Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Состояние и перспективы материально-технического обеспечения сельского хозяйства

Рубрика: Экономика, статьи

Аграрный кризис в значительной степени связан с большим ослаблением материально-технической базы, потерей экономи­ческих и технологических основ ее своевременного пополнения и развития. Отсюда проявления столь негативных процессов и явлений — быстрого старения производственных фондов, огра­ниченности и даже полного отсутствия во многих хозяйствах, особенно вновь создаваемых, новейших технологий в земледе­лии, животноводстве и промышленной переработке сельскохо­зяйственной продукции. Такое технологическое состояние агропродовольственного комплекса не может не вызывать серьезной обеспокоенности. В течение десяти (1991-1999) лет имела место тенденция существенного сокращения энергетических и техни­ческих средств механизации сельскохозяйственных работ, сведе­ния к минимуму количественного и качественного фондообновления, применения удобрений, современных методов борьбы с сорняками, болезнями и вредителями. Для выявления количест­венных изменений в важнейших технических средствах восполь­зуемся данными аналитической таблицы (см. табл. 23).

В 1994-1998 гг. покупка хозяйствами новых технических средств почти прекращена. Тракторный парк в 1998 г. пополнил­ся всего на 1,1% уровня обновления 1990 г. и на 1,5% к техноло­гической потребности 1996 г. Такое мизерное пополнение свиде­тельствует о технической деградации аграрного сектора. Еще хуже положение с пополнением автомобильного грузового парка (0,3 и 0,5% от уровня 1990 г. и технологических потребностей 1996 г.). Отечественное производство, продажа и покупка других видов сельскохозяйственной техники почти полностью прекра­тились. Высокие цены на технику и неплатежеспособность сель­ских товаропроизводителей парализовали рынок сельскохозяй­ственной техники, что привело к остановке работы машиностро­ительных предприятий, превратив их в финансовых банкротов с утратой большого количества рабочих мест. К тому же нет воз­можностей и своевременно ремонтировать старую технику, ибо отсутствуют запасные части, которые поставлялись раньше из

economictab23

России и других стран ближнего зарубежья. К этому времени в Украине освоен выпуск только 500 видов запасных частей к тракторам из общего их числа 5500 видов; производится всего около 10% потребности запчастей к зерноуборочным комбайнам. Практически необходимо закупать в России и других странах ближнего зарубежья всю номенклатуру запчастей к техническим средствам по выращиванию и сбору картофеля, около 8 тыс. на­именований к автомобилям, 2 тыс. наименований электрообору­дования, 80% контрольно-измерительных приборов.

Поставки сельскому хозяйству автобензина составляли в 1995 г. только 32% потребления 1990 г. и 53% потребности, дизтоплива соответственно — 50,6% и 73,9% и моторных масел —

78,5% и 88,5%. Но нужно учитывать, что значительная часть этих поставок своевременно не доходит до хозяйства и реальный де­фицит их в горючем значительно больший, что тормозит выпол­нение агротехнических и зоотехнических работ в оптимальные сроки и высококачественно. Нарушение же технологии, как из­вестно, резко снижает урожаи сельскохозяйственных культур и продуктивность скота, снижается также производительность труда и растет себестоимость продукции.

Если же учесть, что в 1999 г. ситуация в этой части отнюдь не улучшилась, а по ряду позиций ухудшилась, то становятся оче­видными причины углубления агропродовольственного кризиса. Из табл. 23 видно, что количественная обеспеченность хозяйств отдельными важнейшими видами сельхозтехники колеблется от 52 до 87% уровня 1990 г. При этом степень ее физического изно­са составляет свыше 70%. Таким образом, крестьяне вынуждены вести свои хозяйства на оставшейся крайне ограниченной техни­ческой базе. Обеспеченность их автобензином снизилась до 19%, а дизельным топливом — до 34% уровня 1990 г. Внесение органи­ческих удобрений в почву в расчете на гектар посевов уменьши­лось до 22%, а минеральных — до 15% того же базового уровня. Размеры капитальных вложений по сути сведены на нет и соста­вили всего 611 млн грн. в сопоставимых ценах, или 5,2% уровня 1990 г. При таких мизерных размерах инвестиций почти никако­го технологического обновления и активного воспроизводствен­ного процесса на селе сейчас не происходит. Неудивительно, что объемы товарного производства продолжают сокращаться, вы­зывая большую озабоченность угрозой продовольственной без­опасности страны. Почти на 80% площадей, которые подлежат химической мелиорации, не осуществляются известкование, гипсование и другие средства химической мелиорации, что при­водит к падению урожайности и эффективного плодородия зе­мель. Правительство на словах вроде бы принимает меры для улучшения ресурсного обеспечения сельского хозяйства. Однако пока что они кардинально проблемы не решают, и ситуация про­должает ухудшаться. Принимаемые ранее Кабинетом министров постановления и мероприятия оставались преимущественно на бумаге и никаких реальных сдвигов к лучшему не приносили.

Между Украиной и США было заключено межгосударствен­ное соглашение о выделении среднесрочного товарного кредита сроком на 5 лет в сумме 200 млн долл. для закупки зерноубороч­ных комбайнов фирмы «Джон-Дир» (1000 шт.). Предусматрива­лось также по запросам кредиторов добиться иностранных кре­дитов на сумму 249 млн долл., в том числе для закупки горюче­смазочных материалов — 174,1 млн долл., пестицидов и действу­ющего вещества для их производства — 43,7, семян — 3,1, обору­дования — 8,5 млн долл. Кроме того, предусматривается предо­ставить концерну «Украгросервис» кредит на сумму 40,3 млн долл. для закупки в Германии зерно- и кормоуборочных комбайнов, самоходных косилок, пресс-подборщиков и зерноочистительных машин. Прорабатываются мероприятия при поддержке Мирово­го банка относительно реализации проектов по семеноводству, структурной перестройке, предэкспортных гарантий. Такая ори­ентация на зарубежные опыт и технологии имеет как позитив­ное, так и негативное значение. С одной стороны, она дает воз­можность привлекать более совершенные технологические ре­шения, а с другой — ставит наш агропродовольственный ком­плекс в прямую зависимость от иностранных кредитных и материально-технических ресурсов.

В условиях дефицита платежного баланса, острой нехватки собственных валютных средств такая политика противоречит национальным интересам Украины. Прекращение работы собст­венной отечественной промышленности с ориентацией на им­порт конечных продуктов потребления и отдельных технических средств, которые не увязаны в комплексные технологические системы, угрожает стране безвозвратной внешней задолженнос­тью с ее последовательным наращиванием, без соответствующе­го прироста эффективности и отдачи. Кстати, для масштабов Ук­раины названные намерения по получению кредитов для агропродовольственного комплекса являются незначительными, да и они большей частью практически полностью не реализуются, ос­таваясь частично лишь намерениями. Ожидать от такого инвес­тирования существенного экономического роста — дело нена­дежное.

Тем более что общая сумма реальных инвестиций в сельское и продовольственное хозяйство из года в год сокращается. По сравнению с 1990 г. она сократилась в 4 раза, а непосредственно в сельское хозяйство — в 7,5 раза. В 1994 г. объемы капиталовло­жений уменьшились на 25%, а в 1995 г. — на 34%. В последующие годы вплоть до 1999 г. сохранялась тенденция дальнейшего со­кращения как общих инвестиций, так и по отдельным их направ­лениям, особенно тем, которые уже сведены к нулю.

Рассчитывать на инвестиционную и инновационную актив­ность в такой ситуации — это не больше, чем питать напрасные иллюзии. Верный ориентир агропродовольственной политики государства пролегает в плоскости обеспечения внутрихозяйст­венной доходности и накоплений на воспроизводственном уров­не и необходимого вклада в бюджетные поступления, концентра­ции ограниченных инвестиционных ресурсов на решающих на­правлениях, преобразования промышленных отраслей, работаю­щих на аграрную сферу. Иностранные инвестиции следует направлять в конкурентоспособные сферы (блоки) АПК, где обеспечивается более высокая их отдача.

