Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Научные основы регионального развития и принципы региональной политики

Рубрика: Экономика, статьи

Региональная политика является органической составляю­щей общегосударственной политики. В переходный период она базируется, в первую очередь, на степени экономической ста­бильности регионов, результатах новейших открытий и разрабо­ток, в частности в социально-экономической сфере, на долгос­рочных прогнозах структурных и качественных сдвигов в това­ропроизводстве, внутренних и внешних рынках. Поиски наибо­лее выгодных ниш в международном и внутреннем межрегио­нальном разделении труда, специализации, кооперации и интег­рации производства и сбыта продукции являются одними из ре­шающих проблем регионального развития. Критерием его обоб­щающей оценки выступает уровень ВВП и ВНД в расчете на душу населения каждого экономического региона, всей страны в целом.

После распада СССР проблема эффективности регионализа­ции экономики постсоциалистических стран Восточной и Цент­ральной Европы предстала с особой остротой. Взрывная их дез­интеграция с разрывом традиционных экономических взаимо­связей усилила экономический хаос, заострила кризисные явле­ния на огромной евразийской территории, что негативно повлияло и на общемировое развитие. Украине, как и другим странам, вышедшим из Союза, нужны разработка и осуществле­ние принципиально новой региональной стратегии и тактики. Модель региональной экономики современного и будущего раз­вития должна определить новые эффективные структуры и регу­лирующие механизмы внутри каждого экономического района и между ними, формируя единый активно функционирующий ор­ганизм.

В условиях переходного периода формирование по-настоя­щему экономически и политически независимого государства Украина стремится к политике минимизации негативных прояв­лений дезинтеграции, развитию современной региональной по­литики на принципах местного самоуправления при верховен­стве общегосударственного законодательства, что обеспечивает органическое сочетание государственных, региональных и мест­ных интересов, содействует максимально полному использова­нию внутренних потенциалов каждого региона и каждой мест­ности. Чем лучше действует система управления и ведения хо­зяйства в каждом регионе, чем полнее используется его потенци­ал и природно-климатические условия для высокоэффективного развития свойственных ему товаропроизводств и рынков, чем более полными и тесными становятся межрегиональные рыноч­ные связи в процессах углубления специализации и развития ин­теграции, тем экономически и социально более крепким стано­вится государство, тем лучше жизнь его людей.

На сегодня существуют различные варианты разрешения про­блем регионального развития. Большей частью они так или иначе сводятся к обоснованию и формированию нормальных, взаимовыгодных отношений регионов с центром. На самом же деле региональная политика — это построение взаимоотношений не только по вертикали, но и по горизонтали с выходом в широ­кие международные экономические связи. Это, в первую оче­редь, неограниченное пространство для экономического прогрес­са регионов, благодаря которому только и возможен экономичес­кий и общий прогресс государства. Именно это и обеспечивает научно обоснованная региональная политика, которая охватыва­ет по существу все сферы человеческой деятельности, включая наряду с рациональным размещением и развитием производи­тельных сил, городских и сельских поселений региональные осо­бенности инвестиционной и структурной, промышленной и аг­рарной, демографической и социальной, экологической и нацио­нальной политики. Иначе говоря, региональная политика явля­ется неотъемлемой составляющей всей общегосударственной политики, важнейшим блоком модели государственного строя.

Научно обоснованная региональная политика демократичес­кого государства исключает крайности в действиях центра по отношению к своим регионам. С одной стороны появляется ис­кушение руководить регионами методами диктата тоталитарно­го режима, как это было в СССР, который, как уже отмечалось, парализует инициативы и заинтересованность местных органов власти и субъектов ведения хозяйства в эффективном развитии, а с другой — методами управления по принципу «полной автоно­мии регионов», игнорируя общегосударственные интересы и за­коны государственной власти, что неминуемо влечет за собой развал государства, дробление его на региональные образования с устремлениями выделиться в самостоятельные государствен­ные образования, как это происходит в Российской Федерации.

Именно поэтому сейчас особенно нужны фундаментальные исследования процессов современной и будущей регионализа­ции экономики, разработки моделей эффективного функциони­рования регионов, их органического межрегионального сочета­ния на принципах развития могущественных рынков с высоко­развитой рыночной инфраструктурой.

