Эволюция операционной деятельности ТНБ
Рубрика: Определение и понятие банка и банковской системыПод воздействием НТР значительно изменилась и операционная деятельность ТНБ — усилилась компьютеризация банковских операций как средство максимизации прибылей и расширения сфер влияния. Широкое внедрение ЭВМ в банковское дело существенно снижает затраты живого труда вследствие роста производительности труда и уменьшения банковских издержек. В результате, например, использование техники в переводных операциях почти вдвое удешевляет обработку чеков в Великобритании и втрое — во Франции.
На базе развития ЭВМ ТНБ концентрируют у себя и эмиссию кредитных карточек — платежных документов, обслуживающих розничный товарооборот путем применения ЭВМ. Следовательно, ТНБ путем коммерческого использования компьютеров в банковском деле стремятся расширить овладение рынком товаров и услуг.
Кроме того, ТНБ по существу монополизировали национальные рынки ссудных капиталов, скупая контрольные пакеты акций специальных кредитных институтов (ипотечных банков, инвестиционных компаний, сберегательных касс и др.), а также путем внедрения их в область долгосрочного кредитования. Так, например, транснациональные банки США, которым как коммерческим банкам запрещено заниматься инвестиционным бизнесом, в 60-е гг. стали преобразовываться в корпорации с неограниченными функциями. В результате этого за период с 1970 по 1984 гг. число таких корпораций возросло с 121 до 6068, а их доля в совокупных активах всех коммерческих банков — с 16,1 до 88,1%.
В условиях, когда главными субъектами хозяйствования стали ТНК, существенно модифицированы и расчетные операции ТНБ. Если раньше расчетные операции по поручению клиентов производились главным образом по обслуживанию внешней торговли путем купли-продажи иностранной валюты, то теперь ТНБ управляют не только внутренними финансовыми расчетами ТНК, но и межстрановыми расчетами, т. е. всеми их финансовыми отношениями с внешним миром.
На базе интегрированных компьютерных центров ТНБ создали целые системы управления наличными средствами ТНК, дающие им возможность собирать, обобщать и предоставлять в их распоряжение детальную информацию о состоянии банковских счетов всех производственных подразделений. В результате этого значительно сокращается разрыв во времени между фактическим движением денежных средств по банковским счетам и в бухгалтерских книгах ТНК.
Такие системы впервые появились в 80-е гг. в американских ТНБ, причем создавались они как собственные, закрытые для конкурентов системы. Например, Бэнкамерика корпорейшн имеет систему Бамтрак, Чейз Манхэттен корпорейшн — Бам- трак, Морган гэрэнти траст — Марс и др.
Необходимо подчеркнуть и международный характер расчетного обслуживания ТНБ, который особенно проявляется в их валютных операциях. По некоторым оценкам, на валютных рынках Запада ежедневно совершается таких операций на сумму в 150 млрд. долл. Причем изменилось и функциональное значение валютных операций — они ориентированы в основном на обслуживание движения капиталов (90% всех операций).
В то же время некоторые ТНБ являлись каналом для отмывания “грязных” денег, связанных с торговлей наркотиками, оружием и другими финансовыми махинациями. В1991 г. разразился скандал вокруг Международного кредитно-коммерческого банка с капиталом 22 млрд. долл. и филиалами в 62 странах мира, который неожиданно обанкротился.
Основной клиентурой ТНБ на международном рынке ссудных капиталов являются ТНК, иностранные правительства и международные организации. Так, в 80 — начале 90-х гг. основная доля банковских займов приходилась на заемщиков из стран ОЭСР. Крупнейшие из них — корпорации США и Великобритании, что определило валютную структуру займов: 76% их объема были в долларах США, 9% — в английских фунтах стерлингов, 6% — в японской иене.
Таким образом, ТНБ играли и продолжают играть господствующую роль не только на национальных, но и на мировом рынке ссудных капиталов.