Речь идет о технологических преобразованиях и создании новых промышленных мощностей с совместным (собственным и иностранным) капиталом или даже целиком за счет иностранно­го капитала на собственной территории. Только тогда можно бы­стро активизировать собственный технологический рынок и аг­ропродовольственный бизнес на новой базе. Нужно отдавать предпочтение иностранным проектам, направленным на форми­рование современных продовольственных систем, предусматри­вающим производство и движение сырья и готовой продукции в развитой инфраструктуре — «от производителя к потребителю или от поля к продовольственному рынку» со всеми необходи­мыми воспроизводственными стадиями и фазами единого цикла.

Прогрессивные сдвиги происходят именно в этом — в созда­нии мощного высокотехнологичного товарного производства, в единой системе переработки, транспортировки, хранения и бес­перебойного насыщения розничной торговли с современными методами и способами их управления и организации, включая рыночную конкуренцию. При этом нужно даже на первых этапах как минимум на порядок увеличить ассортимент продуктов пи­тания, коренным образом улучшить их упаковку, хранение и реа­лизацию. Без этого немыслимо успешно решить продовольствен­ную проблему.

В связи с обострением дефицита материально-технических, энергетических и инвестиционных ресурсов, осложнением со­блюдения технологических процессов в земледелии на всей пло­щади обрабатываемых земель, которые занимают чрезмерный удельный вес в общем земельном фонде страны, в последнее время ученые, работающие в отрасли земледелия, выдвигают принципиально новую концепцию использования земельных ре­сурсов. Предлагается вывести значительную часть пахотных зе­мель в Украине из ежегодного сельскохозяйственного оборота, переведя их в многолетние пастбища и сенокосы для развития за счет этого животноводства, а также соответствующего сокраще­ния интенсивных эрозийных процессов. Речь идет о том, чтобы общий уровень распашки земель довести до показателей, сло­жившихся в европейских странах с аналогичными условиями.

Однако не следует при этом забывать, что степень технологи­ческого совершенства, интенсивности и производительности зе­мель в европейских странах существенно отличается от наших. Поэтому, проводя такого рода реструктуризацию земледелия, нужно быть достаточно осторожным, чтобы не потерять еще в больших масштабах производство и растениеводческой, и жи­вотноводческой продукции. Учитывая сложившуюся ситуацию, когда почти прекращено освоение новых технологий, в хозяйст­вах отсутствуют и не за что покупать необходимые удобрения и средства борьбы с сорняками, вредителями и болезнями, когда экстенсивный путь является преобладающим, такие кардиналь­ные изменения можно делать только взвешенно и постепенно, без диктата «сверху», искусственно не вмешиваясь в действия непосредственных хозяев и специалистов.

Только по мере повышения интенсификации производства, его доходности и инвестиционных возможностей можно полнос­тью и даже с излишками компенсировать потери сельскохозяй­ственной продукции и доходов от вывода пахотных земель из хозяйственного оборота. Поскольку животноводство убыточно, то оно само по себе сейчас не даст никакой компенсации потерь продуктов растениеводства, в первую очередь зерна, подсолнеч­ника и других технических культур, которые всегда были более доходными. Сокращать площади их посевов можно только тогда, когда за счет прироста интенсивности и урожаев валовой и то­варный сборы сельхозпродуктов не уменьшатся, а будут возрас­тать. Тогда структурные изменения экономически оправданны и концепция такой политики может принести аграрным товаро­производителям и всему обществу соответствующую пользу.

Важным этапом рыночных преобразований в агросфере стал Указ Президента Украины от 3 декабря 1999 г. «О неотложных мерах по ускорению реформирования аграрного сектора эконо­мики». Этот документ создает правовую базу для превращения коллективной собственности на землю и имущество в частную собственность членов коллективных хозяйств.

