Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) в 1990-х гг.

Рубрика: Кредитные организации

Цели и задачи. Банк представляет собой международную ор­ганизацию с высшим кредитным рейтингом, учрежденную в1991 г. с целью содействия переходу стран Центральной и Вос­точной Европы, включая Россию и страны СНГ, к открытой ры­ночной экономике и развитию предпринимательства. Он осуще­ствляет деятельность в 25 странах региона. В число 59 акционе­ров ЕБРР входят все страны Европы, Россия, ряд стран других регионов мира, в том числе США, а также такие организации, как Европейский Союз и Европейский Инвестиционный банк.

Штаб-квартира Банка находится в Лондоне, а 16 его предста­вительств — в разных странах региона.

Деятельность ЕБРР координируется с деятельностью других международных организаций — Всемирным Банком, Междуна­родной финансовой корпорацией (МФК) и др. Он взаимодей­ствует также с частными национальными коммерческими бан­ками, инвестиционными фондами, прочими кредитно- финансовыми учреждениями, привлекая их к участию в осуще­ствлении различных проектов. Большое внимание уделяется качеству финансируемых проектов и в первую очередь очевид­ности и реальности экономических выгод для страны от их реализации.

В отличие от большинства других международных организа­ций Банк действует как в государственном, так и в частном сек­торах экономики страны. В отличие от частных национальных банков он имеет возможность и берет на себя риски, непосиль­ные этим организациям.

Банк привлекает средства на международных рынках капи­тала по самым выгодным ставкам и назначает коммерческие цены на предоставляемые им услуги. Главная услуга — содей­ствие предприятиям, нуждающимся в получении капитала, пу­тем дополнения усилий других кредиторов. Банк не выдает га­рантий по экспортным кредитам и не оказывает розничных банковских услуг.

Операции. ЕБРР предоставляет прямое финансирование кон­кретных коммерчески эффективных проектов частных и прива­тизируемых государственных предприятий. Основные принципы финансирования проектов:

— доля Банка не должна превышать 35% общих проектных издержек предприятия;

— промышленные инвесторы должны вносить существенные взносы в акционерный капитал, приобретая контрольные пакеты акций либо достаточные права на управление предприятиями;

— на проекты частного сектора, как правило, должно пре­доставляться не более 2/3 суммы кредита и не менее 1/3 акцио­нерного капитала;

— другие участники проекта должны вносить дополнитель­ные средства;

— Банк, как правило, не предоставляет финансирования ин­вестору для приобретения уже выпущенных или вновь выпус­каемых акций;

— доля акционерного капитала местного участника (спон­сора) проекта не обязательно должна быть в денежной форме.

Ориентировочная структура финансирования проектов с уча­стием ЕБРР представлена на рис. 8.1.

 

Рис. 8.1. Ориентировочная структура финансирования проектов

 

Все проекты оцениваются с позиции страновых стратегий, которые утверждаются акционерами и служат основой банков­ских операций и выбора приоритетов решаемых задач.

Основными получателями финансирования являются совме­стные предприятия и прежде всего с участием иностранного ка­питала. Минимальная сумма кредита традиционно составляет 5 млн.ЭКЮ. Это значит, что Банк, как правило, не предоставляет прямого финансирования мелким и средним предприятиям, хотя все же имеет ряд инструментов для работы с ними: кредитные линии, гарантии, фонды для акционерного и первоначального капиталов и др.

Условия кредита учитывают конкретные требования проек­тов. Они могут обеспечиваться активами участников (спонсоров) проектов, быть преобразованными в акции или предусматривать участие в акционерном капитале предприятия. Кредиты выдают­ся в любой валюте, преимущественно в долларах США, герман­ских марках и ЭКЮ. Кредитуя частные предприятия, Банк не требует гарантий правительства данной страны.

Инвестирование в акционерные капиталы имеет разнообразные формы, в том числе подписку на обыкновенные и привилегиро­ванные акции. При этом Банк рассчитывает на получение соот­ветствующего дохода от вложенных средств.

Ввиду ограниченности капитала по сравнению с потребно­стями региона Банк не практикует долгосрочные инвестиции, приобретение контрольных пакетов акций предприятий и при­нятие на себя ответственности за управление ими.

Банк может гарантировать размещение акций государственных и частных предприятий, а также брать обязательство подписы­ваться в будущем на определенную их часть. Однако это проис­ходит только в случае, когда эффективность предприятия может быть существенно повышена.

ЕБРР помогает также заемщикам в получении доступа к капи­талу путем предоставления гарантий. При этом максимальный риск должен поддаваться измерению и быть приемлемым для Банка.

Банк предоставляет кредиты по рыночным ставкам с учетом возможных рисков. Процентные ставки устанавливаются с мар­жой выше базовой рыночной ставки — обычно это ЛИБОР. Кредиты предоставляются под плавающую или фиксированную ставку и в сочетании с рядом инструментов хеджирования.

Размер кредитной маржи отражает страновые и коммерче­ские риски в соответствии с конъюнктурой рынка синдициро­ванных кредитов. Кредиты обычно предоставляются на срок от 5 до 10 лет в зависимости от условий конкретной операции. При кредитовании инфраструктурных проектов государственного сек­тора экономики сроки кредита могут достигать 15 лет.

Погашение основной суммы происходит по частям, равными долями раз в полугодие. Кредиты погашаются в той же валюте, в которой были выданы. Банк рассматривает возможность фонди­рования кредитов в местных валютах.

При подписании кредитного соглашения Банк взимает одно­разовый сбор на покрытие административных расходов по разра­ботке и структуризации проектов, а также ежегодную комиссию за обязательство по неиспользованным суммам кредита. Кроме того, Банку возмещаются фактические расходы по экспертизе проектов и затраты на подготовку соответствующей документа­ции.

Финансируемые ЕБРР предприятия обязаны страховать тра­диционные риски, к числу которых Банк не относит политиче­ские риски и риски неконвертируемости местной валюты. Банк также требует обеспечения кредита активами участников проек­та: закладными на недвижимое и движимое имущество, переус­тупкой выручки предприятия, залогом его акций, принадлежа­щих учредителям, переуступкой прав на получение страхового возмещения и др.

Управление и организационная структура. Высшим органом управления ЕБРР является Совет управляющих, возглавляемый избираемым председателем и двумя заместителями председателя. Численный состав Совета управляющих соответствует количест­ву акционеров Банка.

Исполнительным органом является Совет директоров ЕБРР, состоящий из президента, четырех вице-президентов и 23 дирек­торов, каждый из которых представляет одну или несколько стран или организаций—акционеров Банка. Совет директоров несет ответственность за руководство общей деятельностью Бан­ка. Президент председательствует на Совете директоров, управ­ляет текущей деятельностью Банка и несет ответственность за организацию работы и назначение сотрудников. Организацион­ная структура ЕБРР представлена на рис. 8.2.

Каждый член Совета директоров входит в одну из трех обра­зованных при нем комиссий: ревизионную, по бюджетным и ад­министративным вопросам, по финансовой и операционной по­литике.

К компетенции ревизионной комиссии относятся вопросы назначения и объемов работы независимых аудиторов, а также финансового отчета и общих принципов бухгалтерского учета, разрешений на производство расходов, системы контроля, поли тики в области закупок товаров и услуг и оценки проектов.

Рис. 8.2. Организационная структура ЕБРР

 

Комиссия по бюджетным и административным вопросам от­вечает за общие бюджетные принципы, предложения, процедуры и отчеты. Кроме того, она рассматривает кадровые, администра­тивные и организационные вопросы.

Комиссия по финансовой и операционной политике отвечает за вопросы финансовой политики, общие принципы проведения операций, а также процедур и норм отчетности.

Общий отдел, входящий в банковский департамент, включает штат старших советников по различным вопросам банковской деятельности.

