Социальная переориентация экономики переходного периода с отношениями внутренних и внешних рынков
Рубрика: Экономика, статьиДесятилетия господства тоталитаризма в бывшем СССР, пятилетний период анархической «перестройки» его экономики по наивным рецептам М. Горбачева и последний период (1991-2000 гг.) бессистемных и непоследовательных рыночных трансформаций в новых условиях самостоятельного существования независимых государств, к сожалению, не привели к глубоким структурным и качественным изменениям в социально-экономическом положении подавляющего большинства постсоциалистических стран. Более того, экономика оказалась истощенной, с еще большей деформацией макро- и микроэкономических структур, в остро кризисном состоянии.
Характерные особенности кризиса с теми или другими отклонениями наблюдаются почти во всех новых странах, вышедших из бывшего социалистического содружества. Это, во-первых, бурные всплески инфляции на фоне бывших денежно-финансовых и банковско-кредитных систем, которые развалились вследствие несвоевременного и неумелого введения новых национальных валют и массовой долларизации денежного обращения. Новообразованные государственные банковско-финансовые системы и коммерческие банки, различного рода финансовые группы и страховые компании, биржи и рынки ценных бумаг, денежные спекулянты и мошенники, работая преимущественно для собственного обогащения и обогащения ограниченной социальной прослойки верхушечного меньшинства, превратили в конечном счете всю денежную и финансово-кредитную политику в гиперинфляционно-разрушительную модель переходного периода к рыночной экономике.
Во-вторых, так называемый «рыночный шок», попытки регулировать сложные социально-экономические процессы только примитивными неомонетаристскими методами привели к резкому спаду отечественного товарного производства — промышленной и сельскохозяйственной продукции, разнообразных услуг, а отсюда, — как неминуемое следствие — к соответствующему сокращению валового внутреннего продукта (ВВП) и валового национального дохода (ВНД).
В-третьих, за пятилетие горбачевской перестройки и десятилетие осуществления активной рыночной трансформации не только не преодолена, а, напротив, усилена структурная деформация экономики почти во всех постсоциалистических странах. Это связано с проявлением экономического хаоса и ослаблением регулирующего влияния государства на рациональное формирование и функционирование макро- и микроэкономических структур. Социальная переориентация внутренней экономики с тоталитарной структуры на структуру, обеспечивающую первоочередные потребности человека и общества, насыщение внутреннего рыночного спроса и расширение экспорта товаров конечного потребления, не состоялась, хотя более чем десятилетний период «перестройки» и «рыночных реформ» — срок немалый. Это дало возможность иностранным конкурентам потеснить наших товаропроизводителей как с внутренних, так и с международных рынков. Экспорт в еще большей мере принял сырьевой характер, а уровень конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей продолжает оставаться очень низким.
В-четвертых, экономика постсоциалистических стран приобрела в невиданных масштабах криминогенный характер. Президент Украины Леонид Кучма окрестил ее даже «пятой властью». Уголовные элементы, проникнув в разные, в том числе и ключевые, структуры, правят свой бал, терроризируя и дезорганизуя все общество. Коррупция и спекуляция, мошенничество и воровство становятся обычным явлением в жизни людей. А это формирует искаженные представления в понимании добра и зла, особенно в условиях, когда зло начинает господствовать, становится определяющим критерием и фактором жизненного выбора, да еще и под прикрытием «деловой» активности и «умения» хорошо жить. И это наследие закладывается в генетический код будущих поколений, вызывая достаточно опасные волновые импульсы духовной деградации.