До этого в Украине уже был проведен раздел земли и иму­щества, и все члены коллективных хозяйств получили докумен­ты (сертификаты), удостоверяющие их право собственности. Од­нако соответствующие доли (паи) не выделялись в натуре, а плата за них не была обязательной. Теперь же закон требует обя­зательного заключения договоров аренды между собственника­ми земельных и имущественных паев и предприятиями, ими рас­поряжающимися. Меняется статус коллективного предприятия: оно использует землю и средства производства не в режиме дове­рительного управления, а на правах арендатора, несущего мате­риальную ответственность перед собственниками — арендодате­лями.

Регламентирован и уровень арендной платы. Установлена ее нижняя граница в размере одного процента от официальной де­нежной оценки земли. При средней для Украины величине зе­мельного пая в 4,3 га минимальная арендная плата за такой пай должна составить примерно 300 гривен в год, или около одной трети среднегодового заработка сельскохозяйственного работника.

Владельцам земельных и имущественных сертификатов для реализации их права частной собственности предоставлена сво­бода выбора трех основных вариантов:

1. Они могут сохранить целостность хозяйственного исполь­зования земли и имущества бывшего коллективного сельскохо­зяйственного предприятия на основе аренды земельных и иму­щественных паев.

2. Выйти из бывшего коллективного сельскохозяйственного предприятия для совместного создания нового субъекта хозяй­ствования (товарищества, кооператива и т.п.)

3. Получить свой земельный и имущественный пай в натуре для создания или расширения индивидуального частного хозяй­ства как с созданием юридического лица (фермерское хозяйст­во), так и без его создания (личное подсобное хозяйство).

На земли, находящиеся в пользовании индивидуальных хо­зяйств, чья площадь превышает норму, подлежащую приватиза­ции бесплатно, распространяется право свободного выкупа.

Указ обязывает органы местной власти упростить, удешевить и облегчить процедуры передачи крестьянам земли и имущества, а также их документальное оформление.

Подчеркивая рыночный характер формируемых земельных отношений, Указ предусматривает отражение в балансах сель­скохозяйственных предприятий стоимости земли и включение арендной платы в себестоимость сельскохозяйственной продук­ции.

Ярким свидетельством последовательного курса рыночных преобразований земельных отношений служит Указ Президента Украины от 4 февраля 2000 г. «О мерах по развитию и регулиро­ванию рынка земель населенных пунктов, других земель несель­скохозяйственного назначения», регулирующий рыночные зе­мельные отношения по поводу земель под застройками. Указом предусмотрено создание первичного рынка несельскохозяйст­венных земель путем бесплатной приватизации земельных участков гражданами и покупки земель у государства юридичес­кими лицами. Создается также вторичный рынок таких земель за счет свободного оборота земельных участков и прав на них.

В настоящее время в Украине разрабатывается новая редак­ция земельного кодекса, узаконивающего операции с земельной собственностью (покупку, продажу, аренду, залог, завещание, на­следование, дарение, мену).

Таким образом, в относительно короткие исторические сроки украинское законодательство утвердило права частной земель­ной собственности и создало правовые предпосылки для форми­рования земельного рынка. Однако само но себе законодатель­ное урегулирование земельных отношений еще не решает про­блемы высокоэффективного хозяйствования на земле. Для этого необходимо обеспечить создание надлежащих размеров и струк­туры хозяйств, которые давали бы возможность развития высо­котоварного производства, функционирования его на высокоп­роизводительном, достаточно фондо-  и энерговооруженном труде с высокой степенью его организации и управления (совре­менного менеджмента). Без этого никакая система хозяйства и никакой хозяин не могут быть конкурентоспособными в системе бурно развивающейся мировой глобализации экономики и рын­ков. Надежды на то, что мелкопарцелярная система хозяйства с его примитивной технологией и низкопроизводительным тру­дом, к которой зовут нас новоявленные «мыслители», станет до­стойным конкурентом экономически мощным корпоративным и кооперативным хозяйственным системам на международных рынках, являются не более чем беспочвенным фантазерством. Тенденции развития современной мировой экономики прямо противоположны. И впадать в иллюзорные представления по этому поводу нет никаких оснований, если мы по-настоящему стремимся к достижению прогрессивных сдвигов.





Метка: