Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Организационно-правовые и национальные особенности центральных банков мира

Рубрика: Банковские системы в мире

Центральные эмиссионные банки создавались двумя путями: на базе крупнейших коммерческих банков, в которых с развити­ем кредитной системы происходила концентрация банкнотной эмиссии, и путем образования центрального эмиссионного банка государством.

Рассмотрим более подробно происхождение и особенности центральных банков ведущих промышленно развитых стран.

Великобритания

Банк Англии является одним из старейших банков мира, он был создан в1694 г. как первый акционерный коммерческий банк. В условиях острой потребности государства в финансовых средствах Банк предоставлял кредиты правительству, за что по­лучил право на эмиссию банкнот, беспрепятственно обменивав­шихся на металлические деньги. Кроме того, Банку Англии было предоставлено право размещения государственных займов, в ре­зультате чего была сформирована система управления государст­венным долгом через этот Банк.

В1844 г. актом Р. Пиля Банк Англии в законодательном по­рядке получил право на эмиссию банкнот. Обращавшиеся ста­рые банкноты были заменены новыми, которые должны были на 100% обеспечиваться золотом, за исключением 14 млн. фунтов стерлингов фидуциарной эмиссии, т.е. не покрытых золотом банкнот.

После Второй мировой войны, в1946 г. Банк Англии был национализирован. Наряду с определением денежной политики ему было также предоставлено право контроля за банками.

Высший орган банка — Директорат, состоящий из четырех штатных директоров и 12 директоров-заместителей. Он возглав­ляется управляющим и заместителем, назначаемыми на пять лет. Директора по совместительству являются представителями веду­щих банков и концернов промышленности и торговли. Директо­рат отвечает за денежную политику банка и работает в тесном контакте с правительством.

США

Первая попытка основать центральный банк — Банк Север­ной Америки — была предпринята в1781 г., но этот банк про­существовал всего несколько лет. В1791 г. был создан Первый банк, организованный по образцу Банка Англии, который полу­чил полномочия на 20 лет, по истечении их он прекратил свое существование. В1816 г. был создан Второй банк, также с кон­цессией на 20 лет. Затем наступил период так называемого бан­ковского анархизма, который продолжался до конца Граждан­ской войны 1861—1865 гг.

Конец банковской анархии положил Национальный бан­ковский акт1863 г., который предоставил право банкнотной эмиссии национальным банкам, т.е. банкам, подчиненным фе­деральному законодательству. Эмиссия штатных банков, т.е. подчиненных законодательству отдельных штатов, законом1865 г. была обложена налогом в 10%, что фактически означало ее запрещение.

Особенностью системы банкнотной эмиссии с 1863 до 1913 гг. являлось обязательное обеспечение банкнот облигациями госу­дарственных займов.

Федеральным резервным актом от 23 декабря1913 г. была создана новая система эмиссионных банков — Федеральная ре­зервная система (ФРС). Вся территория США была разделена на 12 округов, в каждом из которых был учрежден Федеральный резервный банк с капиталом не менее 4 млн. долл. Банкноты — федеральные резервные билеты — обеспечивались на 40% золо­том и на 60% векселями на срок до трех месяцев.

В организационной структуре ФРС можно выделить следую­щие органы управления системой:

— Совет управляющих ФРС — высший административный орган, состоящий из семи членов, назначаемых президентом США (с одобрения Сената), осуществляет руководство опера­циями системы на всех этапах и во всех сферах, регламентиру­ет и контролирует деятельность резервных банков;

— Федеральный комитет по операциям на открытом рынке, в который входят все члены Совета управляющих ФРС и пять представителей, избранных федеральными резервными банками;

— Федеральный консультативный совет, который состоит из 12 членов, назначаемых федеральными резервными банками. Совет представляет рекомендации по вопросам деятельности ФРС, особенно по вопросам кредитной политики, операций с золотом, эмиссии банкнот и операций с иностранными банками;

— 12 Федеральных резервных банков в 12 округах: Нью- Йорк, Бостон, Филадельфия, Кливленд, Ричмонд, Атланта, Чи­каго, Сент-Луис, Миннеаполис, Канзас-Сити, Даллас и Сан- Франциско;

— 5,8 тыс. банков — членов ФРС, на долю которых прихо­дится около 75% всех активов коммерческих банков США.