В-пятых, экономический упадок сопровождался одновременно бурным социальным расслоением общества: обнищанием основной массы населения, особенно с низким и средним уровнем доходов, и обогащением ограниченной верхней социальной прослойки за счет, главным образом, спекулятивной перепродажи государственных товарных ресурсов, экспортно-импортных операций с получением валютной выручки не государством, а конкретными юридическими и физическими лицами, причастными к внешнеторговой деятельности, «прихватизации» госимущества и валютно-финансовым махинациям. Таким путем по существу, родилась и приобрела финансовое господство новая прослойка постсоциалистических предпринимателей как опора будущих неокапиталистических устоев. В ходе этого общественно-экономического переворота с помощью политики эмиссионно-ценового бума, обесценивания заработной платы и других видов доходов, а также сбервкладов подавляющая часть населения оказалась ограбленной в пользу той же прослойки обогатившегося меньшинства.
Вслед за этим катастрофическим упадком, начиная с производства потребительских товаров и продуктов питания на огромном евроазиатском пространстве, в эту рыночную нишу бросились иностранные конкуренты, легко вытеснив отечественных товаропроизводителей товарами отнюдь не дешевыми и не лучшего качества. Наоборот, импортированы товары широкого потребления и продукты питания — на уровне уцененных товаров и тех, которые снимались за непригодностью с прилавков западных стран.
Действовала вовсе не свободная рыночная конкуренция, а вытеснение отечественных производителей со своих отечественных рынков методами элементарного подкупа коррумпированной верхушки и торговой мафии, которые сдали лучшие торговые площади и места в аренду или продали иностранцам, административно не допуская туда более дешевые отечественные товары. На этом пострадали миллионы потребителей, которые вынуждены были покупать более дорогие и не лучшие по качеству зарубежные товары. Торговый бизнес в очередной раз нанес удар по жизненному уровню обедневших социальных слоев населения.
Собственный рынок оказался в значительной степени утраченным, а новые зарубежные рынки не завоеваны, что поставило под угрозу стабилизацию и развитие эффективного промышленного и аграрного производства, кроме того, породило массовую безработицу, усиление социальной напряженности в обществе. Попытки некоторых российских публицистов представить дело с растущей товарной экспансией стран Запада в постсоциалистические страны невинной акцией, которая якобы совсем и не выросла по сравнению с бывшим СССР, являются несостоятельными и недостоверными.
Например, Европейская экономическая комиссия (г. Женева) совместно с ФАО — Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН — в Сельскохозяйственном обзоре Европы (№ 36 1992 и 1993 гг.) констатируют: Западная Европа в 1988/89 г. имела позитивное сальдо в 666 млн долл. в своей торговле сельскохозяйственными продуктами с Восточной Европой, а в 1992 г. позитивное сальдо выросло до 2,5 млрд долл. За это же время, указывается далее в обзоре, Западная Европа имела позитивное сальдо торгового баланса в своей торговле со странами СНГ, которое составляло соответственно 1,4 и 3,4 млрд долл., т.е. выросло на 2 млрд долл. Здесь же подчеркивается, что! ни одна из стран Центральной Европы, кроме Венгрии, не смогла добиться достаточно позитивного сальдо в своей торговле с Западной Европой для финансирования процесса рыночной трансформации своей экономики. Все это характеризуется и оценивается как «экспортное наступление Запада в Восточной Европе».
Вряд ли стоит закрывать глаза на этот факт утраты своих рынков] и валютных ресурсов странами Восточной и Центральной Европы. Тем более что он непосредственно связан с уровнем жизни их народов, ухудшением социального положения подавляющей части населения.
К сожалению, в России, Украине и других странах СНГ, которые стали на путь рыночных реформ, верх взяли силы отнюдь не антиинфляционно-созидательной направленности, а прямо противоположной гиперинфляционно-разрушительной, т.е. силы рыночной анархии, архирадикальных политических требований негативного разорения действовавших в тот же период форм ведения хозяйства, не осуществив с помощью мощных рыночных стимулов и конкурентной селекции их модернизацию и не создав вместо этого новых, более производительных, которые были бы конкурентоспособными, могли бы не только компенсировать потери от банкротства устаревших хозяйственных структур, но и обеспечивать прирост дополнительного эффекта.
Почти аналогично в свое время архиреволюционеры разворовывали и требовали разрушать «капиталистические» предприятия, помещичьи и кулацкие хозяйства, а также другие системы жизнеобеспечения людей и государства. Печальные уроки истории отнюдь не идут архиреформаторам на пользу. Дезорганизация производства и хозяйственный хаос неминуемо сопровождаются соответствующим экономическим упадком. В Украине он [особенно заметен с 1992 г., когда государство по существу утратило регулирующие функции созидательных процессов социально-экономической трансформации, отпустив ее на самотек. В результате темпы экономического упадка с постепенных быстро достигли фазы катастрофического обвала.
Согласно подсчетам Европейского центра макроэкономического анализа Украины, реальный размер ВВП в оценках постоянных рублей 1990 г. составлял в 1992 г. 137,4 млрд руб., в 1993 г. — 1100,5 млрд, т.е. уменьшился на 26,9%, а в 1994 г. всего 60,3 млрд руб., или в 2,3 раза меньше. Более чем вдвое упало производство промышленной и на V3 сельскохозяйственной продукции. В 1995 г. ВВП по тем же расчетам уменьшился до 55,9 млрд руб., в 1996 г. — >до 52,5, а в 1997 г. — до 48,5 млрд руб., т.е. до 35,3% уровня 1992 г. Номинальные доходы населения за счет колоссальной эмиссии денег в свое время без какой-либо связи с движением результативных показателей ВВП и ВНД увеличивались в несколько тысяч раз, а реальные — резко снижались.
Отметим, что официальные данные по темпам и уровню экономического спада в Украине, рассчитанные Минстатом Украины, существенно расходятся с аналогичными подсчетами независимых экспертов и международных организаций. Например, динамика ВВП, по официальным данным украинской статистики, выглядит так: 1990 г. — 100%, 1991 г. — 92,5,1992 г. — 83,1,1993 г. -76,5 и 1994 г. — 57,2%, т.е. произошло падение на 42,8%. Эта [динамика выглядит значительно лучше динамики фактического спада производства основных видов продукции в натуральных показателях, а также стоимостных расчетов Европейского центра макроэкономического анализа Украины и независимых экспертов. Тенденция дальнейшего экономического спада в 1995-1997 гг. хотя и несколько замедлилась, однако продолжалась, ухудшая экономическое положение страны.
Особое беспокойство вызывает продолжение спада товаропроизводства с сохранением весьма негативной тенденции опережающих темпов сокращения выпуска продуктов питания, а также товаров широкого потребления и услуг под растущий рыночный спрос. Продолжается ухудшение производственной структуры и общей рыночной ситуации на продовольственном рынке. Производство товаров народного потребления, включая продукты питания, сокращается приблизительно вдвое быстрее, чем всего промышленного производства. Таким образом, структурные сдвиги в Украине осуществлялись в противоположном направлении от социальной переориентации экономики.
Большую тревогу вызывает процесс падения инвестиций и инноваций в производственную сферу и инфраструктуру, без чего промышленное и аграрное развитие, структурное и хозяйственное обновление макро- и микроэкономических уровней неосуществимы. Внутренние накопления действующих хозяйственных структур, предпринимателей в сферах внутреннего товаропроизводства независимо от форм собственности съедались инфляцией и не обеспечивали рыночного пространства для надлежащего функционирования инвестиционного комплекса и воспроизводственного процесса в расширяющихся масштабах. Более того, производственные фонды продолжают в подавляющем большинстве производственных сфер катастрофически стареть, лишая их перспективы выхода из кризисного состояния и тем более достижения уровня современной технологической и товарной конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках. Попытка хозяйственников поддержать на плаву производственный потенциал при помощи расточительного и неэффективного раздувания ремонтной базы только ухудшает положение, превращая хозяйственные системы во все менее надежные, увеличивает число аварий нередко с человеческими жертвами и разрушением производственных объектов, общим падением конечной результативности.
Внешние инвестиции, которые широко рекламируются, многочисленные обещания оказать финансовую поддержку со стороны международных банковско-финансовых структур и экономически развитых стран в модернизации действующих и создании качественно новых производств в странах СНГ остаются не более чем добрыми пожеланиями. Фактически объемы и удельный вес иностранных инвестиций в Украине так же, как и во многих других посттоталитарных странах, остаются по отношению к масштабам их экономики сравнительно небольшими и не имеют весомого влияния даже на подготовку исходного старта к экономическому оживлению. Более того, высокие темпы долларизации денежного обращения, внутренних денежных эмиссий, которые обесценивают национальные валюты и искусственно занижают их курс по отношению к СКВ, создают благоприятные условия для значительно большего вывоза капиталов из этих стран, чем прилива к ним извне. Как ни парадоксально, но факт, что именно эти страны, попавшие в фазу глубокого экономического упадка, выступают в качестве инвестиционных доноров экономически развитых стран Запада
Коммерческим структурам, нажившим свой капитал преимущественно преступным путем, в частности путем хищения и спекуляции государственными товарами и сырьевыми ресурсами, значительно выгоднее и безопаснее держать крупные финансовые средства в зарубежных банках или же инвестировать их за границей, подальше от отечественного правосудия. К тому же большинство из этих новоявленных предпринимателей, не имея опыта и знаний в производственном бизнесе, вкладывать средства в более рискованное и трудное в наших условиях развитие национального товарного производства не хотят. Коммерческие же банки постсоциалистических стран, в свою очередь, накопив капиталы наиболее легким способом, как бы из «воздуха», инфляционным путем за счет эмиссионных денег и быстрого их обращения в торговой сфере, подняли процентные ставки на долгосрочные кредиты до невиданного в мировой практике уровня, что по существу отсекло товаропроизводителей от источника получения долгосрочных кредитов. Это в еще большей мере заморозило весь воспроизводственный процесс.
Такое направление рыночной реформации поддерживалось сознательно государственной экономической политикой под видом «невмешательства» государства в социально-экономическое управление. По замыслу идеологов рыночных преобразований, она должна осуществиться сама по себе «свободным рынком». Главная цель, которую преследовали правительства, проводя такую политику — как можно быстрее создать богатую элиту социального меньшинства, которая преобразовалась бы в экономическую опору нового, неокапиталистического уклада общества. И эта цель сравнительно быстро и успешно достигнута, несмотря на несовершенный состав новой элиты.
Промышленное производство пришло при этом в упадок. Проведенный мною системный анализ ежемесячного движения объемов выпуска, себестоимости и цен по 100 видам промышленных изделий в Украине свидетельствует, что аритмией охвачены почти все сферы промышленной деятельности: длительное время продолжался спад производства и удорожание продукции достаточно высокими темпами. Даже за короткое время (с декабря 1994 г. по декабрь 1995 г.) оптовые цены производителей непрерывно росли. Не обнаружено ни одного продукта, по которому уровень цены стабилизировался бы или снизился. Только объемы выплавки стали (экспортный продукт) довольно ритмично наращивались из месяца в месяц, а стоимость и оптовая цена в расчете на одну тонну стали повышалась в пределах темпов удорожания энергоносителей.
По группам других видов промышленных товаров их себестоимость и оптовые цены росли по всем составляющим ценовой структуры, и прежде всего по стоимости сырья и энергоносителей, материалов и комплектующих узлов и деталей, растущих накладных расходов, хищений и потерь от бесхозяйственности, грабительских процентов оплаты за кредит и т. п. Исключение составляет только статья расходов на оплату труда. Поскольку заработная плата в госсекторе искусственно замораживалась, часть ее в структуре себестоимости имела тенденцию к катастрофическому снижению. В некоторых отраслях промышленности Украины она снизилась до 5-10% исходного уровня. Понятно, что такое снижение вовсе не содействует удешевлению товаров, а только парализует мотивацию людей к труду, стремление к росту его производительности. Это именно тот социальный тормоз, с помощью которого искусственно сдерживался рост производства и его эффективности раньше — в эпоху социалистического господства и сдерживается теперь — в период постсоциалистического переустройства экономики.