Группа территориальных отделов включает десять подразде­лений, каждое из которых курирует одну или несколько стран.

Группа отраслевых отделов состоит из одиннадцати подраз­делений: агробизнеса, недвижимости и туризма, обучения и « профессиональной подготовки, приватизации и структурной пе­рестройки, природных ресурсов, связи, транспорта и экологиче­ской инфраструктуры, финансовых учреждений, энергетики, энергоэффективности, ядерной безопасности.

Группа отделов операционной поддержки включает пять подразделений: закупок товаров и услуг и технической поддерж­ки, операционного управления, официального софинансирова- ния, привлечения бизнеса, экологической оценки. Характер функций этих подразделений очевиден из названий отделов.

Другие департаменты Банка выполняют функции, во многом схожие с функциями соответствующих подразделений других крупных банков.

Деятельность в России. Главной задачей деятельности ЕБРР в Российской Федерации является помощь развитию банковских и финансовых организаций, посредством которых мелкие и сред­ние предприятия получают возможность доступа к финансиро­ванию на приемлемых для них условиях. Кроме того, Банк осу­ществляет финансовое посредничество, содействует развитию рынков капитала, торговой сферы, укреплению нормативной базы и др.

Помимо представительства в Москве, ЕБРР имеет три регио­нальных представителя: в С.-Петербурге, Волгограде, Владиво­стоке. Он осуществляет деятельность почти в 60% регионов Рос­сийской Федерации, участвуя в ряде разнообразных проектов. В связи с относительной ограниченностью его ресурсов основное

внимание уделяется четырем регионам: С.-Петербург, Екатерин­бург, Краснодар, Владивосток.

Советом директоров в1995 г. было одобрено участие Банка (в виде кредитов или вложений в акционерные капиталы) в 43 частных и государственных проектах страны на сумму 1,4 млрд.долл. США, а также в некоторых региональных проектах с участием России. Кроме того, Российская Федерация является крупнейшим получателем ресурсов ЕБРР (110 млн.долл. США) в части технического сотрудничества. Это безвозмездные средства, предназначенные для подготовки отдельных проектов до уровня, когда по ним может быть принято решение о кредитовании или вложении в акционерный капитал.

Финансирование всех проектов осуществляется в рамках не­скольких программ деятельности ЕБРР в России:

— Региональные фонды венчурного капитала;

— Фонд для мелких предприятий России;

— Инвестиционные фонды;

— Развитие финансовых учреждений;

— Поддержка предприятий.

Региональные фонды венчурного капитала (РФВК) предназна­чены для инвестирования средств в качестве нового акционер­ного капитала в средние (до 5 000 чел.), приватизированные по правительственной программе, и другие частные предприятия для финансирования коммерчески эффективных проектов. Ка­питал Банка в каждом (кроме одного) из 11 таких фондов со­ставляет 1/3 общей величины и дополняется до 30 млн.долл. США средствами правительственного участника.

Каждый РФВК действует в пределах своего региона и имеет дело лишь с сильными на внутреннем рынке предприятиями, но не обязательно имеющими иностранного партнера или полу­чающими выручку в твердой валюте. Эти фонды, не являясь держателями контрольных пакетов акций, обязаны выступать влиятельными акционерами.

Размер инвестиций РФВК составляет от 300 тыс. до 3 млн. долл. США. Они не имеют права сотрудничать с предприятиями, профиль деятельности которых подпадает под “черный” список ЕБРР, например, производство табака и табачных изделий, крепких спиртных напитков, вооружений и др. Срок функцио­нирования каждого РФВК ограничен 10 годами.

Фонд мелких предприятий России (ФМПР), учрежденный ЕБРР в размере 300 млн.долл. США, предназначен в первую очередь для предоставления кредитов вновь создаваемым и рас­ширяющимся действующим мелким (до 50 чел.) предприятиям, если они не смогли получить их у местных банков. Размер этих кредитов не превышает 50, иногда 75 тыс.долл. США и выдается на срок до 2 лет.

