Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Форфетинг

Рубрика: Прочие операции банков

Операцией, сходной с факторингом, является форфетинг. Но в отличие от факторинга форфетинг — однократная операция, связанная с взиманием денежных средств посредством перепро­дажи приобретенных прав на товары и услуги. Форфетинговые операции учитываются в бухгалтерском учете аналогично факто­ринговым.

Возникновение рынка форфетирования определено измене­ниями в структуре мировой экономики, происшедшими в конце 50-х — начале 60-х годов, когда рынок продавца товаров произ­водственного назначения постепенно преобразовывался в рынок покупателя этих товаров. Значительное развитие международной торговли сопровождалось усиливающейся тенденцией роста тре­бований импортеров продлить срок традиционного 90—180- дневного коммерческого кредита. Это время характеризуется снижением уровня таможенного противостояния, образовавше­гося вследствие послевоенной депрессии. Возрождение торговых отношений между странами Западной и Восточной Европы и растущая значимость в мировой торговле стран Азии, Африки и Латинской Америки создали множество финансовых трудностей, в первую очередь у западноевропейских экспортеров. Более того, появление этих новых рынков пришлось на время, когда существ вующие банки были не в состоянии предложить услуги, ожидае­мые экспортерами. Таким образом, форфетированные средства появились в ответ на неудовлетворенный и постоянно растущий спрос на международные кредиты.

Пионером среди крупнейших банков, действующих на рынке форфетирования, стал «Кредит Суиз”, а Швейцария — первым крупным банковским центром форфетирования.

Форфетирование — быстро развивающаяся отрасль, требую­щая создания в рамках традиционной функциональной структу­ры банка специального подразделения. В дополнение к расту­щему объему сделок возникла необходимость расширения дея­тельности в других направлениях и предложения услуг по фи­нансированию вне пределов банковской практики. С 1965г. при­ступила к осуществлению операций первая специализированная организация, занимающаяся исключительно форфетированием, — компания «Финанц АГ», Цюрих (Finanz AG) — филиал круп­нейшего банка Швейцарии.

Швейцария по-прежнему остается крупнейшим центром форфетирования, хотя операции по форфетированию распро­странились и на другие финансовые центры Западной Европы.

Форфетирование — термин, обычно употребляемый для обо­значения покупки обязательств, погашение которых приходится на какое-либо время в будущем и которые возникают в процессе поставки товаров и услуг (большей частью экспортных опера­ций) без оборота на любого предыдущего должника. Слово «а forfait» французского происхождения и означает «отказ от прав», что и составляет суть операций по форфетированию.

При форфетировании продавец требования, которое может принять, например, форму переводного векселя, защищает себя от любого регресса (Регресс — обратное требование о возмещении уплаченной суммы.) включением слов «без оборота» в индосса­мент (Индоссамент — передаточная надпись на обороте векселя, удостоверяющая переход его к другому лицу.). Продавцом форфетируемого векселя обычно является экспортер: он акцептует его в качестве платежа за товары и ус­луги и стремится передать все риски и ответственность за инкас­сирование форфетеру (т.е. банку, учитывающему векселя) в об­мен на немедленную оплату наличными деньгами.

Обычно форфетированию подлежат торговые тратты или простые векселя, хотя теоретически задолженность в любой форме может быть форфетирована. Менее употребительные формы включают аккредитив и вытекающие из него отсрочен­ные платежи. Преобладание простых и переводных векселей объясняется их употреблением в качестве инструментов торго­вого финансирования в течение длительного времени и свойст­венной им простотой операций.

Окончательный выбор платежного средства в международных торговых и кредитных сделках зависит от многочисленных юри­дических, экономических и политических соображений.

Если импортер не является первоклассным заемщиком, поль­зующимся несомненной репутацией, любая форфетируемая за­долженность обязательно должна быть гарантирована в форме аваля (Аваль — вексельное поручительство, по которому поручитель принимает на себя ответственность за выполнение платежных обязательств.) или безусловной и безотзывной банковской гарантии, приемлемой для форфетера.

Выполнение этого условия особенно важно, если рассматри­вать сделку как необратимую, так как в случае неплатежа со стороны должника форфетер может положиться только на эту фор­му банковской гарантии как на свою единственную гарантию.

Форфетирование — наиболее часто применяемая и важная из среднесрочных сделок, так как охватывает срок от 6 месяцев до 5—6 лет. Однако каждый форфетер устанавливает свои времен­ные рамки исходя, главным образом, из рыночных условий для определенной сделки.

При форфетировании покупка векселей осуществляется за вычетом (дисконтом) процентов авансом за весь срок кредита. Экспортер, таким образом, фактически превращает свою кре­дитную операцию по торговой сделке в операцию с налично­стью. В этом случае он отвечает единственно лишь за удовлетво­рительное изготовление и поставку товаров, а также за правиль­ное оформление документов по обязательствам. Это последнее обстоятельство вместе с наличием фиксированной процентной ставки, взимаемой за всю операцию в самом ее начале, делает форфетирование вполне приемлемой услугой для экспортера и относительно недорогой альтернативой другим современным формам коммерческого рефинансирования (Рефинансирование — погашение старой задолженности за счет вновь полу­ченных кредитов.).

При коммерческом кредитовании внешнеторговой сделки у экспортера возникает целая система рисков, которые он берет на себя. В эту систему традиционно включаются коммерческие, ва­лютные, политические риски, связанные с переводом валют из страны в страну. Коммерческие риски связаны с неспособностью или нежеланием должника или гаранта платить. Угроза невы­полнения обязательства неизбежно влечет за собой необходи­мость в каждом конкретном случае оценки кредитоспособности импортера или гарантирующего банка. Коммерческий риск, свя­занный с невыполнением обязательств государственной организа­ции, относится к категории политических рисков. К ним относят­ся также политические конфликты (война, гражданские волнения, интервенция), которые могут причинить экспортеру потери.

В число наиболее серьезных рисков входят и риски, связан­ные с осуществлением платежей в иностранной валюте. При пе­реводе валюты покупателя в валюту продавца плавающие курсы иностранных валют могут привести к значительному изменению стоимости приобретенных по контракту товаров, а стало быть, и потерям для экспортера. Риски перевода вызваны обычно неспо­собностью или нежеланием государства или другого специализи­рованного органа осуществить платежи в валюте контракта, а также введением моратория на перевод платежей в валюте за границу.

Все эти виды рисков применимы и к форфетированию, так как, учитывая векселя, форфетер берет на себя без права регрес­са все риски экспортера. Поэтому при форфетировании необхо­димо соблюдать основные правила страхования от рисков.

При страховании от коммерческих рисков экспортер должен следить за тем, чтобы заемщики принадлежали к первоклассной компании, хотя в большинстве случаев требования экспортера покрываются авалем или гарантией банка страны должника. Большинство форфетирующих компаний принимают на себя обязательства только в период возможного для форфетера воз­никновения рисков.

Покрытие риска перевода валют из страны в страну осущест­вляется форфетером. До заключения форфетной сделки именно он определяет способность страны импортера выполнять свои валютные обязательства. При покрытии валютных рисков боль­шинство форфетирующих компаний ведут расчеты только в оп­ределенных валютах, которые исходя из спроса на эту валюту можно беспрепятственно и быстро рефинансировать. К таким валютам относятся прежде всего доллары США, марки ФРГ, швейцарские франки.

Форфетирование как метод рефинансирования коммерче­ского кредита имеет для экспортера серьезные преимущества:

— упрощение балансового соотношения возможных обяза­тельств;

— улучшение состояния ликвидности (эти два преимущества важны в случае растущей задолженности экспортера);

— уменьшение возможности потерь, связанных лишь с час­тичным государственным или частным страхованием и возмож­ных затруднений с ликвидностью, неизбежных в период предъ­явления застрахованных ранее требований;

— отсутствие рисков, связанных с колебаниями процентных ставок;

— отсутствие рисков, связанных с курсовыми колебаниями валют и изменением финансового положения должника;

— отсутствие рисков и затрат, связанных с деятельностью кредитных органов и взысканием денег по векселям и другим платежным документам.

Недостатки форфетирования для экспортера сводятся к воз­можным относительно более высоким расходам по передаче рисков форфетеру. Но, прибегая к форфетированию, фирма- экспортер исходит из стратегических соображений, а с этой точ­ки зрения форфетирование может оказаться ей очень выгодным.

Анализируя главное условие сделки форфетирования, основ­ное внимание следует уделить:

— механизму погашения,

— валюте,

— дисконтированию,

— видам форфетируемых документов,

— видам банковской гарантии.

Нормальным условием кредита является регулярное погаше­ние его частями. Риски кредитора уменьшаются в результате со­кращения среднего срока. Там, где задолженность выступает в форме простого или переводного векселей, это достигается вы­ставлением ряда векселей на определенный срок, обычно до шести месяцев. Следовательно, при форфетировании на срок до пяти лет можно оперировать с десятью простыми векселями, выписанными на одинаковую сумму, и каждый на срок шесть месяцев после очередной отгрузки товара последовательно.

