Активизация инвестиционной деятельности
Рубрика: Экономика, статьиУкраина стоит сейчас перед объективной необходимостью активизации капиталовложений в модернизацию действующих и создание новых конкурентоспособных хозяйственных систем, обеспечение диверсификации капитала в направлении социально ориентированных структурных преобразований. К тому же физическое и моральное старение производственных фондов — до 60-70% в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, торговле и других сферах — угрожает ухудшением ситуации, включая увеличение числа аварий и катастроф с человеческими жертвами и выходом из строя действующих хозяйственных объектов.
Инвестиционная и инновационная деятельность была, есть и будет решающим фактором социально-экономической, научно-технологической и информационно-управленческой политики государства. Без нее не удастся быстро преодолеть общеэкономический кризис и выйти на рубежи устойчивого экономического роста, обновления и развития, прироста необходимого эффекта, сбалансированности макроструктуры совокупного товарно-денежного оборота, платежного баланса и бюджета, формирования фондов накопления и потребления под планируемые темпы воспроизводства и кругооборота, обеспечивающих повышение рыночной платежеспособности, мощного катализатора общеэкономического подъема с прогрессивными структурными и качественными сдвигами.
Как показывает опыт хозяйствования в рыночных условиях, сам по себе рыночный механизм автоматически не может обеспечить инвестирование государственных интересов. Приходится применять методы государственного регулирования инвестиционной политики с целью формирования, концентрации и эффективного использования внутренних накоплений в инвестиционных ресурсах с привлечением иностранных инвесторов для первоочередного разрешения проблем государственных приоритетов. При этом объемы иностранных инвестиций в Украину остаются крайне ограниченными. Иностранные инвестиции выполняют двоякую роль. С одной стороны, содействуют активизации развития экономики, например, Тайваня, Израиля, Южной Кореи, Польши, Венгрии, а с другой — для многих экономически слабых стран внешнее инвестирование мелкими траншами с требованиями предварительного выполнения экономических и политических условий, ставящих эти страны в зависимое положение от инвестора, имеет преимущественно негативные последствия, в частности возрастание дефицита платежного баланса, усиление социально-экономических диспропорций и др.
По данным НБУ, в 1998 г. из стран, инвестирующих в украинскую экономику, наиболее весомыми были капиталовложения из Соединенных Штатов Америки — 509,7 млн долл. (18,3% общего объема инвестиций), Нидерландов — 264,1 млн долл. (8,3%), Великобритании — 209,2 млн долл. (7,5%), России — 186,9 млн долл. (6,7%). Соответствующие вложения в 1998 г. были осуществлены инвесторами из Южной Кореи по проекту совместного предприятия между компанией DAEWOO и автомобильным заводом АвтоЗАЗ, объем инвестиций из этой страны по состоянию на 01.01.99 г. достиг уровня 186,2 млн долл. (6,7%).
В этом же году несколько увеличились и объемы иностранных инвестиций в Украину. Как подчеркивается в выступлении Президента Украины Л.Д. Кучмы на открытии заседания Консультативного совета по иностранным инвестициям 21 мая 1999 г., «при исключительно сложных условиях не прекратился поток иностранных инвестиций в Украину. В прошлом году мы имели наибольший прирост их объема — 637 млн долларов, или на 30%. Показатель убедительный, особенно на фоне оттока инвестиций, который наблюдается во многих других странах»1.
Безусловно, объемы прямых иностранных инвестиций, поступающих в Украину, незначительны для масштабов нашего государства. Поэтому нам необходимо рассчитывать в основном на собственные источники инвестирования, которые у нас есть. В самом воспроизводственном процессе заложены внутренние потенции необходимого инвестирования. Следует только своевременно аккумулировать и быстро инвестировать средства накоплений в объекты наиболее приоритетного значения. В подавляющем большинстве стран мира на первом месте инвестиционных накоплений всегда были и есть внутренние источники.
Это, во-первых, средства амортизационного фонда, который должен формироваться на экономически обоснованой базе и использоваться исключительно на воспроизводство; во-вторых, внутрихозяйственные предпринимательские накопления от прибыли и рентных доходов. Не меньше трети их нужно использовать на технологическое обновление и развитие конкурентоспособного товаропроизводства; в-третьих, денежные накопления государственного и местного бюджетов, часть которых всегда направлялась и направляется на реализацию общегосударственных и региональных экономических, научно-технологических и социальных программ, а также на финансирование некоторых других жизненно важных процессов, в-четвертых, целенаправленная аккумуляция и использование кредитных ресурсов банков, функционирование всей банковско-финансовой системы в интересах воспроизводства и роста национального товаропроизводства. К сожалению, эта система действует сейчас не очень эффективно в направлении активизации воспроизводственной деятельности.