ФРГ

В Германии к началу 70-х гг. XIX в. в результате политиче­ского объединения сложилась единая денежно-кредитная систе­ма. В марте1875 г. был создан центральный эмиссионный банк — Рейхсбанк, который получил монопольное право на эмиссию банкнот, хотя до1935 г. еще существовали частные эмиссионные банки.

До1924 г. руководство Рейхсбанком осуществлялось рейхс­канцлером, президентом Рейхсбанка и правлением. В1924 г. был принят новый банковский закон, объявивший Рейхсбанк не за­висимым от правительства. Кроме того, был установлен кон­троль стран-победительниц над Рейхсбанком через созданный при нем Генеральный Совет. Совет наполовину состоял из ино­странных представителей, была введена также специальная должность комиссара по наблюдению за эмиссией банкнот Рейхсбанка.

С приходом к власти фашистов в1933 г. Генеральный Совет был упразднен, а в1934 г. принят Закон о кредитной системе, который предоставил Рейхсбанку исключительные права по от­ношению ко всей кредитной системе.

В1939 г. был издан Закон о Рейхсбанке, который полностью подчинил его фюреру и рейхсканцлеру. Перед Рейхсбанком была поставлена задача — мобилизация всех финансовых ресурсов для подготовки к войне. Во время Второй мировой войны Рейхсбанк представлял собой также центр финансового ограбления оккупи­рованных и зависимых стран.

После окончания войны в советской зоне оккупации все от­деления Рейхсбанка были закрыты, а в западной части Германии на базе отделений Рейхсбанка в каждой земле был создан цен­тральный банк по типу федеральных резервных банков США.

В феврале1948 г. был создан Банк немецких земель, слияни­ем которого с центральными банками земель в соответствии с Законом о Немецком федеральном банке1957 г. образовался центральный банк ФРГ — Немецкий федеральный банк (Бундесбанк).

Руководящие органы Бундесбанка:

— Совет центрального банка — высший орган, определяет направление деятельности правления банка. Состоит из прези­дента, вице-президента и президентов центральных банков зе­мель;

— Директорат — высший исполнительный орган, отвечает за проведение в жизнь решений Совета Бундесбанка и практически осуществляет связи с другими государственными ведомствами, выполняет операции на открытом рынке и валютные операции;

— центральные банки земель — управления Бундесбанка на местах. Выполняют все операционные функции на территории земель и ведают сетью отделений, снабжающих коммерческие банки наличными деньгами.

Франция

Первым центральным банком, учрежденным в1716 г. во Фран­ции шотландцем Джоном JIo, был Банк Женераль, который в1718 г. был переименован в Королевский банк и национализиро­ван. Акции были реализованы на 1/4 наличными и на 3/4 госу­дарственными долговыми обязательствами. Затем в результате сильного падения курса акций Королевский банк «пошел с мо­лотка».

В начале XIX столетия была предпринята новая попытка создать центральный банк Франции. По решению первого кон­сула Наполеона Бонапарта в1800 г. был образован Банк Фран­ции как акционерный и частный банк. С1806 г. он получил исключительное право на выпуск банкнот, а с1848 г., подчи­нив себе провинциальные банки, стал единственным эмисси­онным банком Франции.

После Второй мировой войны в1945 г. Банк Франции был национализирован. Во всех важнейших пунктах Франции он имеет филиалы, бюро и отделы.

