Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Сотрудничество центральных банков на межгосударственном уровне

Рубрика: Банковские системы в мире

Впервые сотрудничество центральных банков на межгосудар­ственном уровне проявилось при создании международного бан­ка центральных банков — Банка международных расчетов (БМР) в Базеле в1930 г. Организаторами его были центральные банки Англии, Франции, Италии, Германии, Бельгии, Японии и груп­па американских банков во главе с банкирским домом Моргана. Все эти банки подписали конвенцию со Швейцарией, на терри­тории которой функционирует Банк.

В настоящее время членами БМР являются центральные бан­ки 33 стран: всех стран Западной Европы, шести стран Восточной Европы, которые вступили в него в довоенные годы и остались его акционерами, а также США, Японии, Австралии, ЮАР и др.

Одной из задач БМР было облегчение расчетов по репараци­онным платежам Германии и военным долгам, а также содейст­вие сотрудничеству центральных банков и расчетов между ними. Главная же задача Банка — координация деятельности цен­тральных банков ведущих промышленно развитых стран.

Основателями, руководителями и клиентами БМР являются центральные банки. БМР осуществляет и операции с коммерче­скими банками, но лишь с согласия центрального банка соответ­ствующей страны.

Банк международных расчетов организован в форме акционер­ного общества с капиталом в 1,5 млрд. золотых франков. Органами управления его являются Общее собрание акционеров и Совет ди­ректоров в составе управляющих 13 центральных банков, в том чис­ле Германии, Бельгии, Франции, Великобритании, Италии.

В соответствии с Уставом БМР выполняет две главные функ­ции: оказывает содействие сотрудничеству между центральными банками и обеспечивает благоприятные условия для междуна­родных финансовых операций; в качестве доверенного лица или агента проводит международные расчеты между своими членами.

В соответствии с этими функциями БМР выполняет следую­щие операции:

— куплю и продажу золота;

— депозитно-ссудные операции с центральными банками;

— прием правительственных вкладов по особым соглашениям;

— операции с валютой и ценными бумагами (кроме акций);

— операции на мировых рынках (валют, кредитов, ценных бумаг, золота) в качестве агента или корреспондента централь­ных банков;

— заключение соглашений с центральными банками в целях содействия взаимным международным расчетам.

Операции БМР свидетельствуют о его роли как банка цен­тральных банков. Так, основным источником его ресурсов явля­ются краткосрочные вклады (до трех месяцев) центральных бан­ков в иностранной валюте или золоте; для выплаты процентов Банк размещает их на рыночных условиях в других центральных банках, международных организациях или банках-корреспон- дентах.

В то же время основной активной операцией Банка являются кредиты в иностранной валюте, предоставляемые центральным банкам.

Кроме того, БМР выполняет ряд других функций как орга­низатор сотрудничества между центральными банками: проведе­ние международных операций, взаимные консультации по ва­лютно-финансовым вопросам, агентские функции. В частности, с 70-х гг. Банк проводит операции своп с центральными банка­ми по регулированию курсовых колебаний валют при помощи валютной интервенции. По поручению центральных банков БМР выполняет также функцию наблюдения за состоянием и деятельностью еврорынка.

Сотрудничество центральных банков на межгосударственном уровне было продолжено после Второй мировой войны в рамках создания Европейского платежного союза (1950—1958 гг.), кото­рый позволил европейским странам возобновить товарообмен, несмотря на сохранившуюся неконвертируемость национальных валют. Европейский платежный союз (ЕПС) был создан для ре­шения специфических задач и после их решения был распущен, т.е. представлял собой временный компромисс в сложившихся после войны условиях в Западной Европе.

Необходимость в подписании договора о ЕПС была продик­тована такими условиями, как низкие темпы роста объема внут- риевропейской торговли и затруднения в осуществлении пла­тежного оборота. Развитие торговли происходило на основе многочисленных двусторонних соглашений, которые фактически определяли кредитные линии, предоставляемые центральными банками друг другу. Значительным тормозом для развития тор­говли были высокие таможенные пошлины и протекционистские методы стимулирования экспорта.

Основным же препятствием развития внутриевропейской торговли было отсутствие механизма взаимозачета сальдо торго­вых балансов, т.е. дефицит в торговле с одной страной нельзя было покрыть за счет использования положительного сальдо в расчетах с другим государством. В Западной Европе не были созданы компенсационный механизм и межнациональные ва­лютные рынки, поскольку все западноевропейские страны в ус­ловиях существовавшего золотодолларового стандарта стреми­лись к созданию положительного сальдо платежного баланса с США.

Соглашение о Европейском платежном союзе подписали 17 стран. Следовательно, ЕПС охватывал пространство, на кото­ром осуществлялось 70% мировой торговли и свыше 50% внешней торговли стран-участниц ЕПС. Он представлял собой многосторонний клиринг, был создан по инициативе и при поддержке США, которые использовали его для преодоления валютных барьеров, распределения “помощи” по плану Мар­шалла и вторжения доллара в международные расчеты Запад­ной Европы.

Основной капитал ЕПС (350 млн. долл.), а также дефицит платежных балансов ряда стран (189 млн. долл.) были профи­нансированы за счет средств “плана Маршалла”. США внесли в ЕПС с июня1950 г. по июль1954 г. 1050 млн. долл., после чего прекратили прямые вложения капитала в него.