Одной из отличительных черт современного этапа развития ТНБ является создание новых центров еврорынка, так называемых рынков «офф-шор», т. е. заграничных по отношению к традиционным европейским центрам. Если первоначально еврорынок возник в Европе, которая после войны нуждалась в долларах, то в 70-е гг. такая потребность в основной валюте расчетов вследствие расширения внешних связей мира появилась и в других частях света. Там начали формироваться новые рынки капитала, операции которых в сущности не отличались от операций на традиционных рынках, т. е. проводились они в льготном по сравнению с национальным рынком режиме в валюте, не являющейся национальной для страны проведения сделки. Причем для появления такого центра наличие развитой банковской системы, крупной фондовой биржи и устойчивой валюты было не обязательно. Международных дилеров привлекал в рынок «офф-шор» льготный режим регулирования евроопераций и прежде всего налоговый режим. Как правило, налог в центрах «офф-шор» на прибыль с банковских операций очень низок по сравнению с традиционными центрами либо вообще отсутствует. Поэтому наряду с такими традиционными международными финансовыми центрами, как Лондон, Париж, Люксембург, Цюрих, важную роль стали играть новые центры, созданные на Багамских островах, в Нидерландских Антилах, Сингапуре и т.д. Рынок нефтедолларов ряда финансовых центров Арабского Востока (Кувейт, Бахрейн и т. д.) также не является самостоятельным и представляет собой часть еврорынка, который в настоящее время развивается по пути создания широкого единого международного рынка ссудных капиталов, привлекающего капиталы как развитых, так и развивающихся стран.
В 80-е гг. этот процесс привел к созданию так называемых «зон свободной банковской деятельности» (ЗСБД) в США, а затем в Японии, которые по сути своей представляют собой центры «офф-шор» по отношению к европейским рынкам евровалют, однако имеют ряд особенностей: во-первых, более жесткий режим регулирования, во-вторых, в этих зонах операции проводятся в валюте страны-эмитента, что в определенной степени противоречит принятому определению понятия «еврорынок». Однако это противоречие свидетельствует не об обособленности
ЗСБД от еврорынка, а о процессе развития самого еврорынка, который достиг такой степени, что позволяет искать новые критерии понятия «еврорынок». Скорее всего общепринятый критерий оценки сущности евроопераций — по национальной принадлежности валюты операции к участникам и территории ее совершения — с открытием ЗСБД становится менее четким. По существу единственной обобщающей характеристикой евроопераций, отражающей их экономическую сущность, служит режим их регулирования, отличающийся от режима регулирования операций на национальном рынке прежде всего более льготным характером налогов и отсутствием обязательных резервных отчислений.
Впервые подобная зона была создана в Нью-Йорке в1981 г., затем в некоторых других штатах США (Калифорнии, Флориде, Иллинойсе, Техасе и округе Колумбия), а в1986 г. — в Японии. Однако Токийская зона создавалась по типу Нью-Йоркской, поэтому механизм ЗСБД рассмотрим на примере Нью-Йоркской.
Создание ЗСБД в США явилось очередным шагом в дальнейшем развитии кредитно-финансовой системы страны и усилении позиций Нью-Йорка как международного финансового центра. Инициатива создания зон исходила от крупнейших коммерческих американских банков, так как их появление отвечало прежде всего интересам банковской системы США.
Основной причиной стремления американских банков к открытию ЗСБД была потребность в повышении их конкурентоспособности на мировом рынке ссудных капиталов. Еще в 70-е гг. западноевропейские и японские коммерческие банки создали сильную конкуренцию для американских банков. Поэтому осуществление евроопераций на собственной территории дало банкам США ряд преимуществ, повысило их конкурентоспособность. Эти преимущества заключались прежде всего в возможности уменьшить административные издержки, а также избежать покрытия дополнительных страховых рисков и рисков неплатежей, связанных с совершением евроопераций через заграничные филиалы в центрах «офф-шор».
Предлагая открыть ЗСБД, крупнейшие банки США рассчитывали на взаимную заинтересованность в этом и иностранных банков: во-первых, совместить доступ к развитому внутреннему рынку США с льготным режимом проведения евроопераций, во- вторых, повысить рентабельность проводимых ими операций на рынке США благодаря устранению промежуточных звеньев в процессе рециклирования евродолларов.