Во главе Банка Франции стоят управляющий и два его замес­тителя, которые назначаются президентом республики на неог­раниченный срок. Принципиальные финансовые решения и ру­ководство банком осуществляет Генеральный совет Банка, со­стоящий из 12 членов, семь из них назначаются министром фи­нансов.

Банк контролируется казначейством и министерством фи­нансов.

Япония

Центральный банк Японии был создан в1882 г. на срок 30 лет, после чего срок был продлен еще на 30 лет, а с1979 г. цен­тральный банк получил бессрочный статус. Банк Японии полу­чил монопольное право на эмиссию банкнот, так как функцио­нирующие ранее «национальные банки» прекратили свое сущест­вование.

С1895 г. банкноты Банка Японии стали обмениваться на се­ребряные монеты, а в1897 г. Япония установила систему золо­того монометаллизма, что способствовало развитию внешней торговли страны.

В1917 г. Япония прекратила обратимость банкнот в золото, которая затем была восстановлена в 1930—1931 гг. В период обо­стрения мирового экономического кризиса золотой стандарт в Японии был окончательно отменен. *

Деятельность Банка Японии определена законом1942 г., ко­торый в1979 г. был несколько модернизирован.

Основной капитал Банка Японии лишь на 55% принадлежит государству, а 45% — частным акционерам (финансовым инсти­тутам, страховым компаниям и частным лицам).

Возглавляет Банк Японии Политический совет, в который входят семь членов: управляющий, министр финансов, предста­витель планово-экономического управления и четыре представи­теля крупнейших банков, промышленных и торговых концернов.

Последние назначаются правительством на срок до четырех лет. Председателем Политического совета является управляющий Банка. Закон обязывает Политический совет тесно взаимодейст­вовать с министерством финансов и консультироваться в соот­ветствующей комиссии министерства финансов по определен­ным вопросам.

Оперативную работу Банка Японии направляет специальный исполнительный орган, в который входят управляющий, замес­титель управляющего, три директора и три советника.

Банк Японии, штаб-квартира которого находится в Токио, имеет филиалы и отделения в стране, а также представительства в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Франкфурте-на-Майне и Гонконге.

Как видим, организационно-правовые основы центральных банков ведущих промышленно развитых стран неоднородны. По характеру собственности банки можно разделить на следующие виды:

1) государственные, капитал которых принадлежит государству. Так, 100% капитала центрального банка принадлежит госу­дарству в Великобритании, ФРГ, Франции, России, Дании и Нидерландах;

2) акционерные: в США 100% капитала федеральных резервных банков находится в собственности банков—членов ФРС; в Италии 100% капитала центрального банка принадлежит банкам и страховым компаниям;

3) смешанные: в Японии (55% — в собственности государства и 45% — частных лиц) и в Швейцарии (57% — в собственности кантонов и 43% — частных лиц).

Доля собственности государства в капитале центрального банка

является важнейшим фактором, определяющим его место в эко­номике страны, которое в значительной степени зависит от на­циональных традиций и особенностей развития банковской сис­темы.

Однако наиболее не зависимыми от государства являются ФРС США и Немецкий федеральный банк, хотя в США капи­тал федеральных резервных банков принадлежит банкам- членам ФРС, а в ФРГ — государству. Следовательно, 100%-ное участие государства в капитале центрального банка является больше вопросом престижа и традиций. Например, централь­ный банк Италии, хотя и находится в собственности банков и страховых компаний, является более зависимым от государст­венных органов.

Вторым фактором, определяющим независимость централь­ного банка от государства, является процедура назначения или выбора руководства банка. По этому признаку центральные банки можно сгруппировать по странам.

Первая группа — страны, в которых руководящие органы цен­трального банка (Президент и члены Директората) назначаются правительством или избираются из предложенных правительством кандидатур. К этой группе относятся Австрия, Великобритания, Дания, Россия, США, Франция, ФРГ, Швейцария, Япония.

