действующему законодательству. При вмешательстве в выполнение его функций Банк информирует об этом Думу и Президента для принятия соответствующих мер. При этом Банк имеет право обращаться в различные судебные инстанции для отмены решений, противоречащих законодательству Российской Федерации о банковской деятельности.
Функции и операции Центрального Банка РФ
Федеральным законом от 12 апреля1995 г. установлены основные функции и операции Центрального Банка Российской Федерации.
Функция проведения государственной денежно-кредитной политики по развитию рыночной экономики, обеспечению устойчивости денежного обращения и покупательной способности национальной денежной единицы. Выполняя эту функцию, Банк принимает участие в разработке основ экономической политики правительства и использует различные методы денежно-кредитного управления банковской системой, входящие в его компетенцию.
Государственной денежной единицей Российской Федерации является рубль, состоящий из ста копеек. Сохранение исторически сложившейся денежной единицы необходимо для восстановления обращения денег в прежнем масштабе цен и обеспечения необходимой покупательной способности рубля. Введение суррогатов денежных единиц и подделка находящихся денежных знаков преследуются по закону. В условиях бумажных денег, не разменных на золото, официальное соотношение рубля и золота не устанавливается. Поэтому обеспечением рубля служат товарные массы, находящиеся в обращении.
Банкноты, казначейские билеты и разменная монета Банка России не могут объявляться недействительными без установления соответствующего срока их обмена на новые денежные знаки. При обмене старых денежных знаков на новые срок изъятия не должен превышать пяти лет. Обмен ветхих и поврежденных банкнот производится без ограничений, если они сохраняют основные признаки платежеспособности.
Выпуск денежных знаков нового образца находится в компетенции Совета директоров Банка. Совет директоров утверждает их купюры, образцы и защитные сетки. Сообщение о выпуске новых денежных знаков с приложением их фотографий подлежит публикации в средствах массовой информации с уведомлением Совета Министров РФ.
Для обеспечения бесперебойной циркуляции денег на Центральный Банк возложен контроль за производством, транспортировкой и хранением денежных знаков, а также созданием их резервных фондов. Денежные знаки поступают в обращение после перечисления из резервных фондов в оборотные кассы банков.
Функция эмиссии денег и организации денежного обращения.
Эмиссия денег является монопольным правом Центрального Банка и находится только в его компетенции. Коммерческие банки не имеют права самостоятельно выпускать в обращение денежные средства. Поэтому их кредитные и кассовые операции производятся в пределах денежной массы, выпущенной в обращение Центральным Банком.
Необходимость выпуска новых денег обусловлена реализацией национального дохода или вновь созданной стоимости совокупного общественного продукта. Эмиссия денег производится в размерах, утверждаемых Советом Министров РФ, и распределяется в соответствии с предусмотренными целями.
Выпуск денег — главный источник денежных средств Центрального Банка, используемый для авансирования расширенного воспроизводства. Эмиссия денег осуществляется в двух формах: деньги банковского оборота при кредитовании коммерческих банков; наличные деньги, обеспечивающие кассовые операции по обслуживанию народного хозяйства и бюджета.
При кредитовании коммерческих банков происходит зачисление денежных средств Центрального Банка на их счета в расчетно-кассовых центрах (РКЦ). Операции банков, связанные с выдачей наличных денег предприятиям и организациям, осуществляются на основе кассовых заявок клиентов. Эти заявки представляются в обслуживающие банки и содержат все необходимые данные о предстоящих операциях с наличными деньгами.
На основе кассовых заявок предприятий составляются прогнозы кассовых оборотов коммерческих банков. Приходную часть этих программ рассчитывают исходя из поступления наличных денег в кассы банков. Поступление денег организуется с помощью инкассации (доставки в банк) денежной наличности торгово-закупочных структур, предприятий общественного питания, транспортных систем и других органов, оказывающих платные услуги населению. Расходная часть прогнозируется на основе предстоящих выплат заработной платы и прочих расходов предприятий, учреждений и организаций.