Американская администрация была вынуждена уступить требованию своих банковских кругов в связи с возросшей ролью кредитной системы США, в частности, банков в экономике страны. Доказательством этого служит рост отношения банковских активов к валовому национальному продукту США. В1960 г. этот показатель составил 38%, в1970 г. — 45, в1980 г. — 54, а в 90-е гг. — 60%. Для правительства США особо важна роль банков в обслуживании государственного долга, который за минувшее десятилетие увеличился более чем в три раза.
Администрация США имела собственную заинтересованность в открытии ЗСБД. Концентрация международной деятельности американских банков на территории США, а также расширение сети иностранных банков в стране позволяли увеличить налоговые поступления в федеральный и местный бюджеты. В соответствии с международной практикой налог на прибыль банков взимается по законам и в пользу той страны, на территории которой осуществляется еврооперация. Основной причиной, заставившей долгое время сомневаться в целесообразности открытия зоны, были опасения негативного воздействия евроопераций на внутреннее денежное обращение США, так как доллар, на долю которого приходится около 65% мирового рынка ссудных капиталов, является также национальной денежной единицей США.
Акт о создании первой зоны свободной банковской деятельности был опубликован Ассоциацией Нью-Йоркских клиринговых домов, подписан ФРС в1980 г. и вступил в силу с 1 декабря1981 г. В нем определен круг участников зоны, основные виды операций которые могут быть ими совершены, а также различные ограничения деятельности в рамках зоны с целью предотвращения и отрицательного воздействия на денежно-кредитную систему США.
Совершать операции в зоне могут лишь ее участники. Право на членство имеют: банковские учреждения США, любое отделение или агентство иностранных банков в США. Участники должны быть зарегистрированы в Центральном банке. В рамках зоны могут осуществляться депозитные и кредитные операции, которые подобно операциям в других финансовых центрах еврорынка освобождены от некоторых важных мер регулирования, в частности, от обязательных резервных требований, лимитирования доходов по депозитам. Кроме того, на них распространяется льготный налоговый режим, в результате чего налог, взимаемый с прибыли, приносимой еврооперациями, стал примерно таким же, как и в других центрах еврорынка: до1986 г. — 46%, а затем в результате налоговой реформы снижен до 34 %.
Однако режим регулирования евроопераций в Нью-Йорке более строгий, чем во многих других странах, что, в частности, выражается в наличии различных ограничений евроопераций, направленных на предотвращение оттока депозитов с внутреннего рынка. Так, участникам зоны не разрешается принимать депозиты или предоставлять кредиты резидентам США. Средства, полученные материнскими компаниями в зоне от своих отделений, не освобождаются от резервных требований. Механизм ЗСБД построен с намерением создать для зоны режим экстерриториальности, режим еврорынка. Льготный кредитный режим распространяется лишь на международные кредитные операции участников зоны. Любая операция, ведущая к переливу средств между ЗСБД и внутренним денежным рынком США, автоматически подпадает под нормы внутреннего денежного регулирования. Именно эти особенности механизма ЗСБД позволяют назвать ее видоизмененной формой еврорынка.
Жесткий режим регулирования, отличающий ЗСБД от других финансовых центров, выражается в ограничении состава участников зоны, видов и сроков операций. Зона закрыта для таких важных видов банковских услуг, как расчетные операции с клиентурой по обслуживанию внешней торговли, а также операций с образующимися кредитными инструментами (депозитными сертификатами) и ценными бумагами (облигациями, различными гибридными инструментами). Существует также лимитирование кредитования. Например, сумма кредита, предоставляемого одному заемщику, не должна превышать 10% его капитала. Участники зоны имеют право предлагать лишь срочные депозиты, причем срочные депозиты иностранным небанковским резидентам ограничиваются минимальным двухнедельным сроком, либо действует условие об обязательном предварительном уведомлении о закрытии счета за два рабочих дня. Минимальный размер депозитной сделки с небанковской клиентурой ограничен суммой 100 ООО долл., чтобы обеспечить оптовый характер операций в рамках зоны.