Долговые расписки и векселя выписываются, как правило, в долларах США, марках ФРГ и швейцарских франках, хотя учесть вексель можно, в принципе, в любой валюте. На практике форфетеры почти всегда используют эти три валюты в силу их повсеместного хождения на еврорынках и во избежание затруд­нений с проведением операций в других валютах. Более того, поскольку стоимость операций по форфетированию определяет­ся главным образом основными затратами форфетера, то риски, связанные со слабыми или нестабильными валютами, чрезвы­чайно удорожали бы такие операции. Разумеется, важно, чтобы платежи осуществлялись в свободно конвертируемой валюте. Для обеспечения этого долговые расписки или векселя, выра­женные в иной валюте, чем валюта места платежа, всегда вклю­чают эту важную оговорку.

Учет (дисконтирование), т.е. удержание согласованной скид­ки за соответствующий период с номинальной суммы векселя, производится после того, как форфетер получил векселя. В ре­зультате дисконтирования экспортер получает за учтенный век­сель определенную сумму наличных денег. С точки зрения экс­портера операция на этом завершена, поскольку он уже получил оплату за поставленные товары полностью и по условиям согла­шения с форфетером заключенная с ним сделка обратной силы не имеет. Операции по форфетированию редко совершаются по плавающим учетным ставкам.

Как упоминалось выше, огромное количество обязательств, подлежащих форфетированию, принимает форму либо простых векселей, либо переводных, выставленных на должника бенефи­циаром и акцептованных должником. Преобладание этих форм долговых документов определяется следующими причинами:

— известностью, так как эти виды обязательств в ходу во всем мире со средних веков. Многолетний опыт в обращении с такого рода документами ведет к значительному облегчению об­щения участвующих сторон и, как правило, способствует быст­рому и беспрепятственному осуществлению операций;

— согласованной на международном уровне правовой ос­новой, заложенной Женевской конвенцией в 1930г. Эта кон­венция — четкий кодекс практических действий. Хотя конвен­ция подписана лишь представителями стран-участниц, но она разработала принципы, позднее принятые внешнеторговым за­конодательством большинства государств.

Другими кредитными документами, также пригодными для форфетирования, являются счета дебиторов и отсроченные обя­зательства по аккредитиву. Они более или менее похожи, если судить по сложности этих операций. Их осуществление требует от участников хорошей осведомленности по юридической и де­ловой практике, применяемой в стране должника. Оба вида долговых документов предполагают необходимость полного из­ложения всех условий. Более того, все сроки погашения объеди­нены в документе, выставленном в пользу бенефициара и часто не переводимом без специального решения должника. Это вы­зывает многочисленные правовые и операционные сложности и, как правило, снижает привлекательность для форфетера таких документов, как дебиторские счета и аккредитивные обязатель­ства, хотя и не исключает возможности проведения с ними опе­раций по форфетированию.

Возвращаясь к двум наиболее распространенным видам негоциируемых (Негоциант — оптовый торговец, ведущий крупные торговые сделки.) документов, следует отметить, что при форфетиро- вании между простыми и переводными векселями существует, с юридической точки зрения, различие интересов участников. Это относится к оговорке «без оборота» и отражается в Международ­ной конвенции о коммерческих векселях, устанавливающей, что индоссант (лицо, получающее вексель по передаточной надписи) простого векселя обладает законным правом освободиться от любого обязательства на основании оговорки об отсутствии об­ратного требования в его индоссаменте. В случае переводного векселя кредитор выступает как векселедатель и потому, с точки зрения права, всегда ответствен безотносительно к тому, напи­шет он на векселе какое-либо исключающее это правило распо­ряжение или нет. На практике это создает ряд проблем.

Трассант (лицо, выдающее тратту, переводящее платеж на другое лицо) обычно удовлетворяется письменным обязательст­вом форфетера не предпринимать действий против него в случае неплатежа. Поэтому важно, чтобы экспортер имел дело с форфетерами, обладающими незапятнанной репутацией, на которых можно положиться, что они выполнят условия соглашения. Именно по этой причине экспортеры в качестве платежных до­кументов предпочитают простые векселя, легче позволяющие осуществить перевод риска.

Простые и переводные векселя, акцептуемые при форфети­ровании, почти всегда сопровождаются банковским страховани­ем в виде обычной гарантии или аваля. Гарантом, как правило, выступает действующий на международном рынке и известный форфетеру банк, являющийся резидентом в стране импортера и способный подтвердить платежеспособность импортера. Такая гарантия важна не только для уменьшения риска форфетера, но также для того, чтобы при необходимости иметь возможность переучета обязательств на вторичных рынках ссудных бумаг. Га­рантии и авали, в сущности, просты: оба вида в их простейшей форме выступают как обещание платить некую сумму на опреде­ленную дату в случае неплатежа исходного должника.

