Что означает термин «клиент»?
Рубрика: Основы банковского дела ВеликобританииХотя в настоящее время имеется законодательное (статутное) определение банка, соответствующего определения банковского клиента не существует, и, следовательно, чтобы определить, является или не является данное лицо клиентом банка, необходимо использовать прецедентное право. В деле Great Western Railway против County Banking Co. (1901) было сформулировано, что клиент должен иметь текущий или депозитный счет или аналогичные отношения с банком. Однако не все клиенты банков вкладывают деньги или могут, например, вложить ценности, отличные от денег, хотя банки все же относят таких людей к своим клиентам. В деле Woods против Martins Bank Ltd and Another (1959) было доказано, что Вудс (Woods) стал клиентом, когда он вложил (инвестировал) средства в компанию по совету менеджера, несмотря на то, что счет ему не был открыт в течение нескольких недель после этого.
Оказалось, что длительность времени, в течение которого происходили деловые операции с каким-либо лицом, принципиально не меняет взаимоотношений банка с клиентом, поскольку в делах Ladbroke and Со. против Todd (1914) и Commissioners of Taxation против English, Scottish and Australian Bank Ltd. (1920) было доказано, что непрерывные отношения с клиентами не являются существенными для положения клиента и связь с банком начинается непосредственно после открытия счета и внесения на этот счет денежных средств.
Момент начала отношений между банкиром и клиентом имеет значение, поскольку договорные обязанности банкира начинаются только с этого момента, и кроме того, чтобы получить защиту согласно разделу 4 Закона о чеках1957 г. (Cheque Act) при инкассации чеков, банк должен получить оплату за клиента.
Отношения между банком и клиентом в основном регламентируются в подразумеваемом договоре (контракте), положения которого разрабатывались в судебных решениях на протяжении многих лет (т.е. на основе прецедентного права). Кроме того, большая часть соответствующих положений прецедентного права возникла довольно давно и понемногу развивалась на протяжении ряда лет. Термин «подразумеваемый договор» означает, что между банком и клиентом не имеется письменного соглашения — их отношения базируются на устоявшейся практике отношений между банками и клиентами, а также на решениях судов, когда банкам предъявлялся иск в невыполнении предусмотренных обязательств.
— Дебитор и кредитор
Договор между клиентом и банком является договором между дебитором и кредитором, причем дебитором является банк, ; поскольку он должен деньги вкладчику, а клиент является кредитором, так как ему должны деньги. Однако это относится только к случаям, когда счет является кредитным, а при превышении его остатка (овердрафта) банк становится кредитором, а клиент — дебитором.
Обычно в Великобритании дебитор должен найти своего кредитора и заплатить ему, но это не относится к банкам, если они в качестве дебиторов держат денежные средства вкладчиков. В данном случае именно вкладчик (кредитор) требует выплаты, когда она ему потребуется. В случае превышения остатка на счете (овердрафта) применяются обычные отношения дебитора (клиента) и кредитора (банка), и клиент как дебитор ищет своего кредитора, чтобы заплатить ему.
— Доверитель и агент
Когда банк действует от имени и по поручению своего клиента, например, инкассирует чеки на его имя, то делает это как его поверенный (агент), и клиент является доверителем. Аналогичная ситуация возникает, когда банк переводит (ремитирует) денежные средства за границу или покупает ценные бумаги и акции для клиента. Существуют ситуации, когда стороны меняются ролями, например, банк держит залоговое письмо на товары, которые импортирует клиент, а банк предоставляет клиенту доступ к этим товарам по расписке в получении имущества. В расписке клиент обязуется при операциях с товарами действовать от имени банка и переводить выручку от реализации товаров в банк. Когда между банком и его клиентом возникают отношения доверителя и агента, могут применяться положения доверительного права, равно как и обычное положение о договоре между ними.
— Депонент и хранитель
Когда банки берут комиссию за хранение абонентских ящиков с документами, папок с документами, ценных бумаг, акций и других ценных документов на имя своих клиентов, они являются хранителями. Если банку платят за эту услугу, то он является платным хранителем, в противном случае он является бесплатным хранителем, и это отличие между двумя типами может определять различные подходы, если возникнут обвинения в небрежности: клиент как депонент имущества, доверенного банку на хранение, может обвинить его в небрежности. Бесплатный хранитель должен, конечно, заботиться о доверенном ему имуществе, но платный хранитель обязан прилагать максимальные усилия для защиты доверенного имущества, включая современные способы защиты. Однако различие между этими двумя типами стало не столь существенным, поскольку банки действительно уделяют большое внимание хранению оставленных у них ценностей, и в настоящее время почти все они являются платными хранителями, так как взимают комиссию за хранение со своих клиентов. Является ли банк платным хранителем или не является, в любом случае именно банк обязан доказывать, что потеря доверенных ценностей не была ошибкой банка или его агентов (В данном случае действует принцип презумпции виновности). Еще одним важным фактором в наши дни является обязанность банков страховать хранимые ценности.
