Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Денежно-кредитная политика Банка России в 1990-х годах

Рубрика: Банковская система России

Монетаристские методы регулирования экономики в России стали применяться с1991 г. в соответствии с Законом “О Цен­тральном Банке Российской федерации”, принятым в декабре1990 г.

В настоящее время правовой основой денежно-кредитной политики в России является указанный Закон с изменениями от 27 декабря1995 г. Закон предусматривает ежегодное представле­ние в Государственную Думу не позднее 1 декабря основных на­правлений единой денежно-кредитной политики на предстоя­щий год (ст. 44).

При разработке Основных направлений денежно-кредитной политики Центральный Банк России (ЦБ) исходит из того, что в России с начала проведения радикальных экономических ре­форм основная цель экономической политики достигается прежде всего путем ограничения совокупного спроса. По мне­нию ЦБ, основные причины периодического роста инфляции связаны с проблемой сбалансированности совокупного спроса и предложения.

Для решения этой проблемы Федеральным законом о Банке России (ст. 35) предусмотрено применение следующих инстру­ментов и методов:

— процентные ставки по операциям Банка России;

— нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

— операции на открытом рынке;

— рефинансирование банков;

— валютное регулирование;

— установление ориентиров роста денежной массы;

— прямые количественные ограничения.

Закон предусматривает, что ЦБ может устанавливать одну или, несколько процентных ставок по различным видам опера­ций или проводить процентную политику без фиксации про­центных ставок. Причем процентные ставки Банка России пред­ставляют собой минимальные ставки, по которым он осуществ­ляет свои операции. В Законе подчеркивается, что Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

Законом предусмотрены условия применения обязательных резервов:

— размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депо­нирования в Банке России устанавливаются Советом директоров;

— нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть диффе­ренцированными для различных кредитных организаций;

— нормативы обязательных резервов не могут быть едино­временно изменены более чем на пять пунктов;

— при нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право взыскать в бесспорном порядке с кредитной организации сумму недовнесенных средств, а также штраф в ус­тановленном им размере, но не более двойной ставки рефинан­сирования;

— при отзыве лицензии на совершение банковских опера­ций депонированные в банке средства используются для пога­шения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами.

Закон о Банке России предусматривает проведение Банком операций на открытом рынке. В ст. 39 отмечается, что под опе­рациями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с цен­ными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

Закон предусматривает также рефинансирование, под кото­рым понимается кредитование Банком России банков, в том числе и переучет векселей.

Банку России также разрешено проводить валютные интер­венции, т.е. куплю-продажу иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

Банк России может применять и прямые количественные ог­раничения, под которыми понимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организа­циями отдельных банковских операций. Причем Банк России вправе применять количественные ограничения в исключитель­ных случаях в целях проведения единой государственной денеж­но-кредитной политики только после консультаций с Прави­тельством Российской Федерации.

Банку России разрешено устанавливать ориентиры роста од­ного или нескольких показателей денежной массы исходя из ос­новных направлений единой государственной денежно- кредитной политики.

Все эти инструменты и методы денежно-кредитного регули­рования экономики должны быть базой Основных направлений денежно-кредитной политики Банка России.

Так, например, в Основных направлениях единой государст­венной денежно-кредитной политики на 1996 год даны предва­рительная оценка развития экономики России в1995 г. и основ­ные ориентиры в1996 г. При оценке развития экономики за 1995 год было отмечено существенное замедление темпов эко­номического спада и некоторое оживление деловой активности: если в 1992, 1993 и 1994 гг. объем валового внутреннего продукта (ВВП) сократился соответственно на 19, 12 и 15%, то в1995 г— лишь на 4% от уровня предыдущего года.

Отмечается усиление регулирующего воздействия проводимой денежно-кредитной политики Банка России на формирование ос­новных экономических тенденций. Главным образом это прояви­лось в последовательном замедлении интенсивности инфляционных процессов. Так, если в1992 г. среднемесячные темпы инфляции составляли 31%, в1993 г. — 21, в1994 г. — 10, то в1995 г. — 7,5%.

Вместе с тем возможности ограничения темпов инфляции лишь средствами денежно-кредитной политики имеют объек­тивные пределы: рост цен в значительной степени зависит от цен на продукцию естественных монополистов, а также замедле­ния процессов демонополизации производства и структурной перестройки экономики, кризиса неплатежей и продолжающего­ся спада в инвестиционной сфере.

Денежно-кредитная политика тесно увязана с бюджетной по­литикой. В Основных направлениях отмечается, что проводимая в России жесткая бюджетная политика позволяет сдерживать на­ращивание выпуска инфляционных денег в экономику. В рамках совместного заявления Правительства и Банка России было за­ключено соглашение об отказе с 1 января1995 г. от использова­ния прямых кредитов ЦБ РФ для финансирования дефицита фе­дерального бюджета. В результате, если в1994 г. дефицит феде­рального бюджета на 73,7% был профинансирован за счет креди­тов Банка России, то в1995 г. основу финансирования дефицита бюджета (55,7%) составили доходы от продажи государственных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ и др.).

В области валютной политики как части денежно-кредитной политики происходил поиск необходимого компромисса между укреплением рубля и поддержкой экспорта. Это привело к вве­дению в июле1995 г. коридора колебания валютного курса, что снизило валютные риски, в значительной степени определяю­щие уровень и динамику инфляционных ожиданий.

Банк России сохраняет ограничительные принципы денеж­ной политики с целью снижения инфляции, т. е. продолжает проведение жесткой денежно-кредитной политики. В связи с этим операции ЦБ основываются на контроле целевых показате­лей по денежной базе, которая включает наличные деньги в об­ращении и в кассах коммерческих банков, средства в фонде обя­зательных резервов и остатки на корреспондентских счетах бан­ков в Банке России.

В результате отказа от прямого кредитования Правительства и приоритетных отраслей экономики ЦБ получил возможность оказывать воздействие на резервы банков через рыночные инст­рументы, для чего используются операции Центрального Банка на различных сегментах денежного рынка. Финансирование бюджетного дефицита продолжено за счет неэмиссионных ис­точников — путем заимствований на рынке.

В Основных направлениях денежно-кредитной политики на1995 г. предусмотрена такая задача ЦБ, как сдерживание спроса на наличные деньги, для достижения которой должны быть при­няты меры по укреплению банковской системы и повышению к ней доверия граждан. Это должно способствовать привлечению денежных средств населения во вклады и сокращению уровня инфляции.

Валютная политика развивается в русле общей денежно- кредитной политики, проводимой Банком России. Основные ее задачи в1996 г.:

— проведение стабильного обменного курса в соответствии с целями сдерживания инфляции;

— установление пределов колебаний валютного курса на опре­деленный период;

— сглаживание резких краткосрочных колебаний в конъюнкту­ре рыночного спроса и предложения на иностранную валюту;

— формирование и эффективное управление золотовалютными резервами России.

Основные инструменты денежно-кредитного регулирования к началу сентября1996 г.: ставка рефинансирования ЦБР — 80%; обязательные резервы — 18, 14 и 10%; продажа ГКО, ОФЗ и других государственных ценных бумаг на открытом рынке.





Метка: