Макроструктурные приоритеты
Рубрика: Экономика, статьиЭкономические структуры, как и их приоритеты, в различных странах и регионах мира формируются и меняются под влиянием действия сложной совокупности объективных и субъективных факторов. Их первичной основой выступают природно-климатические условия жизни человека, наличие ресурсного потенциала Земли и ее недр (уровень плодородия почв, имеющиеся в наличии запасы энергетических, минерально-сырьевых, водных, растительных, животных и трудовых ресурсов), а также действие таких естественных факторов, как тепло, влага и солнечная радиация. Важную роль играют исторические традиции жизнедеятельности народов, которые населяют соответствующие территории Земного шара. Но они постепенно утрачивают определяющую роль. Современные структурообразующие процессы, их динамизм и результативность зависят от экономического и научно-технического могущества тех или других стран, их интегрированных группировок, от целенаправленной экономической политики, знаний и умения эффективно управлять макро- и микроструктурными процессами, используя для этого рыночные и административные государственные регуляторы.
На структурные преобразования непосредственно влияют движение платежеспособного спроса и товарного предложения (т.е. конъюнктура рынков), прибыльность, инвестиционные накопления, ценовая, финансовая, налоговая, бюджетная и кредитная политика, внешнеэкономическая и инновационная деятельность, мотивационная направленность на быстрое технологическое, организационное, управленческое и структурное обновление товаропроизводства и инфраструктуры. Каждая страна вынуждена искать свои товарные ниши рыночной конкурентоспособности, формируя соответствующую структуру экономики. Поэтому стандартизация структурных моделей национальных экономик почти невозможна. Многообразие условий и выходных параметров различных стран порождает необходимость поиска каждой из них собственной структурной политики и перспективной модели межотраслевой сбалансированности. Попытки заимствования и механического перенесения «чужих» экономических моделей на собственную национальную почву заканчиваются преимущественно неудачами.
Следует также осознать еще одну элементарную истину, что проблема выбора приоритетов охватывает почти все без исключения сферы человеческой деятельности. Она стратегически и тактически возникает не только перед каждым отдельным государством и каждым ее отдельным регионом, но и перед каждой отдельной хозяйственной единицей — будь то могущественная национальная или транснациональная корпорация или мелкий кооператив, частный хозяин (портной, фермер, парикмахер и т.п.). Более того: повседневная жизнь каждого отдельного человека не обходится без выбора приоритетных направлений действий.
Проявление любого дефицита (времени, денег, знаний и умения, материальных или духовных ресурсов и т. п.) неминуемо ставит перед человеком объективную потребность в первоочередных решениях и их приоритетной реализации для достижения успеха и собственной выгоды в конкретных представлениях о них. Хозяйка, исходя из имеющихся в наличии в ее кошельке денег, выбирает, что ей покупать в первую очередь, что во вторую, и чего вообще придется не покупать. По существу хозяин-предприниматель делает то же самое, когда покупает необходимые для производства ресурсы, выбирая, на каком рынке и за какую цену это лучше сделать, а также заменяя очень дорогое на более дешевое и лучшее. Одновременно предпринимателю приходится решать и другое, еще более сложное и более важное задание: что в первую очередь производить (по объему, структуре и качеству) под реальный рыночный спрос для получения большей прибыли.
Ежедневно каждый человек стоит перед выбором: врач — какие лекарства лучше рекомендовать больному для более быстрого выздоровления; вор — кого безопаснее и выгоднее ограбить; взяточник — сколько содрать, чтобы не вызывать подозрения и не провалиться; жених — какую взять жену, а невеста — какого мужа; пассажир — каким видом транспорта удобнее и дешевле доехать к месту назначения; школьник — как избежать неприятностей с невыученным уроком, как лучше использовать деньги, которые родители дали на завтрак; безработный — где найти работу; банкир — куда выгоднее направить деньги и как лучше вести дело с дебиторами и кредиторами, чтобы они своевременно и полностью рассчитывались с банком, как уменьшить риск и неопределенность для получения стабильных и высоких прибылей; ученый — в каком направлении и каким методом лучше вести свой поиск, чтобы быстрее получить новый результат, а также где взять нужные для этого средства и материальные ресурсы. Безусловно, различные люди в зависимости от своего психологического реагирования, умственного развития, знаний и умений действуют по-разному, в том числе и в отношении коррекций первоочередности.
Речь идет прежде всего о необходимости вывода из острого кризисного состояния агропродовольственной сферы. На первых порах необходимо хотя бы подвести энергетическую базу под своевременное выполнение полевых работ в периоды сева, ухода за посевами, уборки урожая и многих других технологических операций в земледелии и животноводстве, срыв которых создает угрозу утраты продовольственной безопасности. Отключение промышленных объектов, особенно крупных энергоемких производств от электросистемы, в свою очередь, не только подрывает ритмичность их работы, но и создает аварийные ситуации, что также угрожает промышленному развитию государства. Аналогичная ситуация возникает в отраслях транспорта и связи, строительства и торговли, в научных и учебных лабораториях, на объектах медицины и культуры, а точнее — во всех без исключения сферах человеческой деятельности.
Известно, что энергетика является сердцевиной общечеловеческого прогресса и мирового социально-экономического развития, направляя его в русло экономической интеграции и глобализации. Неслучайно, именно она (энергетика) была, есть и будет первоочередным приоритетом в фундаментальных научных и прикладных технологических и общественных открытиях принципиально новых закономерностей в XXI столетии — на переломе веков и тысячелетий. Не преодолев энергетического кризиса, никакое попавшее в него государство не может всерьез рассчитывать на ускорение темпов эффективных, конкурентоспособных сдвигов, тем более на вхождение в группу лидирующих стран по оценочным критериям прироста ВВП и ВНД в расчете на душу населения, уровня производительности труда, дешевизны и высокого качества производимых товаров и услуг.
Отсюда складывается и степень совершенства всей системы не только технических, технологических и экологических параметров современной энергосистемы с ее рыночной инфраструктурой, но и, как это ни парадоксально, всего общественно-экономического и социально-политического устройства общества и государства. Достижение ими высших качественных критериев без энергетической обеспеченности немыслимо. Это достижение ничего общего не имеет с рыночными демократиями и анархией «невидимой руки» так называемого «свободного» рынка, который, к сожалению, существует преимущественно на бумаге и дискетах компьютеров. Международные рынки и рыночные отношения поделены и строго контролируются монополистами в замкнутых рыночных пространствах, куда не допускаются те государства, которые идут не в фарватере политики лидирующих магнатов.
Стремления архиреформаторов и их идеологов будто бы к полной либеризации энергетических рынков, к эффективной «приватизации» крупных энергокомплексов сводятся в конечном счете к дележу и переделам остродефицитных энергоресурсов. Происходит острая борьба между кланами за доступ к реальным источникам наиболее надежной и легкой наживы — дефицитным видам топлива, прежде всего, нефтепродуктам и газу, а также к экспорту электроэнергии.
В условиях Украины, несмотря на проведенную административную реформу, государственный и коммерческий аппарат управления продолжает оставаться искусственно раздутым за счет присосавшихся к ТЭКу бесчисленных посредников, которые по сути захватили в свои руки как внешнюю, так и внутреннюю торговлю энергоресурсами. Доходы от них оседают в карманах частного бизнеса, который наловчился уклоняться от государственных налогов и платежей в бюджет, вывозя конвертируемую валюту за рубеж в иностранные банки. На этой весьма странной «коммерции», схожей с хищническим растранжириванием и без того крайне ограниченных энергоносителей, страна ежегодно несет крупные валютные потери, соответственно сокращая свое национальное богатство, инвестиционно-инновационные накопления и возможности перехода к социально ориентированной рыночной экономике.