Ко второй группе принадлежит Италия, где Президент цен­трального банка назначается Советом управляющих Банка, в ко­торый не входят политические деятели, а затем должен быть одобрен Советом Министров и утвержден Президентом страны.

К третьей группе относятся Нидерланды, где решение о на­значении принимает Совет министров на основе кандидатур, предложенных центральным банком.

В большинстве промышленно развитых стран руководство центрального банка не может быть отозвано ранее установленного срока. Исключение представляют собой центральные банки Ита­лии, Франции, России, которые более зависимы от государства.

Третьим фактором, отражающим независимость централь­ного банка, является степень подробности определения в законода­тельстве целей и задач его деятельности. Этим устанавливаются, во-первых, рамки свободы деятельности центрального банка, во- вторых, в законодательном порядке определяются его полномо­чия. Так, в Австрии, Дании, Франции, ФРГ, Швейцарии и Япо­нии основные цели и сфера деятельности отражены в конститу­ции или подробно изложены в законах о центральном банке и банковской деятельности.

Например, в ФРГ цели и область функционирования цен­трального банка определены Конституцией, которая формулиру­ет основную задачу Немецкого федерального банка как обеспе­чение стабильности национальной валюты. Кроме того, Законом о Немецком федеральном банке1957 г. перед ним поставлены следующие основные задачи: регулирование денежного обраще­ния и кредитного обеспечения экономики, осуществление пла­тежного оборота. Причем в этом Законе подчеркивается, что Банк поддерживает экономическую политику правительства лишь в той мере, в какой она не противоречит сохранению по­купательной силы денег.

В таких странах, как США, Швеция, Италия, в законодатель­стве задачи центрального банка сформулированы лишь в общих чертах.

Банк Англии представляет собой исключение, так как его за­дачи не зафиксированы ни в законодательном порядке, ни пред­писаниями казначейства. Эти задачи базируются на национальных традициях в этой области, основанных на исторических докумен­тах.

Четвертым фактором независимости центрального банка яв­ляется законодательно установленное право государственных орга­нов на их вмешательство в денежно-кредитную политику.

Наиболее низкой степенью независимости в этом плане об­ладают центральные банки Франции и Италии. Определение направления денежно-кредитной политики в этих странах в за­конодательном порядке передано правительству. Центральный банк является лишь консультантом и должен выполнять реше­ния правительства.

В таких странах, как Великобритания, Нидерланды, Швеция и Япония, законодательно установлена возможность государст­венных органов вмешиваться в политику центрального банка.

В Австрии и Дании законодательно не предусмотрено вмеша­тельство государства в денежно-кредитную политику, но цен­тральный банк обязан координировать свою политику с эконо­мической политикой правительства.

И, наконец, центральные банки ФРГ и Швейцарии по этому признаку являются наиболее независимыми, так как в законода­тельстве этих стран отсутствует право государства на вмешатель­ство в денежную политику центрального банка. Кроме того, в отличие от Федеральной резервной системы США Немецкий федеральный банк не подотчетен парламенту.

Пятый фактор независимости центрального банка — наличие законодательного ограничения кредитования правительства.

По этому признаку независимыми являются центральные банки Австрии, Нидерландов и ФРГ.

Меньшая степень независимости предоставляется во Фран­ции и в Японии, где объем кредитования правительства утвер­ждается парламентом страны и предусмотрен законодательством.

Третью группу стран составляют Дания, Италия, Швеция и Швейцария, в которых формально не существует ограничения объема кредитования правительства. Это свидетельствует о большей степени зависимости центрального банка по этому при­знаку от государства.

В Великобритании и США распределение кредитов государ­ству осуществляется при участии центрального банка на откры­том рынке.

Таким образом, все эти пять факторов независимости цен­трального банка свидетельствуют о месте его в экономике про­мышленно развитых стран, влиянии на экономические процессы при помощи предоставленного ему законом инструментария ре­гулирования, о степени зависимости от правительства и об осо­бой роли в денежно-кредитной системе страны.