Применение в качестве обеспечения обязательств «бюргшафта» (поручительства) несколько сложнее.

При выдаче гарантии обещание принимает форму подписан­ного гарантом самостоятельного документа, полностью изла­гающего условия сделки. Важно, чтобы в гарантии специально были указаны не только полная сумма, но и каждый срок плате­жа, и приходящаяся на эту дату сумма погашения, поскольку именно на основе этих данных рассчитываются затраты на дис­контирование. Гарантия должна быть отвлеченной, т.е. полно­стью обособленной от основной сделки, так как иногда на прак­тике выдают гарантии, полагаясь на экономическое положение импортера. Но форфетер, как правило, настаивает на чистых безотзывных и безусловных обязательствах гарантирующего бан­ка и предпочитает купить документы без оборота на экспортера, но только в том случае, если по выполнении основного контрак­та гарантирующий банк объявит задолженность безусловной.

Аваль в международной практике можно рассматривать как безотзывную гарантию об оплате на определенную дату, выда­ваемую гарантом, как если бы он сам был должником. Это наи­более подходящая и предпочтительная форма страхования для форфетера. Аваль выписывается непосредственно на каждом векселе или тратте, для чего на них достаточно сделать надпись «per aval» и подписаться под ней (на переводном векселе надо указать также наименование исходного должника, в пользу кото­рого произведен аваль). Простота и ясность аваля вместе с при­сущей ему обособленностью и трансферабельностью позволяют избежать множества осложнений, связанных с предоставлением гарантии. Именно по этой причине при страховании форфети- рования авалю как форме гарантии и оказывается предпочтение. Однако следует иметь в виду, что законодательством некоторых стран аваль не признается.

Бюргшафт (поручительство) — объявление обязательства, привязанного к определенному контракту. Поскольку контракт зависит от правового обоснования, эта форма гарантии при форфетировании менее употребительна. Как правило, форфетер пренебрегает необходимостью проверки законности всевозмож­ных документов, акцептуя бюргшафт только после подтвержде­ния, что поставка товаров соответствующим образом завершена. Это обстоятельство в значительной мере сокращает сферу при­менения данной формы гарантии. Форфетер также обычно тре­бует от гарантирующего банка подтвердить отсутствие у него контртребований, неизменность сумм и сроков, согласие на пе­редачу прав и требований новому владельцу, а также, что бан­ковский бюргшафт действует безусловно и безотзывно. Такое всеохватывающее подтверждение значительно ограничивает применение бюргшафта и способствует тому, что форфетиро- ванный бюргшафт становится обычной гарантией, т.е. обособ­ленным обязательством исполнения, никоим образом не связан­ным с основной операцией.

Часто заинтересованные экспортеры обращаются к форфетеру на самом раннем этапе сделки. Экспортер, будучи зачастую не в состоянии самостоятельно предложить импортеру средне­срочный кредит, задолго до заключения экспортного контракта захочет выяснить, имеется ли в принципе возможность органи­зации форфетированного финансирования на покрытие расходов по экспорту. С другой стороны, форфетер, не знакомый со всеми необходимыми подробностями, не может сделать экономическое предложение, но в состоянии сообщить, возможно ли такое фи­нансирование, и назвать приблизительные учетные ставки. Вслед за этим экспортер сможет на этой основе продолжить переговоры и, если необходимо, согласовать расходы по возможному форфе­тированию его дебиторской задолженности. Наконец, форфетер делает экспортеру предложение, обязуясь предоставить необходи­мые средства по фиксированной ставке, хотя прежде, чем это предложение принимается экспортером, может пройти какое-то время. Этот опционный период (период выбора), в течение кото­рого не взимается никакой комиссии, обычно не превышает 48 часов. Возможен и более длительный (до 1—3 месяцев) период опциона, но в этом случае удерживается опционная комиссия.

Гораздо более важен промежуток времени от заключения соглашения о покупке векселей до фактической поставки, по­скольку подготовка финансирования обычно начинается от мо­мента отгрузки товаров. В течение этого периода форфетер свя­зан договоренностью форфетировать обязательства по фиксиро­ванной ставке на весь срок или вплоть до установленной даты, в то время как экспортер обязан представить согласованные доку­менты. Экспортер может аннулировать контракт с форфетером только по взаимному согласию с ним, оплатив при этом причи­тающуюся форфетеру неустойку.

Таким образом, форфетирование служит наиболее юридиче­ски разработанным способом рефинансирования внешнеторго­вого коммерческого кредита.

Преимущества форфетирования для экспортера связаны в первую очередь с полным перенесением валютных, коммерче­ских, политических, переводных и других видов риска на форфе­тера (банк), что делает форфетирование наиболее предпочти­тельным для продавца.