Деятельность ЕПС состояла в том, что ежемесячно проводил­ся зачет всех платежей стран-участниц, выводилось сальдо каж­дой страны, которое передавалось Банку международных расче­тов (БМР), и страны вступали уже в отношения с БМР, который выполнял роль агента или посредника в этом многостороннем клиринге. Затем БМР осуществлял регулирование пассивных и активных сальдо по клиринговым счетам стран-участниц в соот­ветствии с их квотами в ЕПС.

Общая сумма квот была свыше 4 млрд. эпунит (между­народная счетная единица ЕПС, приравненная к доллару США). Квоты устанавливались в зависимости от объема международ­ного платежного оборота страны: для Великобритании — 1 млрд. эпунитов, Франции — 520 млн. и т.д. Особенность квот в ЕПС заключалась в том, что они не оплачивались и служили лишь для регулирования сальдо стран-участниц многостороннего кли­ринга. В пределах квот определялась доля платежей золотом и доля кредитов, предоставляемых странами-кредиторами должни­кам. Это соотношение дважды было изменено под давлением стран-кредиторов (ФРГ, Нидерланды, Бельгия) по линии повы­шения доли платежей странами-должниками (Франция, Велико­британия и др.). Так, если в1950 г. доля золота и долларов со­ставляла 40% и 60% — кредиты, то в1955 г. это соотношение изменилось: золото — 75% и кредиты — 25%.

Этот механизм Европейского платежного союза привел к пе­рекачиванию золота и долларов из стран-должников в страны- кредиторы, в первую очередь ФРГ.

Таким образом, межгосударственное сотрудничество централь­ных банков осуществлялось в рамках ЕПС, что привело к значи­тельной либерализации внешней торговли в западноевропейских странах и введению обратимости валют. С декабря1958 г. ЕПС был заменен Европейским валютным соглашением. После пре­кращения действия ЕПС все страны-члены ЕПС смогли избе­жать дальнейшего роста дефицита платежных балансов и выпла­тить свои долги.

И, наконец, сотрудничество центральных банков на межгосу­дарственном уровне продолжается в рамках Европейского союза (ЕС), что представляет собой долгосрочную стратегию, ведущую страны-участницы от элементарного таможенного союза к со­трудничеству на более высоком уровне в рамках общей валютной политики.

В настоящее время 15 стран-участниц ЕС имеют собственные валюты и эмитирующие их центральные банки. Хотя большин­ство стран-членов ЕС входит в Европейскую валютную систему (ЕВС), денежную политику в каждой из них осуществляет свой центральный банк самостоятельно.

В феврале1992 г. страны-члены ЕЭС ратифицировали Маа­стрихтский договор, вступивший в силу с 1 ноября1993 г. Дого­вор предусматривает поэтапное продвижение к экономическому, политическому и валютному союзу.

Первый этап фактически начался в июле1990 г. отменой ва­лютных ограничений по движению капитала в рамках ЕС. Глав­ная цель — сближение уровней экономического развития стран ЕС, сокращение бюджетных дефицитов и снижение инфляции.

Второй этап — с января1994 г., когда вместо Европейского фонда валютного сотрудничества (ЕФВС) во Франкфурте-на- Майне был создан Европейский валютный институт, членами которого являются управляющие центральными банками стран- членов ЕС. Основная задача института — подготовка к органи­зации Европейской системы центральных банков и эмиссии банкнот в евро (Евро — единица для расчетов в рамках Европейского Союза, базирующаяся на “корзине валют” стран-участниц.). В связи с этим предусматривается координация экономической и денежно-кредитной политики на основе ди­ректив Совета Министров ЕС и отчетов стран об их выполнении перед Европарламентом. В связи с этим ЕС должен оказывать помощь по оздоровлению национальной экономики за счет структурных фондов, формируемых из средств бюджета и креди­тов Европейского инвестиционного банка.

Третий этап предусмотрен с 1 января1997 г., если не менее семи стран ЕС достигнут необходимой конвергенции на базе оз­доровления экономики, или автоматически с I января1999 г. На этом этапе предусмотрено создание Европейского центрального банка — Еврофеда (по типу федеральной резервной системы США), а также установление фиксированного взаимного валют­ного курса по отношению к евро, которая должна стать единой валютой для всех стран-участниц ЕС.

Наиболее острые дискуссии при обсуждении этих вопросов идут о статусе национальных центральных банков. В соответст­вии с проектом они должны стать составными частями органи­зованного на федеративных началах Европейского центрального банка, который получит наименование Европейской системы национальных банков (ЕСНБ).

Руководить Европейской системой национальных банков бу­дут два органа управления — Исполнительный комитет и Совет.

В Исполнительный комитет войдут 6 членов, назначаемых политическим руководством ЕС, т.е. Европейским Советом, со­вместно с Европейским центральным банком сроком на 8 лет. Совет ЕСНБ будет включать 15 управляющих — председателей правлений национальных центральных банков и 6 членов Ис­полнительного комитета.

Высший орган ЕСНБ — Совет — будет определять общую денежную политику, в частности, принимать решения о величи­не минимальных резервов и процентных ставок. Он будет, кроме того, нести ответственность за состояние платежно-клиринговой системы в масштабах всего Европейского Союза.

Национальные центральные банки должны передать ЕСНБ лишь часть своих функций — регулирующие, но оставят у себя контролирующие и научно-исследовательские функции. Они сохранят также определенную самостоятельность при проведе­нии интервенций на зарубежных валютных рынках, рефинанси­ровании банковской системы, в распоряжении национальными валютными резервами. В общий фонд передается лишь 1/4 сово­купных валютных резервов стран-членов (60 млрд. из 240 млрд. долл. США).