Если ценности, находящиеся на хранении, передаются другому лицу (например, по ошибке), то банк может быть обвинен в присвоении (передаче) имущества, которое является актом, не входящим в его полномочия и лишающим клиента имущества. Ниже мы затронем этот вопрос еще раз в связи с инкассацией чеков.
Если ценности помещаются в банк на хранение, то депонент (клиент) сохраняет право на владение этим имуществом, и банк не имеет права наложить на него арест (право удержания чужого имущества, пока владелец не заплатит долг), за исключением случая неуплаты сборов за собственно хранение. Это означает, что если клиент имеет ссуду или овердрафт, которые не покрыты или недостаточно покрыты ценными бумагами, банк не имеет права на удержание помещенного на хранение имущества в качестве залога.
Банки обычно предпочитают, чтобы абонентские ящики были заперты, а пакеты опечатаны, прежде чем их поместят на хранение, и в банковской расписке обычно указывается, что содержимое неизвестно. Эти меры предосторожности уменьшают ответственность банка за потерю или повреждения.
— Должник по закладной и кредитор по закладной
Если клиент передает своему банку или строительному обществу закладную на свой дом, то он является должником по закладной, а банк или строительное общество является кредитором по закладной. Закладная может принимать форму полной юридической выплаты стоимости данного имущества или просто «справедливой» выплаты. Первое означает регистрацию подписанного юридического документа в Земельном Регистре (Land Registry), если только это имущество не является незарегистрированной землей. Второй вариант предполагает просто передачу земельного сертификата или документов в банк — вместе с банковской формой соответствующей закладной, которая подписывается должником по закладной.
Имущество, под которое оформляется закладная, не обязательно может быть землей, и, например, выплата через ценные бумаги и акции фактически является также закладной.
Кроме договорных отношений, которые мы уже рассмотрели, считается, что банки имеют особые отношения со своими клиентами, которые возникают в результате довбрия клиентов к своим банкам. Учитывая это доверие, банки должны быть крайне аккуратны в своих деловых отношениях с клиентами и не должны ставить себя в такое положение, когда клиент может обвинить банк в том, что он оказывал на него излишнее давление. Два сравнительно недавних судебных дела позволяют объяснить эти особые отношения.
В деле Lloyds Bank против Bundy (Бунди) (1975) пожилой человек, у которого не было достаточной деловой сметки, по совету своего банка, клиентом которого был также и его сын, выдал гарантию (поручительство) банку для овердрафта сына. Было выдано несколько гарантий, и они были обеспечены закладными на имущество его фермы. На одном из этапов ему сказали, что если он не подпишет дополнительную гарантию, то банк инкассирует овердрафт его сына. В результате против сына было возбуждено дело о несостоятельности, банк потребовал деньги по данной гарантии и попытался получить в собственность фермерский дом. Суд поддержал требование Бунди не учитывать данную гарантию и плату в виде ценных бумаг на том основании, что ранее банк оказал на клиента излишнее давление. Суд объявил, что банк должен был доказать отсутствие излишнего давления, но не сумел этого сделать.
В деле National Westminster Bank против Morgan (1985) миссис Морган (Morgan) предъявила обвинение в излишнем давлении со стороны банка, когда ее уговорили подписать дополнительную закладную на ее дом. Окончательное решение суда в этом деле оказалось в пользу банка, поскольку банковская ссуда спасла миссис Морган от восстановления права строительного общества на ее дом. Суд сослался на дело Бунди и объявил, что для подтверждения обвинения в излишнем давлении истец должен доказать, что банк злоупотребил своим доминирующим положением в доверительных отношениях, и в результате этого пострадал истец, т.е. более слабая сторона. В предыдущем судебном деле это было именно так, но в данном случае положение истца улучшилось в результате подписания дополнительной закладной.
Массаж круглосуточно в санкт петербурге mystery-spb.ru.