Величина денежных средств, поступающих в обращение, зависит от соотношения приходной и расходной частей кассовых программ банка. При росте предпринимательской деятельности наблюдается постоянное превышение расходной части программы над приходной и выпуск в обращение новых денежных средств.
Функция кредитования коммерческих банков на основе рефинансирования портфеля их ресурсов. Главная особенность этой функции состоит в том, что Центральный Банк как «банк банков» производит кредитование только банковских учреждений. Процесс кредитования заключается в восстановлении денежных средств низовых банков, вложенных в кругооборот капитала предприятий различных отраслей народного хозяйства. Предоставление кредитов происходит по ставкам рефинансирования, установленным Центральным Банком.
Регулирование процентных ставок коммерческих банков осуществляется установлением маржи или предельного уровня превышения ставок рефинансирования Центрального Банка. Таким образом, маржа представляет собой дифференциал процентных ставок Центрального и коммерческих банков.
В середине 90-х гг. ставка рефинансирования была установлена на уровне 80% годовых, что призвано ограничить темпы роста инфляции путем «сжатия» денежной массы, находящейся в обращении. Введение такой ставки — временная мера, характеризующая денежное обращение при переходе к рыночной экономике. В западных странах ставки рефинансирования коммерческих банков составляют 6—8% годовых. Подобная «дешевизна» кредитов центральных банков стимулирует активное использование заемных капиталов для расширения предпринимательства и внедрения в производство достижений научно-технического прогресса.
Функция организации безналичных расчетов народного хозяйства. При выполнении этой функции «банк банков» устанавливает принципы организации расчетов, способы совершения платежей, формы бланков денежных документов, этапы их бухгалтерской обработки и порядок совершения расчетных операций.
Все предприятия, организации и учреждения обязаны хранить свои денежные средства на счетах в банках и совершать расчетные операции только по этим счетам. Главными видами счетов предприятий и организаций в банках являются расчетные и текущие счета. На расчетные счета зачисляется денежная выручка от реализации товаров, работ и услуг. Одновременно по этим счетам производятся платежи за отгруженные товарноматериальные ценности и выполненные работы. Это значит, что с помощью расчетных счетов происходит организация платежного оборота предприятия по различным обязательствам коммерческой деятельности.
В настоящее время применяют расчеты платежными требованиями-поручениями, платежными поручениями, чеками и аккредитивами. Платежные требования отменены с июля1992 г. В основном предприятия используют предварительную оплату товарно-материальных ценностей с помощью платежных поручений.
Безналичные расчеты организуются на основе корреспондентских счетов коммерческих банков в расчетно-кассовых центрах Банка России. Эти счета используются для перевода денежных средств банковских клиентов, находящихся в различных пунктах нашей страны. Помимо РКЦ межбанковские корреспондентские отношения организуются через сеть расчетных палат, создаваемых региональными коммерческими банками.
Большинство кредитных учреждений оснащено компьютерами и терминалами ЭВМ, которые используются для учета и перевода денежных средств предприятий и организаций. Крупные коммерческие банки входят в систему международных платежей с использованием спутниковых средств связи. Это позволяет значительно ускорить совершение платежей и сократить размеры оборотных капиталов, находящихся в расчетах.
Функция организации банковских операций, бухгалтерского учета и статистической отчетности о работе банков. В связи с этой функцией Банк создает правила финансирования, кредитования, расчетов и кассовых операций, а также бухгалтерского учета и отчетности по основным участкам деятельности кредитных учреждений.
Важнейшие из них — правила кредитования предприятий и хозяйственных организаций коммерческими банками. По установившейся практике процесс кредитования начинается с представления пакета документов для открытия банковской ссуды. В состав этих документов входят заявление, срочное обязательство, бухгалтерский баланс, технико-экономическое обоснование ссуды, гарантия третьей стороны на погашение кредита и ряд других.
Предоставление кредита или зачисление валюты ссуды на расчетный счет заемщика начинается после подписания кредитного договора. Кредит используется для совершения платежей по обязательствам коммерческой деятельности за счет денежных средств банка.