Особенность регулирования ЗСБД заключатся в том, что операции в ней совершаются в валюте страны размещения зоны. Это свидетельствует о видоизмененности евроопераций, осуществляемых в ней. Однако сущность операций и природа государственного регулирования те же, что и в других центрах еврорынка. Активные операции ТНБ в ЗСБД сводились в основном к межбанковским кредитам, кредитам ТНК, правительствам и другим зонам, что подтверждает и табл. 1.4.
Таблица 1.4. Структура активов ЗСБД (млрд. долл.)1
1981 |
1982 |
1983 |
|
Межбанковские кредиты Кредиты торгово-промышленным |
49,8 |
60,7 |
63,0 |
предприятиям Кредиты иностранным правительствам |
32,8 |
36,5 |
37,8 |
и учреждениям |
15,5 |
19,1 |
21,3 |
Кредиты ЗСБД другим зонам |
11,1 |
18,7 |
24,4 |
Прочие |
8,1 |
9,7 |
9,3 |
Всего |
117,3 |
144,7 |
155,8 |
1 США: политика и экономика. — 1985. — №8. — С. 84—88.
Интересной особенностью ЗСБД является ее налоговый режим. Прибыль, полученная в результате осуществления операций в зоне, облагается лишь частью налогов США — только федеральным налогом, от уплаты налогов штата и города она освобождена. Однако льготный налоговый режим распространяется не на всю сумму прибыли, а лишь на так называемую скорректированную чистую прибыль, которая подсчитывается с учетом источника финансирования операций, цели ее использования, а также объемов и срока проведения операций банком в зоне. Наибольшие налоговые льготы получает тот банк, который дольше функционирует в зоне, объем его операций значителен, еврооперации финансируются средствами зоны и направлены на развитие международной деятельности банка. Поэтому налоговый режим ЗСБД носит стимулирующий характер, способствующий увеличению объемов операций в зоне, что характерно для начального периода ее существования.
Масштабы развития зоны свободной банковской деятельности для ТНК практически сложно оценить, так как не существует систематической статистики ее операций. По различным оценочным данным, например в середине 80-х гг. в зонах США было открыто более 500 отделений банков, подавляющая часть которых находилась в Нью-Йорке, что отражало его роль как главного центра международной банковской деятельности США. Более половины (55%) всех отделений ЗСБД было открыто иностранными банками, причем в Нью-Йорке на их долю приходилось 77%.
Интенсивное развитие операций в ЗСБД происходило на фоне замедления банковской деятельности на мировом рынке ссудных капиталов. Так, рост совокупных международных банковских активов в1982 г. составил только 6,8% по сравнению со среднегодовым уровнем 20% в 70-е гг. Рост активов в ЗСБД с 1981 по 1988 гг. составил около 380% (табл. 1.5). Однако в последующие годы эти темпы замедлились, что свидетельствует о завершении формирования капитала ЗСБД в рамках существующего режима регулирования этих зон.
Таблица 1.5. Внешние активы банков (млрд. долл. США)1
Активы банков европейских стран |
Активы банков США |
Активы банков Японии |
Активы банков основных центров “офф-шор’ |
Всего |
||||
Всего |
Велико британия |
Всего |
ЗСБД |
Всего |
Зона Токио |
|||
1977 |
466,3 |
— |
92,6 |
— |
— |
— |
91,1 |
689,8 |
1978 |
611,4 |
— |
119,2 |
— |
— |
— |
106,5 |
893,2 |
1979 |
776,0 |
— |
136,4 |
— |
— |
— |
127,6 |
1111,0 |
1980 |
903,0 |
— |
176,8 |
— |
— |
— |
141,0 |
1321,9 |
1981 |
998,2 |
— |
256,6 |
63,4 |
— |
— |
172,0 |
1549,5 |
1982 |
1027,7 |
471,5 |
363,4 |
144,6 |
— |
— |
172,9 |
1693,7 |
1983 |
1047,4 |
499,4 |
396,6 |
172,4 |
— |
* |
179,8 |
2093,7 |
1984 |
1061,1 |
522,8 |
409,6 |
188,6 |
— |
— |
512,6 |
2153,5 |
1985 |
1292,4 |
552,0 |
424,4 |
201,7 |
— |
— |
555,2 |
2512,7 |
1986 |
— |
— |
— |
— |
126,6 |
88,7 |
— |
— |
1988 |
2128,0 |
883,6 |
555,8 |
309,4 |
733,7 |
331,0 |
1019,7 |
4485,3 |
1 BIS. Annual report. — № 49, 54, 59.
До декабря1983 г. учитывались только активы американских банков на Багамах, Каймановых островах, в Гонконге и Сингапуре. С декабря1983 г. кроме вышеперечисленных стали учитываться активы неамериканских банков в тех же центрах, а также в Бахрейне, на Антильских островах.
В момент создания ЗСБД многие западные эксперты отмечали, что ее появление может изменить всю географическую структуру еврорынка, и прежде всего зона, по их мнению, должна была поглотить лондонский рынок евродолларов и некоторые центры “офф-шор”. Однако эти прогнозы не учитывали особого режима регулирования ЗСБД. На начальном этапе развития зона действительно формировалась за счет перераспределения европейских и “офф-шорных” капиталов. В начале 80-х гг. наблюдалось резкое замедление роста активов банков в этих районах и уменьшение их доли в общем объеме международных банковских активов. Доля активов европейских банков в этот период уменьшилась с 68,3% в1980 г. до 60,7% в1982 г. и 50% в1983 г., а доля центров “офф-шор” — с 11,1% в1981 г. до 10,2% в1982 г. и 8,6% в1983 г. Однако с середины 80-х гг. эти темпы вновь возросли, поэтому дальнейший перелив евродолларов из Европы и центров “офф-шор” по существу уменьшился. При этом абсолютного сокращения банковских активов, например в Лондоне, несмотря на снижение его доли с 27,8% в1982 г. до 22% в1985 г., не происходило. Напротив, в эти годы наблюдался их медленный рост с 471,5 до 552 млрд. долл.
Кроме того, иностранные банки представлены в Лондоне значительно шире, а уменьшение числа отделений иностранных банков в период существования ЗСБД не наблюдалось. Аналогичная ситуация была и в основных центрах “офф-шор”. Хотя некоторые американские банки закрыли свои отделения, например, в Нассау (Багамские острова), этот процесс не носил массового характера. Большинство американских банков проводили свои операции в Нью-Йорке наряду с деятельностью в центрах “офф-шор”.
Основной причиной относительно небольшой доли ЗСБД явилось жесткое регулирование банковской деятельности в ее рамках. В 80 — начале 90-х гг. зона не смогла составить значительной конкуренции другим финансовым центрам еврорынка в силу строгих ограничений, существующих на ней. Прежде всего это относится к видам операций, разрешенных для проведения в зоне. Основную их часть составляют межбанковские депозитные операции, операции с обращающимися финансовыми инструментами и ценными бумагами, в частности, облигациями, депозитными сертификатами. Различные забалансовые операции, на которые предъявляется основной спрос со стороны заемщиков, запрещены, что уменьшает привлекательность зон свободной банковской деятельности. Кроме того, действующий запрет на открытие текущих банковских счетов не позволяет банкам — участникам ЗСБД осуществлять расчеты по внешней торговле. Ограничение сроков на депозитные операции вынуждало банки совершать срочные операции “овернайт” в основном в Нассау через свои заграничные отделения. Лимитирование кредитования 10% капитала также является сдерживающим фактором развития зоны, так как кредиты, превышающие эту сумму, участники вынуждены осуществлять также через свои заграничные отделения в Лондоне или Нассау.
Таким образом, как показала практика, осуществляемый режим регулирования ЗСБД, цель которого — не допустить отрицательного ее влияния на денежно-кредитную систему США, является в определенной степени тормозом развития зоны. Ослабление регулирования позволило бы резко изменить место зон свободной банковской деятельности на еврорынке, однако усилило бы ее дестабилизирующее влияние на экономику страны ее нахождения.
https://shariki-vrn.ru воздушные шары гелевые шары шары воронеж. . https://m-78.ru тендер шина медная шмт 10х30.