Проблема экономического интереса, трудовой мотивации человека оказалась неразрешимой для мыслителей и теоретиков коммунистического уклада общества, не говоря уже об опыте практического воплощения в жизнь их теоретических постулатов. Собственно на этом и потерпела фиаско сверхцентрализованная система управления социалистическим хозяйством, напрочь лишенная свободной рыночной конкуренции, выбора наиболее выгодных покупателей и продавцов, личной мотивации активной трудовой деятельности человека, свободы ее выбора и поведения, естественно, в пределах правовых ограничений со стороны государства.
Накопление своим умом, умением и трудом собственного богатства, рациональное его использование, в том числе и в интересах последующих циклов воспроизводства, является мощным мотивационным фактором человеческого поведения. Именно непонимание этой элементарной истины приводит нередко к экономическим и социальным утратам, не только тормозя темпы прогресса, но и доводя иногда могущественные общественные системы до экономической катастрофы. Усиление ценовых диспаритетов и ограниченность платежеспособного спроса, в свою очередь, дезорганизуют экономическую структуру и возможности стабилизации равновесия всей социально ориентированной народнохозяйственной структуры (как общегосударственной, так и региональной) в условиях рыночной конъюнктуры, которая меняется.
По мнению идеологов идеализации полной рыночной свободы с неограниченной ценовой либерализацией без вмешательства государства в ее регулирование и частное предпринимательство, такие отношения являются наиболее активными регулирующими катализаторами формирования эффективных структур с естественной мотивацией высокопроизводительного труда работников и предпринимателей, стремлением каждого из них к ускорению личного обогащения. Следует отметить, что в прошедшие исторические эпохи подобного рода свобода рыночных отношений господствовала и обеспечивала прогресс. Она сохраняется и поныне в качестве такого рудимента, как свободный базар.
Однако современный научно-технический прогресс, высокоразвитая производственная и рыночная инфраструктура в корне реформировали и всю систему рыночных отношений, преобразовав ее в такую, которая регулируется и управляется с использованием новейших методов менеджмента и экономико-правового регулирования. Не следует забывать, что рыночный метод регулирования является также принудительным с достаточно относительной свободой действий. Это не прямой административный диктат и не грубое силовое давление (под страхом оружия, концлагеря, тюрьмы и других форм физического принуждения), а более мягкое экономическое давление на личность, но отнюдь не с меньшей угрозой голода и обнищания.
Нельзя эффективно реформировать сложившийся социально-экономический уклад, пренебрегая интересами большинства социальных слоев населения. Вообще экономические интересы людей определяют успех или провал в достижении целей политического и экономического курса государства. Начинать реформы с обвального падения уровня реальных доходов и уровня жизни большинства населения бессмысленно, ибо это действенный катализатор бурной реакции неприятия и отторжения любых, даже наиболее прогрессивных, реформации.
Ученые, которые фундаментально исследуют сложные и противоречивые процессы переходного периода, приходят к однозначному выводу: рыночная трансформация после преодоления кризиса должна опираться на модель высокоразвитой, социально ориентированной экономики, ее эффективного функционирования под регулирующим влиянием государства и стимулирующим действием рыночной конкуренции и конъюнктуры.
Все составные этой модели, например в условиях Украины, без весомого влияния иностранного капитала требуют особенно высокой четкости макро- и микроэкономического управления, экономического регулирования и контроля со стороны государства, а также жесткой системы менеджмента в каждой хозяйственной структуре, высокой культуры, организации и дисциплины в каждой сфере творческой деятельности, функционирующей в едином правовом поле независимо от форм собственности и ведения хозяйства. Современный рынок требует высокоразвитой инфраструктуры, информационной системы научно обоснованных правовых и товарно-денежных отношений.