Главное условие использования кредита — вложение полученных средств в эффективное коммерческое мероприятие, обеспечивающее получение денежной выручки и прибыли для расширения масштабов предпринимательской деятельности.
Возвратность кредита состоит в зачислении на ссудные счета денежной выручки от реализации продукции и товаров банковских клиентов. Правила Центрального Банка предусматривают осуществление контроля за целевым расходом и своевременным возвратом предоставленных средств.
Правила ведения кассовых операций содержат порядок обращения с наличными деньгами в хозяйствах и банках, расчеты лимитов оборотных касс и условия инкассации сверхлимитной денежной наличности. Соблюдение этих правил имеет большое значение для ограничения налично-денежного обращения, сокращения издержек и ускорения оборота наличных денег.
Правила бухгалтерского учета отражают порядок совершения эмиссионных, расчетных, кредитных и кассовых операций по соответствующим счетам Центрального и коммерческих банков. Банковские счета ведутся на основе типового плана счетов Центрального Банка, утверждаемого для банковской системы. Правилами предусмотрены формы балансов и оборотных ведомостей различных кредитных учреждений. Соблюдение этих правил необходимо для сохранения денежных средств, находящихся в распоряжении банков.
Правила статистической отчетности содержат основные условия составления отчетных форм и таблиц о работе банков применительно к участкам их деятельности. Ежемесячная, квартальная и годовая отчетность составляется по кредитным вложениям, безналичным расчетам, кассовым оборотам, составу и структуре денежной массы, финансированию капитальных вложений и другим участкам. Отчет о годовой деятельности Центрального Банка представляется Государственной Думе, Правительству и Президенту РФ.
Функция государственной регистрации кредитных учреждений. Во исполнение этой функции Банк рассматривает пакет документов для открытия нового кредитного учреждения и принимает решение о предоставлении лицензии на право ведения банковских операций. Такие лицензии выдаются только кредитным учреждениям, располагающим квалифицированными кадрами для выполнения возлагаемых на них обязанностей.
Страховые компании, инвестиционные, пенсионные и благотворительные фонды не относятся к звеньям денежно-кредитной системы, не имеют права совершать банковские операции, и поэтому лицензии на банковскую деятельность им не предоставляются. Они находятся на статусе банковских клиентов и в качестве таковых проводят расчетно-денежные операции в соответствии с правилами Центрального Банка.
Пакет документов для регистрации нового кредитного учреждения включает:
— протокольное решение учредителей об открытии нового банка или товарищества;
— список учредителей с отражением суммы денежных взносов, степени оплаты уставного капитала и остатков денежных средств на счетах в банках для внесения установленного пая;
— устав банка с характеристикой основных направлений его деятельности по мобилизации денежных средств, организации счетоводства и совершению кредитных и кассовых операций;
— вступительный баланс на день открытия банка с данными оплаченной части уставного фонда, имущества банка и кассовой наличности в отечественной и иностранной валюте;
— финансовый план банка с программой денежных ресурсов, краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных кредитов, дебиторской задолженности и кредиторских процентов и расчетной прибыли банка;
— заключительный баланс на конец отчетного года с предполагаемыми операциями за период с начала деятельности;
— справка о трудовой деятельности Председателя, его заместителя и главного бухгалтера банка;
— образцы подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться имуществом банка и его денежными средствами.
Уставный капитал регистрируемого банка должен составлять не менее 6 млрд. руб., а доля одного учредителя — не более 35% уставного капитала. Подобное правило защищает банковскую систему от монополизации и позволяет принимать коллегиальные решения по основным вопросам работы банков.
Рассмотрев пакет документов, Центральный Банк принимает решение об открытии нового кредитного учреждения. Операции последнего начинаются после передачи лицензии ответственному должностному лицу банка. Отзыв лицензий производится при нарушении уставных требований банков и федерального законодательства в области банковской деятельности.
