Организационно-правовые и национальные особенности центральных банков мира
Рубрика: Банковские системы в миреЦентральные эмиссионные банки создавались двумя путями: на базе крупнейших коммерческих банков, в которых с развитием кредитной системы происходила концентрация банкнотной эмиссии, и путем образования центрального эмиссионного банка государством.
Рассмотрим более подробно происхождение и особенности центральных банков ведущих промышленно развитых стран.
Великобритания
Банк Англии является одним из старейших банков мира, он был создан в1694 г. как первый акционерный коммерческий банк. В условиях острой потребности государства в финансовых средствах Банк предоставлял кредиты правительству, за что получил право на эмиссию банкнот, беспрепятственно обменивавшихся на металлические деньги. Кроме того, Банку Англии было предоставлено право размещения государственных займов, в результате чего была сформирована система управления государственным долгом через этот Банк.
В1844 г. актом Р. Пиля Банк Англии в законодательном порядке получил право на эмиссию банкнот. Обращавшиеся старые банкноты были заменены новыми, которые должны были на 100% обеспечиваться золотом, за исключением 14 млн. фунтов стерлингов фидуциарной эмиссии, т.е. не покрытых золотом банкнот.
После Второй мировой войны, в1946 г. Банк Англии был национализирован. Наряду с определением денежной политики ему было также предоставлено право контроля за банками.
Высший орган банка — Директорат, состоящий из четырех штатных директоров и 12 директоров-заместителей. Он возглавляется управляющим и заместителем, назначаемыми на пять лет. Директора по совместительству являются представителями ведущих банков и концернов промышленности и торговли. Директорат отвечает за денежную политику банка и работает в тесном контакте с правительством.
США
Первая попытка основать центральный банк — Банк Северной Америки — была предпринята в1781 г., но этот банк просуществовал всего несколько лет. В1791 г. был создан Первый банк, организованный по образцу Банка Англии, который получил полномочия на 20 лет, по истечении их он прекратил свое существование. В1816 г. был создан Второй банк, также с концессией на 20 лет. Затем наступил период так называемого банковского анархизма, который продолжался до конца Гражданской войны 1861—1865 гг.
Конец банковской анархии положил Национальный банковский акт1863 г., который предоставил право банкнотной эмиссии национальным банкам, т.е. банкам, подчиненным федеральному законодательству. Эмиссия штатных банков, т.е. подчиненных законодательству отдельных штатов, законом1865 г. была обложена налогом в 10%, что фактически означало ее запрещение.
Особенностью системы банкнотной эмиссии с 1863 до 1913 гг. являлось обязательное обеспечение банкнот облигациями государственных займов.
Федеральным резервным актом от 23 декабря1913 г. была создана новая система эмиссионных банков — Федеральная резервная система (ФРС). Вся территория США была разделена на 12 округов, в каждом из которых был учрежден Федеральный резервный банк с капиталом не менее 4 млн. долл. Банкноты — федеральные резервные билеты — обеспечивались на 40% золотом и на 60% векселями на срок до трех месяцев.
В организационной структуре ФРС можно выделить следующие органы управления системой:
— Совет управляющих ФРС — высший административный орган, состоящий из семи членов, назначаемых президентом США (с одобрения Сената), осуществляет руководство операциями системы на всех этапах и во всех сферах, регламентирует и контролирует деятельность резервных банков;
— Федеральный комитет по операциям на открытом рынке, в который входят все члены Совета управляющих ФРС и пять представителей, избранных федеральными резервными банками;
— Федеральный консультативный совет, который состоит из 12 членов, назначаемых федеральными резервными банками. Совет представляет рекомендации по вопросам деятельности ФРС, особенно по вопросам кредитной политики, операций с золотом, эмиссии банкнот и операций с иностранными банками;
— 12 Федеральных резервных банков в 12 округах: Нью- Йорк, Бостон, Филадельфия, Кливленд, Ричмонд, Атланта, Чикаго, Сент-Луис, Миннеаполис, Канзас-Сити, Даллас и Сан- Франциско;
— 5,8 тыс. банков — членов ФРС, на долю которых приходится около 75% всех активов коммерческих банков США.
ФРГ
В Германии к началу 70-х гг. XIX в. в результате политического объединения сложилась единая денежно-кредитная система. В марте1875 г. был создан центральный эмиссионный банк — Рейхсбанк, который получил монопольное право на эмиссию банкнот, хотя до1935 г. еще существовали частные эмиссионные банки.
До1924 г. руководство Рейхсбанком осуществлялось рейхсканцлером, президентом Рейхсбанка и правлением. В1924 г. был принят новый банковский закон, объявивший Рейхсбанк не зависимым от правительства. Кроме того, был установлен контроль стран-победительниц над Рейхсбанком через созданный при нем Генеральный Совет. Совет наполовину состоял из иностранных представителей, была введена также специальная должность комиссара по наблюдению за эмиссией банкнот Рейхсбанка.
С приходом к власти фашистов в1933 г. Генеральный Совет был упразднен, а в1934 г. принят Закон о кредитной системе, который предоставил Рейхсбанку исключительные права по отношению ко всей кредитной системе.
В1939 г. был издан Закон о Рейхсбанке, который полностью подчинил его фюреру и рейхсканцлеру. Перед Рейхсбанком была поставлена задача — мобилизация всех финансовых ресурсов для подготовки к войне. Во время Второй мировой войны Рейхсбанк представлял собой также центр финансового ограбления оккупированных и зависимых стран.
После окончания войны в советской зоне оккупации все отделения Рейхсбанка были закрыты, а в западной части Германии на базе отделений Рейхсбанка в каждой земле был создан центральный банк по типу федеральных резервных банков США.
В феврале1948 г. был создан Банк немецких земель, слиянием которого с центральными банками земель в соответствии с Законом о Немецком федеральном банке1957 г. образовался центральный банк ФРГ — Немецкий федеральный банк (Бундесбанк).
Руководящие органы Бундесбанка:
— Совет центрального банка — высший орган, определяет направление деятельности правления банка. Состоит из президента, вице-президента и президентов центральных банков земель;
— Директорат — высший исполнительный орган, отвечает за проведение в жизнь решений Совета Бундесбанка и практически осуществляет связи с другими государственными ведомствами, выполняет операции на открытом рынке и валютные операции;
— центральные банки земель — управления Бундесбанка на местах. Выполняют все операционные функции на территории земель и ведают сетью отделений, снабжающих коммерческие банки наличными деньгами.
Франция
Первым центральным банком, учрежденным в1716 г. во Франции шотландцем Джоном JIo, был Банк Женераль, который в1718 г. был переименован в Королевский банк и национализирован. Акции были реализованы на 1/4 наличными и на 3/4 государственными долговыми обязательствами. Затем в результате сильного падения курса акций Королевский банк «пошел с молотка».
В начале XIX столетия была предпринята новая попытка создать центральный банк Франции. По решению первого консула Наполеона Бонапарта в1800 г. был образован Банк Франции как акционерный и частный банк. С1806 г. он получил исключительное право на выпуск банкнот, а с1848 г., подчинив себе провинциальные банки, стал единственным эмиссионным банком Франции.
После Второй мировой войны в1945 г. Банк Франции был национализирован. Во всех важнейших пунктах Франции он имеет филиалы, бюро и отделы.
Во главе Банка Франции стоят управляющий и два его заместителя, которые назначаются президентом республики на неограниченный срок. Принципиальные финансовые решения и руководство банком осуществляет Генеральный совет Банка, состоящий из 12 членов, семь из них назначаются министром финансов.
Банк контролируется казначейством и министерством финансов.
Япония
Центральный банк Японии был создан в1882 г. на срок 30 лет, после чего срок был продлен еще на 30 лет, а с1979 г. центральный банк получил бессрочный статус. Банк Японии получил монопольное право на эмиссию банкнот, так как функционирующие ранее «национальные банки» прекратили свое существование.
С1895 г. банкноты Банка Японии стали обмениваться на серебряные монеты, а в1897 г. Япония установила систему золотого монометаллизма, что способствовало развитию внешней торговли страны.
В1917 г. Япония прекратила обратимость банкнот в золото, которая затем была восстановлена в 1930—1931 гг. В период обострения мирового экономического кризиса золотой стандарт в Японии был окончательно отменен. *
Деятельность Банка Японии определена законом1942 г., который в1979 г. был несколько модернизирован.
Основной капитал Банка Японии лишь на 55% принадлежит государству, а 45% — частным акционерам (финансовым институтам, страховым компаниям и частным лицам).
Возглавляет Банк Японии Политический совет, в который входят семь членов: управляющий, министр финансов, представитель планово-экономического управления и четыре представителя крупнейших банков, промышленных и торговых концернов.
Последние назначаются правительством на срок до четырех лет. Председателем Политического совета является управляющий Банка. Закон обязывает Политический совет тесно взаимодействовать с министерством финансов и консультироваться в соответствующей комиссии министерства финансов по определенным вопросам.
Оперативную работу Банка Японии направляет специальный исполнительный орган, в который входят управляющий, заместитель управляющего, три директора и три советника.
Банк Японии, штаб-квартира которого находится в Токио, имеет филиалы и отделения в стране, а также представительства в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Франкфурте-на-Майне и Гонконге.
Как видим, организационно-правовые основы центральных банков ведущих промышленно развитых стран неоднородны. По характеру собственности банки можно разделить на следующие виды:
1) государственные, капитал которых принадлежит государству. Так, 100% капитала центрального банка принадлежит государству в Великобритании, ФРГ, Франции, России, Дании и Нидерландах;
2) акционерные: в США 100% капитала федеральных резервных банков находится в собственности банков—членов ФРС; в Италии 100% капитала центрального банка принадлежит банкам и страховым компаниям;
3) смешанные: в Японии (55% — в собственности государства и 45% — частных лиц) и в Швейцарии (57% — в собственности кантонов и 43% — частных лиц).