Модели «рыночной экономики» в современном мире чрезвычайно разнообразны. Это далеко не то «прокрустово ложе», в которое пытаются искусственно втиснуть все постсоциалистические страны, не учитывая при этом ни отличия естественных условий, стартовых рубежей, экономических потенциалов, производственных и рыночных структур, многовековых традиций и духовной культуры народов. В каждой стране формируется соответствующая специфика рыночной модели.
Содержание посткризисной рыночной модели развития Украины охватывает:
• во-первых, четкую систему управления и регулирования процессов стабильного развития макро- и микроэкономики, денежного обращения, валютно-финансового и кредитного обслуживания в условиях жестких правовых ограничений и свободной рыночной конъюнктуры;
• во-вторых, опору на научно-технический прогресс и интеллектуальный потенциал государства;
• в-третьих, взаимовыгодные и паритетные взаимосвязи в системе мирового содружества с выявлением и использованием собственной ниши в конкурентной борьбе на международных рынках;
• в-четвертых, социальную ориентацию экономического развития на обеспечение достойной жизни человека и общества, нормального процесса демовоспроизводства;
• в-пятых, структурную и качественную сбалансированность рыночного спроса и предложения в широком понимании функционирования всех видов развития рынков со стабильными ценами.
Несомненно, важнейшей составляющей перехода к этой модели является рациональное разгосударствление и приватизация, формирование настоящего хозяина и более эффективного ведения хозяйства. Эти процессы в последнее время в Украине значительно ускорились. Однако разгосударствленные системы, имея весомое преимущество по объему и части стоимости производственных фондов, существенно уступают неприватизированным по показателям объемов товарного выпуска и конечных результатов, что, понятно, не содействует преодолению кризиса. Фетишизировать действие лишь одного этого фактора как панацею от всех экономических болезней было бы неуместно и неправильно.
Одним правовым актом, безусловно, можно превратить всех людей в «бумажных» владельцев, но от этого никакого дополнительного эффекта не будет. Об этом свидетельствует опыт поверхностных хозяйственных трансформаций в постсоциалистических странах. «Бумажных» владельцев нужно еще преобразовать в реальных и создавать благоприятный инвестиционный климат для настоящих преобразований. Формирование более эффективных хозяйственных систем — отнюдь не единовременный правовой акт, а процесс постепенный, последовательный и длительный, который органически связан с соответствующим наращиванием реального капитала и инвестиций в структурное и качественное обновление приватизированных объектов.
Учитывая инвестиционную ограниченность, Украине приходится базировать свою стратегию и текущую экономическую политику на выборе ограниченного количества приоритетов. Ими, как уже отмечалось, являются энергетический комплекс и обеспечение энергетической безопасности, агропромышленный комплекс и обеспечение продовольственной безопасности, а также развитие промышленных производств с высокими технология,] ми, конкурентоспособными на мировых рынках, обеспечивающими технологический прорыв в рыночном функционировании всего народнохозяйственного комплекса и его региональные блоков. Для этого есть пока что до конца не разрушенный научный и научно-технический потенциал, фундаментальные научные и проектно-конструкторские разработки, а также высококвалифицированные кадры.
Украина имеет немало конкурентоспособных технологий в аэрокосмической сфере, в ракето- и судостроении, в производстве новых материалов с заданными свойствами, в регулировании химических, биохимических и биофизических процессов при создании современных разнообразных химических продуктов. Именно этот важнейший приоритет охватывает решающие сферы человеческой деятельности как основы нынешних и будущих прогрессивных изменений.
Успешно решить проблему структурной переориентации экономики в социальном направлении без кардинальной технологической перестройки аграрного сектора и перерабатывающей промышленности немыслимо. В условиях острой инвестиционной! ограниченности нужно будет приложить немало усилий для увеличения внутрихозяйственных накоплений, создания бюджетных и внебюджетных инвестиционных фондов и привлечения иностранных инвесторов для решения этой жизненно важной задачи, включая осуществление результативных аграрных преобразований с формированием конкурентоспособных хозяйственных систем.
Определяющую роль в этом процессе должно играть могущественное промышленное влияние на продовольственную сферу, без чего достичь быстрых сдвигов невозможно. Не обойтись здесь и без мощной государственной поддержки в развитии первоочередных приоритетов внутри самого АПК. Базировать аграрную сферу лишь на ручном труде и живой тягловой силе, (если таковая будет), как предлагают некоторые недальновидные политики, означало бы поставить страну на грань голода.
Такие рецепты лечения затяжной экономической болезни неприемлемы и очень опасны. Важно одновременно с изменением [структуры АПК, ее оптимизацией пересмотреть структуру аграрной сферы, адаптировав ее под меняющийся рыночный спрос, и расширить экспортные возможности.
Острый промышленный и структурный кризис неминуемо усиливает негативное давление на аграрную сферу, которая, избавившись от реальных возможностей технологического обновления, покупки необходимых для этого промышленных ингредиентов (энергетических ресурсов и машинных комплексов, минеральных удобрений и средств защиты от сорняков, вредителей и Полезней, технологий обработки и переработки сельскохозяйственных продуктов и сырья, строительных материалов и других средств производства), оказалась перед фактом неминуемого [упадка. Само сельское хозяйство как менее всего защищенная и (нестабильная сфера деятельности в течение десятилетий тоталитаризма, выступавшая инвестиционным донором для развития ВПК и строительства городов, в условиях еще более резкого усиления ценовых диспаритетов (цены на промышленные товары, которые потребляются селом, растут значительно быстрее, чем цены на сельскохозяйственные продукты) и лишения свободного доступа к кредитным ресурсам превратилась в финансового банкрота.
Гиперинфляция подорвала возможности более или менее [нормального экономического выживания крестьянства, преобразовав его в наиболее эксплуатируемый класс общества. Преобладает тяжелый, малопроизводительный и мизерно оплачиваемый ручной труд на земле и в животноводстве. Последнее вообще, [превратившись в убыточное, массово сворачивается, легко вытесняется со своих внутренних рынков иностранными продовольственными фирмами, которые поставляют более дорогие мясные и молочные продукты. Аграрные хозяйственные системы, к сожалению, переходят в очередной этап развала без замены их более эффективными. Иначе говоря, происходит процесс аграрной деградации.
Исследования свидетельствуют, что почти во всех постсоциалистических странах, ставших на путь рыночной трансформации по рецептам, навязанным извне, резко обостряются социальные проблемы, связанные с небывалым падением уровня жизни большинства социальных слоев населения. Подушная и семейная прибыльность, покупательная способность рабочих и крестьян, служащих и специалистов, интеллигенции и различные слоев населения резко упала. Растет прямая и особенно скрытая безработица. Основная масса людей стала жить значительней хуже, чем раньше. Питание их становится все более неполноценным, ограничивается хлебом и картофелем, которые также дорожают. Недоступными для многих стали товары первой необходимости (одежда, обувь), не говоря уже о товарах длительногопользования. Все это вызывает, с одной стороны, апатию и недоверие к проводимым экономическим реформам, а с другой J ожесточение и агрессивность, невиданный рост преступности бандитизма, краж и мошенничества, незаинтересованности в повышении производительности труда вследствие мизерной e оплаты, стремление к насильственному перераспределению] уменьшающихся материальных благ. Такая неустойчивая система общественного устройства, в которую заложены взрывные социальные и национальные конфликты, долго существовать на может. Рано или поздно ее ожидают социальные потрясения,] если новые государства умелой и гибкой экономической и социальной политикой не сумеют снять напряжение и направить рыночные реформы в созидательное русло, которое обеспечиваем подъем уровня жизни не только преступно обогатившегося] меньшинства, но и отверженного и обедневшего большинства.