Функция организации государственного контроля за деятельностью кредитных учреждений. После открытия кредитных учреждений и начала их операций Центральный Банк осуществляет постоянный контроль за их деятельностью. Эта работа проводится расчетно-кассовыми центрами банка, в которых находятся корреспондентские счета низовых кредитных органов. Анализируя обороты и остатки денежных средств на этих счетах, РКЦ получают необходимую информацию о ликвидности, платежеспособности и финансовом состоянии коммерческих банков.
Расчетно-кассовые центры организуют расчетное, кредитное, кассовое и валютное пространство России и являются проводниками денежно-кредитной политики Правительства и Центрального Банка. В результате этого сохраняются единство денежного обращения и возможность регулирования работы коммерческих банков.
Главные цели государственного контроля за работой коммерческих банков состоят в обеспечении их ликвидности, сохранности средств вкладчиков и предотвращении возможных банкротств.
Контроль осуществляется путем ежегодного установления расчетных нормативов работы коммерческих банков, включая соотношение:
— собственного капитала банка и средств вкладчиков;
— задолженности по кредитам и средств предприятий и населения;
— наиболее ликвидных активов и суммы вкладов до востребования и ряд других. Директивное введение таких нормативов сдерживает экспансию банков на депозитном рынке, «перегрев» кредитных вложений в хозяйство и позволяет сохранить денежные средства предприятий и населения.
Развитие банковского дела в различных странах мира свидетельствует, что наиболее надежным показателем банковской ликвидности и сохранности средств вкладчиков служит соотношение активов с наибольшей скоростью оборачиваемости и долгосрочных депозитов, помещаемых на срок свыше одного года. При одном обороте вкладов банковские кредиты совершают несколько десятков оборотов в год, принося банкам большие дебиторские проценты и прибыль. Эффективность использования средств возрастает при создании страховых фондов учредителей, Центрального Банка и Правительства, обеспечивающих платежеспособность банков при массовом изъятии денежных средств. РКЦ ежемесячно проверяют соблюдение коммерческими банками установленных нормативов по данным бухгалтерских балансов и принимают необходимые меры к улучшению их работы.
Функция реализации облигаций государственных займов и кредитования расходов федерального бюджета. Центральный Банк — уполномоченный орган Министерства финансов по продаже облигаций государственных займов. Реализация облигаций этих займов осуществляется банками-дилерами, состав которых формируется Министерством финансов и Центральным Банком.
Продажа облигаций производится на трех уровнях рынка. Первый — предприятия, организации, учреждения и население. Они свободно покупают и продают долговые обязательства государства за счет временно свободных денежных средств. Основная часть облигаций подлежит продаже на данном рынке. Второй — коммерческие банки, которые размещают свои активы в операциях с ценными бумагами государства. Такие операции отличаются меньшей степенью риска по сравнению с бизнес- кредитами функционирующим предпринимателям. Третий— собственно Центральный Банк, покупающий остаточную (невыкупленную) часть выпущенных облигаций. В большинстве стран мира законодательство о центральных банках запрещает последним открытую покупку облигаций государственных займов. Для этого банк должен быть наделен особыми полномочиями, предоставляемыми органами законодательной и исполнительной власти.
Помимо распространения облигаций государственных займов, Центральный Банк России производит прямое кредитование расходов бюджета за счет своего эмиссионного фонда. В 1992—1994 гг. основная часть этого фонда использовалась для покрытия текущих расходов государства в размере 75% бюджетного дефицита. Погашение задолженности производилось за счет поступления налогов в доходную часть бюджета. При отсутствии доходов предоставленные кредиты списывались на убытки Центрального Банка с последующей компенсацией за счет различных источников денежных средств Министерства финансов. С 1 января1995 г. прекращено прямое кредитование ЦБР расходов федерального бюджета.
Функция регулирования золотовалютных резервов страны. Центральный Банк России является главным депозитарием золотовалютных резервов государства и организует все операции по продаже и покупке золота и иностранных валют. Операции с этими ценностями производятся по ценам спроса и предложения на золотых и валютных рынках. Продажа и покупка золота происходят по цене за одну тройскую унцию (31,1 грамма). В 1991—1995 гг. эта цена составляла 350—375 долл. за указанную единицу.
В целях регулирования курса рубля к иностранным валютам Совет Министров и ЦБ РФ в1995 г. установили валютный коридор в размере 4550—5150 руб. за один доллар США. Введение коридора соответствовало международной практике регулирования валютных курсов и поддержания стабильной покупательной способности американского доллара как мировой валюты, предназначенной для расчетов по экспортно-импортным операциям. Коридор был призван упорядочить валютные операции и расчеты по внешней торговле без нанесения ущерба отечественным экспортерам и импортерам.
В настоящее время официальный курс рубля по отношению к доллару США и другим иностранным валютам устанавливается ЦБР, а биржевой определяется по результатам торгов на межбанковской валютной бирже в г. Москве. В торгах принимают участие наиболее крупные и стабильные коммерческие банки. Право на ведение валютных операций имеют банки, получившие генеральную лицензию Центрального Банка России. По этой лицензии они могут выполнять все виды валютных операций, включая перевод денежных средств в ближнее и дальнее зарубежье. Частичная лицензия предоставляет право на ведение валютных операций только на территории нашей страны.
Основными формами безналичных расчетов по экспортноимпортным операциям являются документарное инкассо и аккредитивные поручения. При этих формах расчетов переводимые денежные средства сосредоточиваются на счетах Nostro. В отличие от обычных банковских депозитов остатки этих средств получили название авуаров. Для сокращения авуаров по аннулированным внешнеторговым соглашениям сумма свободных средств подлежит возврату на счета импортере в отечественные банки. Возврат авуаров означает сокращение искусственного вывоза капиталов из нашей страны и имеет большое значение для выполнения различных инвестиционных программ. По экспертным оценкам ЦБ РФ, авуары и вклады российских коммерческих структур и граждан в банках Европы и Америки составляют более 50 млрд. долл.
Функция составления платежного баланса страны. В условиях детронизации золота, ликвидации золотомонетного стандарта и монетного паритета основой обеспечения банкнот Центрального Банка служат товарные массы, включая товары отечественного и зарубежного производства.
Главным каналом покупки и продажи товаров на мировых товарных рынках служит внешняя торговля. Внешнеторговые отношения нашей страны с зарубежными партнерами основываются на принципе «нетто-баланса», или равенства покупок и продаж товаров. Подобная эквивалентность позволяет осуществлять внешнюю торговлю с минимальным участием золотовалютных резервов для завершения расчетов. В 1991—1995 гг. продажа товаров за границей постоянно превышала их покупку, что способствовало образованию устойчивого резерва валютных средств.
Экспортная модель народного хозяйства нашей страны основана на вывозе природных ресурсов, включая нефть, газ, цветные металлы, лес и другие ценности. Доля их в общем объеме продаж за границу составляет почти 85%. Главным резервом увеличения экспорта является производство современных промышленных товаров на основе технологий ноу-хау. Для этого необходимо радикальное техническое переоснащение большинства отраслей народного хозяйства.
В целях контроля за состоянием внешней торговли, платежей и золотовалютных резервов ЦБ РФ составляет платежный баланс Российской Федерации. В балансе отражается соотношение платежей и поступлений в страну инвалюты, на основе чего рассчитывается сальдо баланса. Соотношение платежей в области внешней торговли имеет большое значение для курса рубля по отношению к иностранным валютам. При превышении экспорта над импортом спрос на отечественную валюту возрастает, а при обратном соотношении — падает, что оказывает соответствующее воздействие на курс рубля. Поэтому поддержание стабильности платежного баланса — одна из наиболее важных задач Центрального Банка, связанная с регулированием курса рубля.
При ухудшении платежного баланса Центральный Банк прибегает к валютным интервенциям на межбанковских биржах, поддерживая таким образом установленный валютный коридор. В свою очередь нормализация внешней торговли и платежей по экспортно-импортным и другим операциям позволяет создавать дополнительные резервы, что укрепляет валютные позиции Центрального Банка.