Объективной предпосылкой регионально-территориальной организации экономики, рационального комплексообразования являются природно-климатические, ресурсные, демографичес­кие, культурные и другие особенности территорий, потенциал которых следует использовать как для повышения благосостоя­ния местного населения, так и для упрочения национальной эко­номической системы. Из этих предпосылок и заданий должна исходить фундаментальная и прикладная наука при решении технологических, экономических, социальных, организационно-управленческих задач. Конечно, это требует комплексных регио­нальных исследований и разработок. На них лежит основная от­ветственность за научное обеспечение социально-экономическо­го развития регионов.

В этом контексте принципиальное значение имеют, во-пер­вых, теоретическая база региональных исследований, во-вторых, приоритеты, из которых исходят региональные разработки и прогнозы. Требует радикальных изменений и сама парадигма развития теоретических взглядов, представлений о методологии моделирования региональной экономики,  ее эффективного функционирования в качественно новых условиях как переход­ного периода, так и в системе высокоразвитых рыночных отно­шений. Все это диктуется требованиями трансформационных процессов, сориентированных на перестройку социально ориен­тированной рыночной экономики с ее демократическим укладом и цивилизованными морально-этическими ценностями. Рыноч­ные механизмы нельзя применять на нерыночных детерминан­тах системы государственного управления, включая осуществле­ние результативной ценовой, финансово-кредитной, денежной, налоговой и другой государственной политики, которые охваты­вают все рычаги регулирующего механизма. В конце XX столе­тия, как уже неоднократно подчеркивалось, нельзя полагаться только на регулирующую функцию конъюнктуры «свободного рынка» эпохи Адама Смита. Экономически развитые страны мира наряду с использованием традиционного механизма цено­вых колебаний под влиянием рыночных соотношений спроса и предложения широко используют и рычаги государственного со­циально-экономического влияния. Оптимальное соотношение рыночных и государственных регуляторов позволяет получать наилучшие результаты в управлении региональной экономикой. И это отнюдь не противоречит, а, наоборот, свидетельствует о прогрессивном развитии современной рыночной экономики.

В решении важнейших региональных задач решающую роль будет играть ориентация на создание такой национальной эконо­мической системы, которая была бы конкурентоспособной и зна­чительно более эффективной, чем действующая, с опережающи­ми темпами развития прогрессивных хозяйственных и рыноч­ных структур. Между тем искусственное ослабление государст­венного руководства экономикой под видом демократизации об­щества и рыночной либерализации сопровождается проявления­ми эйфории регионализации, наивными попытками каждого от­дельного региона автономно войти в те или иные рыночные про­странства Запада или Востока, Севера или Юга, забывая об об­щенациональных интересах. Опасность необоснованной регионализации вытекает еще и из того, что Украина унаследо­вала дезинтегрированную в территориальном отношении эконо­мику, а ее прежняя региональная экономика строилась на основе формирования единого союзного народнохозяйственного ком­плекса.

Результаты региональных исследований должны дать всесто­ронне обоснованные выводы о возможностях интеграции укра­инских регионов, упрочения экономических, технологических, транспортных, социально-культурных и других связей между ними, развития межрегиональных рынков, а также выхода на международные рынки украинских товаров и услуг, капиталов, научно-технических и культурных ценностей и т. п. Это требует соответствующего повышения уровня технологической завер­шенности производства, ослабления влияния негативных внеш­них факторов на национальную экономику. В частности, нам нужно избавляться от нерациональных международных эконо­мических связей. Они должны строиться исключительно на принципах взаимовыгоды и паритета. Региональная политика не должна обходить острые проблемы формирования рабочих мест — закрытия старых и открытия новых, переквалификации кад­ров под новые региональные структуры, формирования прогрес­сивных направлений экономического и социального развития. Для этого важно исследовать, разрабатывать и осуществлять микрозональную интеграцию, формирование хозяйственных систем интегрированного типа.

Ученые — экономисты и экономгеографы работают над обо­снованием социально-экономического зонирования, оценочных критериев выделения тех или иных экономических регионов, ис­ходя из потребностей национальной экономики, регионального самоуправления, которое требует также и соответствующего правового обеспечения. Конституционные нормы, парламент­ские законодательные акты, решения местной власти должны ба­зироваться на выводах науки. Из этого вытекает, что роль регио­нальных исследований повышается.



Сайт холодильного оборудования купить холодильное оборудование 1umelez.ru.

Метка: