Ценовой взрыв и его последствия
Рубрика: Экономика, статьиСреднегодовые темпы разрушительной инфляции в период наиболее бурных ценовых взрывов измерялись в разах, доходя до сотен и даже тысячи раз. Максимальный инфляционный всплеск пришелся на 1992-1993 гг. (табл. 4, рис. 3). Опережающими темпами росли оптовые цены промышленности, которые активно подталкивали этот процесс по всем другим производственным и обслуживающим отраслям, охватывая почти все сферы человеческой деятельности.
По всей промышленности оптовые цены в 1992 г. подскочили в 42, а в 1993 г. — в 98 раз, в том числе в топливной промышленности — соответственно в 237 и 52 раза, в электроэнергетике — в 52 и 95 раз, в химической промышленности — в 72 и 64 раза, в машиностроении — в 32 и 74 раза, в промышленности строительных материалов — в 44 и 98 раз, в легкой промышленности — в 20 и 80 раз, в пищевкусовой — в 30 и 117 раз, в мясной — в 11 и 245 раз, в рыбной — в 31 и 153 раза, а в маслоперерабатывающей и молочной промышленности — в 16 и 238 раз. В целом за пять лет промышленные цены подскочили в 252,4 тыс. раз (в том числе цены на электроэнергию в 333,4 тыс. раз)1, что значительно опережало темп инфляции в других сферах, за исключением индекса цен на жилищно-коммунальные услуги.
Такого инфляционного взрыва цен в промышленности, по-видимому, не знала ни одна страна мира. Уровень потребительских цен также в эти годы подскочил в 21 и 103 раза. Достаточно быстрыми темпами дорожали услуги. Бурная либерализация подорвала деятельность хозяйственных структур. Более чем наполовину сокращено производство товаров и услуг. Катастрофически упал уровень реальной доходности хозяйствования, накопления и потребления, что, собственно, и является одной из основных причин экономической трагедии, от которой страна не может избавиться и на сегодняшний день.
Как свидетельствуют анализ и расчеты, отсутствуют надежные финансовые источники для существенного экономического подъема и на следующие пять лет, если не произойдут изменения в банковско-финансовой политике и поворот денежного капитала лицом к развитию национального товаропроизводства.
Анализ помесячных инфляционных изменений в 1997-1998 гг. (табл. 5, рис. 4) свидетельствует о том, что хотя среднегодовые темпы инфляции в это время постепенно замедлялись, однако тенденция к ее росту с января по декабрь держалась довольно устойчиво. С одной стороны, продолжалась аритмия внутреннего товаропроизводства, т.е. не достигнуто помесячной стабильности выпуска и продажи товаров и не согласовано соотношение экспорта и импорта со стабилизацией внутреннего рынка, а с другой — инфляционный процесс, несмотря на неоднократные политические заявления Национального банка о том, что ему удалось преодолеть инфляцию (на принципе рыночного выравнивания курса обмена гривен на доллары), продолжался, причем в фазе инфляционной спирали, далекой от оптимально допустимого норматива при дефиците валютного резерва. Это постоянно угрожает обществу тем, что процесс может быстро выйти из-под контроля и вновь войти в фазу бурной инфляции. Иначе говоря, экономика Украины пока что продолжает пребывать в состоянии структурного, ресурсного, рыночного и валютно-финансового неравновесия. Это сдерживает эффективную трансформацию с созданием качественно новых конкурентоспособных производств.
В условиях неритмичной работы производственных и рыночных сфер под конец года большей частью меняется рыночная конъюнктура. Товарное предложение значительно превышает платежеспособный спрос, вызывая неминуемое повышение индекса инфляции. В четвертом квартале 1997 и 1998 гг. это было характерным явлением почти по всем группам потребительских товаров и платных услуг. Преодолеть острый экономический кризис и достичь стадии экономического роста в условиях нестабильности и диспропорций довольно трудно. Если финансовые потоки не совпадают с овеществленными, вызывая проявления экономического хаоса, ограниченности или даже отсутствия внутренних накоплений и фондов потребления, о стабильном развитии экономики можно только безосновательно мечтать. Действия объективных экономических законов воспроизводства остаются одинаковыми при любых общественных укладах. Практическим опытом доказано, что современные рыночные трансформации требуют усиления государственного влияния на этот процесс, регулирования воспроизводственных процессов, что отнюдь не исключает, а, напротив, усиливает катализирующие действия рыночных регуляторов на активизацию предпринимательства (бизнеса) в развитой конкурентной среде.
Именно здесь заложены противоречия в поисках оптимальных соотношений государственных и рыночных регуляторов в едином механизме моделирования управленческих решений по оценочным критериям темпов прогрессивного развития, экономического обновления и роста. В условиях гиперинфляционного пока происходит неравномерное, иногда и прямо противоположное движение индексов инфляции и реальной заработной платы. С бурным ростом потребительских цен индексация заработной платы и других видов душевых доходов, как правило, отстает от темпов инфляции. Она вообще съедает фонды накопления и потребления, блокируя воспроизводство, и снижает уровень жизни основной массы населения.
Отсюда снижаются стимулы к высокопроизводительному труду и результативному хозяйствованию. Массово прекращается работа предприятий и закрываются рабочие места в устаревших хозяйственных структурах. Растет безработица со всеми негативными ее последствиями. Иначе говоря, это еще раз ярко подтверждает неоспоримый факт, насколько ценовой механизм может выполнять функции мощного регулирующего фактора как подъема, так и разрушения экономического организма.
Вследствие ценовой анархии еще больше деформируется структура промышленного производства, производственной и социальной инфраструктуры. Темпы спада производства товаров народного потребления (отрасли группы «Б», которые работают непосредственно на потребительский рынок), опережают темпы падения базовых отраслей (группа «А»). Инфляционные процессы затормозили структурную и качественную трансформацию народного хозяйства, в частности конверсию военно-промышленного комплекса, диверсификацию капитала. Правительственные прогнозы относительно инфляционного роста потребительских цен оказываются, как правило, заниженными, ибо государство почти не имеет весомого влияния на ценовую конъюнктуру рынков. Стоимость потребительской корзины продолжает расти в условиях отставания темпов компенсаций в изменении уровней заработной платы и душевых доходов населения. В частности, например, компенсации очередного (декабрьского 1993 г.) витка цен повышением втрое заработной платы, а также пересмотры размеров пенсий, стипендий и т.п. не компенсировали даже расчетного ценового роста, ибо уже в октябре средние розничные цены достигли именно такой высоты, а очередное их повышение осталось вообще без компенсации.
Но ведь при таком огромном ценовом компенсационном скачке при спаде производства необходима соответствующая масса наличности. Несколько смягчить ситуацию можно было бы за счет ускорения ее обращения, но ведь оно оставалось довольно медленным и к тому же время от времени «замораживалось» экономически не оправданными правительственными мероприятиями. Поэтому имеющейся в наличии массой денег в обращении, несмотря на ее огромный объем, дело не обошлось. Необходима была или очередная эмиссия карбованцев, или конфискационная денежная реформа. Без соответствующих товарных и валютных резервов Правительство побаивалось немедленно осуществлять денежную реформу, которая была осуществлена значительно позднее — только через два с половиной года. Нужна была стратегия комплексного реформирования экономики и антиинфляционной политики, включая механизм активного ценового регулирования, без чего сама только денежная реформа не обеспечивает финансово-кредитной стабилизации.