Успешное выполнение функций Центрального Б£нка — необходимое условие эффективного развития рыночной экономики нашей страны.
Роль ЦБ в развитии рыночной экономики
Роль Центрального Банка в развитии рыночной экономики выражается в денежном авансировании расширенного воспроизводства посредством обеспечения потребностей народного хозяйства в денежных средствах для реализации совокупного общественного продукта и национального дохода страны.
В соответствии с федеральным законом от 12 апреля1995 г. основными задачами Банка являются:
— участие в разработке денежно-кредитной политики правительства;
— поддержание стабильности денежного обращения;
— обеспечение устойчивости курса рубля по отношению к иностранным валютам;
— создание государственного фонда золотовалютных резервов;
— использование методов денежно-кредитного управления банковской системой для развития рыночной экономики.
Выполнение этих задач осуществляется на основе эмиссии денег, кредитования коммерческих банков, продажи и покупки золота и иностранных валют и поддержания внутренней и внешней покупательной способности национальной денежной единицы.
Деятельность Центрального Банка осуществляется в исключительно сложных условиях. При переходе к рыночной экономике страна получила в наследие милитаризованное народное хозяйство, в котором большинство отраслей было поставлено на службу ВПК. На эти цели использовалось около 75% всей продукции машиностроения.
Создание потребительского общества и его ориентация на развитие современного образа жизни потребовали коренной перестройки хозяйства применительно к потребностям рыночной экономики. Структурная перестройка народного хозяйства ознаменовалась резким сокращением военных заказов и падением промышленного производства. В1995 г. объем промышленного производства составил около 50% к объему1985 г., т.е. к началу перестройки нашей страны.
Отсутствие федеральной программы приватизации, нацеленной на увеличение производства продовольственных и промышленных товаров для населения, вызвало механическое разрушение государственного сектора экономики, на который приходилось свыше 90% промышленной продукции. Разрушение государственного сектора происходило при падении производства в сельском хозяйстве и промышленности, перерабатывающей сельскохозяйственное сырье. В результате в1995 г. совокупный общественный продукт составил менее 50% к объему1985 г. и сократился за последние десять лет в два раза.
Стагнация народного хозяйства, стремительный рост цен и денежной массы вызвали эффект гиперинфляции, или разбухания денежной массы в обращении при падении объемов производства. В 1992—1994 гг. количество денег в обращении возросло с 1678 млрд. до 36504 млрд. руб., или почти в 22 раза.
На начальной стадии рыночной экономики особое значение приобрели переход к рыночным методам производства товаров народного хозяйства, ограничение инфляции и стабилизация покупательной способности рубля. Ограничение инфляции стало основой денежно-кредитной политики Правительства и Центрального Банка в 1992—1995 гг. В первом полугодии1995 г. темпы инфляции удалось сократить до 4% в месяц, во втором — до 1,5%, что позволило замедлить рост цен на продовольственные и промышленные товары для населения.
Важнейшей составной частью финансовой и денежно- кредитной политики правительства стало сокращение бюджетного дефицита, или превышения его расходов над доходами. Правительство, Министерство Финансов и Центральный Банк поставили задачу сократить размеры бюджетного дефицита на1996 г. до 4,3%, а на 1997 — до 3,4% ВВП. Постановка этой задачи исходила из международной практики регулирования бюджетных дефицитов, характерной для индустриальных стран Запада. В1995 г. были установлены квартальные лимиты бюджетного дефицита в размере 80,2 трлн. руб. с введением соответствующих месячных лимитов.
Установление предельного уровня дефицита бюджета создало условия для сокращения эмиссии денег Центрального Банка в покрытие расходов государства. С 1 января1995 г. Правительство и Центральный Банк прекратили практику использования прямых банковских кредитов (без продажи облигаций государственных займов) для покрытия бюджетного дефицита. Это улучшило эмиссионную позицию Центрального Банка и позволило сосредоточить ресурсы эмиссионного фонда для кредитования коммерческих банков.
Наряду с этим осуществлялся ряд мер по “неэмиссионному” покрытию бюджетного дефицита. Центром этих мероприятий стало расширение выпуска облигаций государственных займов и создание сети региональных рынков ценных бумаг во главе с коммерческими банками. В связи с этим Министерство Финансов и Центральный Банк приступили к продаже облигаций государственных займов среди наиболее крупных инвесторов Федерации, используя метод подписки. Помимо этого организовалось широкое привлечение денежных средств населения в государственные займы на основе свободной купли-продажи облигаций на фондовом рынке по цене спроса и предложения. Размер этих займов составил 10 трлн. руб.
Повышение роли государственных займов в покрытии бюджетного дефицита сопровождалось введением фондовых операций РЕПО. Содержание этих операций состоит в обратном выкупе у инвесторов облигаций государственных займов Центральным Банком России. Цель операций РЕПО — поддержание курса ценных бумаг государства и стабилизация фондового рынка для дальнейшего привлечения денежных средств общества. Первые широкомасштабные операции РЕПО были проведены во время кризиса межбанковского денежного рынка в августе1995 г. Для ликвидности и платежеспособности коммерческих банков Центральный Банк выкупил у них облигации государственных займов на сумму 3,9 трлн. руб., что позволило возобновить операции банков.
Расширение операций РЕПО сопровождалось введением ломбардных кредитов коммерческим банкам под залог ценных бумаг государства. Это создавало условия для повышения ликвидности и платежеспособности не только коммерческих банков, но и хозяйственных структур рыночной экономики.
В целях последовательного внедрения рыночных методов управления денежно-кредитной системой ЦБ РФ перешел от прямого рефинансирования коммерческих банков к продаже кредитных ресурсов на межбанковских аукционах по цене спроса и предложения. Свободная продажа денег и наполнение денежного рынка ресурсами кредитования призваны снижать процентную ставку по кредитам и обеспечить более активное участие банковских средств в кругообороте капитала функционирующих предпринимателей. Вместе с тем ЦБ РФ не проводит директивных мер по снижению ставок кредитования без радикальной стабилизации денежного обращения.
В целях стимулирования внешней торговли Российской Федерации с западными партнерами Совет Министров РФ в1995 г. отменил квоту (ограничения) на экспорт основных видов промышленных товаров.
По согласованию с МВФ нашей стране продлены сроки погашения кредитов и процентных денег на 10 лет, т.е. до2005 г.
Главным механизмом развития рыночной экономики является свободная конкуренция, на основе которой осуществляются меры по сдерживанию темпов инфляции и роста цен. Для активизации национального предпринимательства предполагается осуществить ряд инвестиционных программ с привлечением иностранных инвесторов из стран “семерки”. По данным Министерства экономики, иностранные инвесторы готовы вложить в народное хозяйство нашей страны 80 млрд. долл. при условии, что его реформирование будет осуществляться по рыночному пути. Подготовлены проекты о совместном развитии топливно- энергетического комплекса, авиационной, автомобильной и транспортной промышленности, а также ряда других отраслей народного хозяйства.
Важной составной частью денежно-кредитной политики Правительства РФ и ЦБ РФ на 1996 год является поддержание сети кредитных учреждений. На 1 октября1996 г. в РФ насчитывалось 2650 коммерческих банков, 5700 их филиалов и 38567 учреждений Сберегательного банка. Таким образом, общее число кредитных учреждений и их филиалов на территории нашей страны превышает 46 тысяч. Между тем только 130 банков имеют уставные капиталы более 10 млрд. руб., в то время как уставные капиталы тысячи банков ограничены 500 млн. руб.
В1994 г. свыше 600 коммерческих банков закончили год с убытками более 2 трлн. руб., что лишает их возможности участвовать в крупных инвестиционных программах. В связи с этим ЦБ РФ разработал ряд мер по поддержанию ликвидности коммерческих банков, включая операции РЕПО, ломбардные кредиты, переучет векселей, создание региональных органов по управлению коммерческими банками и ряд других.