Кроме того, ФМПР может выдавать кредиты в рублевом эк­виваленте индивидуальным предпринимателям и фирмам с чис­ленностью работников до 20 чел. на более короткие сроки. Та­кие кредиты выдаются через определенные местные банки, а их размер колеблется от 0,1 до 30 тыс. долл. США. В любом случае до предоставления кредита проводится анализ платежеспособно­сти заемщиков.

ЕБРР действует и посредством сотрудничества с рядом инве­стиционных фондов, вкладывающих средства в различные част­ные, в том числе совместные предприятия. В качестве примера можно отметить Российский инвестиционный фонд “Франлин- гтон”, имеющий капитал в размере 65 млн.долл. США, 1/4 часть которого принадлежит ЕБРР. Фонд осуществляет инвестиции в размере от 0,5 до 2,5 млн.долл. США и не приобретает более 20% акций предприятий.

Другим примером служит Первый региональный фонд СНГ, имеющий капитал 160 млн.долл.США, 1/8 часть которого вло­жена ЕБРР и около 10% — МФК. Фонд осуществляет инвести­ции в предприятия, действующие на территории России и стран СНГ.

Программа развития финансовых учреждений (ПРФУ) в разме­ре 300 млн.долл. США предусматривает выделение, а также опе­рационную, техническую и финансовую поддержку группе из 30—40 российских банков, которые должны в будущем сыграть решающую роль в перестройке экономики страны: Банк “Санкт- Петербург”, Промстройбанк, Мосбизнесбанк, банк “Столич­ный”, Токобанк, Уралпромстройбанк и др. — аккредитованы при ПРФУ. Программа осуществляется с участием Всемирного Банка (200 млн.долл. США) и правительства страны. Доля ЕБРР составляет 1/3 общего капитала.

В рамках ПРФУ Банк осуществляет совместное с отдельными местными банками финансирование частного сектора экономи­ки путем переуступки им кредитных ресурсов при посредничест­ве министерства финансов страны.

Программа поддержки предприятий предусматривает в рамках рассмотренной выше ПРФУ функционирование кредитной ли­нии на сумму 300 млн.долл. США, финансируемой ЕБРР совме­стно со Всемирным Банком. Программа гарантируется и органи­зуется Правительством Российской Федерации в сотрудничестве с ЕБРР и Всемирным Банком. Задачей программы является пре­доставление посредством ряда местных банков, имеющих отно­шение к ПРФУ, кредитов для модернизации и структурной пе­рестройки крупных и средних частных (не менее чем на 75%) предприятий.

К числу крупнейших утвержденных проектов ЕБРР в Рос­сийской Федерации относятся:

— строительство и эксплуатация сети сотовой связи в Моск­ве и области (частный);

— подготовка ряда банков к использованию кредитной ли­нии и других инвестиций (государственный);

— разработка нефтяного промысла за Полярным кругом в Тимано-Печерском регионе (частный);

— разработка нового нефтяного месторождения в Тюмен­ской области (частный);

— восстановление западносибирских нефтегазопромыслов (го­сударственный) .

Результаты деятельности Банка отражаются в его балансе (табл. 8.2)

Таблица 8.2. Баланс ЕБРР, тыс. ЭКЮ

Активы

01.01.94

01.01.95

Размещение капитала и

   

долговые обязательства

4051124

4235844

Кредиты и инвестиции в акции

505562

1054602

Прочие активы

895033

1217362

Имущество и оборудование

74089

71698

Простые векселя, выданные

273781

256793

Подписной капитал

1236850

691845

Всего

7036439 7528144

 

 

Пассивы

   

 

Заемные средства

3129750

3610387

Прочие пассивы

937413

943944

Акционерный капитал

2969276

2973813

в том числе:

   

оплаченный капитал

2965125

2965125

резервы

17175

33784

убытки предыдущих периодов

-17144

-26109

прибыли за год

4120

1013

Всего

7036439

7528144

Забалансовые статьи

Взятые обязательства

2268540

3183594