Доля собственности государства в капитале центрального банка
является важнейшим фактором, определяющим его место в экономике страны, которое в значительной степени зависит от национальных традиций и особенностей развития банковской системы.
Однако наиболее не зависимыми от государства являются ФРС США и Немецкий федеральный банк, хотя в США капитал федеральных резервных банков принадлежит банкам- членам ФРС, а в ФРГ — государству. Следовательно, 100%-ное участие государства в капитале центрального банка является больше вопросом престижа и традиций. Например, центральный банк Италии, хотя и находится в собственности банков и страховых компаний, является более зависимым от государственных органов.
Вторым фактором, определяющим независимость центрального банка от государства, является процедура назначения или выбора руководства банка. По этому признаку центральные банки можно сгруппировать по странам.
Первая группа — страны, в которых руководящие органы центрального банка (Президент и члены Директората) назначаются правительством или избираются из предложенных правительством кандидатур. К этой группе относятся Австрия, Великобритания, Дания, Россия, США, Франция, ФРГ, Швейцария, Япония.
Ко второй группе принадлежит Италия, где Президент центрального банка назначается Советом управляющих Банка, в который не входят политические деятели, а затем должен быть одобрен Советом Министров и утвержден Президентом страны.
К третьей группе относятся Нидерланды, где решение о назначении принимает Совет министров на основе кандидатур, предложенных центральным банком.
В большинстве промышленно развитых стран руководство центрального банка не может быть отозвано ранее установленного срока. Исключение представляют собой центральные банки Италии, Франции, России, которые более зависимы от государства.
Третьим фактором, отражающим независимость центрального банка, является степень подробности определения в законодательстве целей и задач его деятельности. Этим устанавливаются, во-первых, рамки свободы деятельности центрального банка, во- вторых, в законодательном порядке определяются его полномочия. Так, в Австрии, Дании, Франции, ФРГ, Швейцарии и Японии основные цели и сфера деятельности отражены в конституции или подробно изложены в законах о центральном банке и банковской деятельности.
Например, в ФРГ цели и область функционирования центрального банка определены Конституцией, которая формулирует основную задачу Немецкого федерального банка как обеспечение стабильности национальной валюты. Кроме того, Законом о Немецком федеральном банке1957 г. перед ним поставлены следующие основные задачи: регулирование денежного обращения и кредитного обеспечения экономики, осуществление платежного оборота. Причем в этом Законе подчеркивается, что Банк поддерживает экономическую политику правительства лишь в той мере, в какой она не противоречит сохранению покупательной силы денег.
В таких странах, как США, Швеция, Италия, в законодательстве задачи центрального банка сформулированы лишь в общих чертах.
Банк Англии представляет собой исключение, так как его задачи не зафиксированы ни в законодательном порядке, ни предписаниями казначейства. Эти задачи базируются на национальных традициях в этой области, основанных на исторических документах.
Четвертым фактором независимости центрального банка является законодательно установленное право государственных органов на их вмешательство в денежно-кредитную политику.
Наиболее низкой степенью независимости в этом плане обладают центральные банки Франции и Италии. Определение направления денежно-кредитной политики в этих странах в законодательном порядке передано правительству. Центральный банк является лишь консультантом и должен выполнять решения правительства.
В таких странах, как Великобритания, Нидерланды, Швеция и Япония, законодательно установлена возможность государственных органов вмешиваться в политику центрального банка.
В Австрии и Дании законодательно не предусмотрено вмешательство государства в денежно-кредитную политику, но центральный банк обязан координировать свою политику с экономической политикой правительства.
И, наконец, центральные банки ФРГ и Швейцарии по этому признаку являются наиболее независимыми, так как в законодательстве этих стран отсутствует право государства на вмешательство в денежную политику центрального банка. Кроме того, в отличие от Федеральной резервной системы США Немецкий федеральный банк не подотчетен парламенту.
Пятый фактор независимости центрального банка — наличие законодательного ограничения кредитования правительства.
По этому признаку независимыми являются центральные банки Австрии, Нидерландов и ФРГ.
Меньшая степень независимости предоставляется во Франции и в Японии, где объем кредитования правительства утверждается парламентом страны и предусмотрен законодательством.
Третью группу стран составляют Дания, Италия, Швеция и Швейцария, в которых формально не существует ограничения объема кредитования правительства. Это свидетельствует о большей степени зависимости центрального банка по этому признаку от государства.
В Великобритании и США распределение кредитов государству осуществляется при участии центрального банка на открытом рынке.
Таким образом, все эти пять факторов независимости центрального банка свидетельствуют о месте его в экономике промышленно развитых стран, влиянии на экономические процессы при помощи предоставленного ему законом инструментария регулирования, о степени зависимости от правительства и об особой роли в денежно-кредитной системе страны.