Сложившаяся в Украине система энергорынка напоминает сейчас примитивный базар мелких лавочников, которые втайне делят (не обходится и без бурных разборок) между собой денежную выручку, преподнося весомую ее часть коррумпированным госчиновникам. Если не трансформировать на прочной научной основе этот деформированный рынок в современный цивилизованный со всеми его атрибутами и развитой инфраструктурой энергорынка со сбалансированным экспортом и импортом, платежным балансом, то страна может оказаться надолго в энергетическом кризисе со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Острота назревшей проблемы требует поставить ее во главу угла всей социально-экономической политики государства, сконцентрировав на этом ограниченные материальные и финансовые ресурсы, фундаментальные и прикладные научные исследования, проектно-конструкторские разработки, привлекая накопленный зарубежный опыт, отечественных и иностранных инвесторов. Необходимо расширить и углубить поиски запасов и вовлечения в хозяйственный оборот новых природных энергоносителей, создавать на совместном (национальном и зарубежном) капитале необходимые энергетические мощности, моделируя качественно новые энергосистемы по оценочным критериям прироста реального социально-экономического эффекта
Стабильное развитие экономики, ее конкурентоспособность органически взаимосвязаны с соответствующим укреплением и развитием энергетической базы как отдельных стран, так и их интегрирующихся групп и даже крупных регионов мира. Экономика и энергетика могут надежно функционировать в едином пространстве. Они дополняют друг друга, создавая в меняющихся условиях и ситуациях реальные предпосылки для ускорения или замедления темпов общественного прогресса, кстати, так же как и регресса, которые противоборствуют в естественном процессе расширяющегося или сжимающегося кругооборота живой и неживой материи.
Вечно циркулирующая в воспроизводственном круговороте природная субстанция с активным проявлением в ней человеческого интеллекта происходит под воздействием могучих энергетических импульсов самодвижения, порожденных внутренней сущностью самой функционирующей системы. Иначе говоря, энергетика в исходной основе своей заложена в фундамент воспроизводственного процесса. Такова философская концепция роли энергетического компонента в социально-экономическом и духовном развитии человечества, его сдвигов с помощью человеческого интеллекта в циклическое состояние прогресса и регресса, включая и равновесное их положение.
При этом целенаправленное устремление в состояние последовательных прогрессивных сдвигов сопряжено, во-первых, с возрастающими усилиями ученых в развитие фундаментальных наук, обеспечивающих принципиально новые открытия и разработки; во-вторых, с нарастающими вложениями все больших объемов капитала в научно-исследовательскую и проектно-конструкторскую деятельность, технологическое обновление и создание качественно новых поколений технологических, организационно-управляющих, экономических и банковско-финансовых систем, отвечающих вызову второго тысячелетия; в-третьих, с ростом инвестиций и инноваций в соответствующее развитие людского фактора, количественное и качественное обновление человеческого общества, формирование его новых поколений, воспитание и обучение их в духе исключительно прогрессивного созидания.
Знание очередными поколениями новейших явлений и тенденций, происходящих в природе и обществе на сегодняшних и прогнозируемых этапах развития, научные открытия и разработки, опыт других стран и народов являются объективно необходимыми для достижения прогрессивных сдвигов. Это одно из главнейших направлений обеспечения глобальных и локальных преобразований всех хозяйственных систем с приоритетным развитием среди них топливно-энергетического комплекса. В нем необходимо устранить различного рода посреднические структуры, деятельность которых ничего кроме криминализации энергокомплекса не приносит.
Посредники расхищают дефицитные энергоносители, занимаются их преимущественно незаконным экспортом и реэкспортом, спекуляцией, порождают противоборствующие мафиозные кланы, присваивают доходы и ценнейшее госимущество под видом его приватизации. Прироста реального эффекта она пока не дает, а лишь усугубляет положение на внутреннем энергорынке, создает искусственный ажиотаж в формировании рыночных спросов и предложений, ценовой конъюнктуры, вздувая цены на бензин, солярку, масла и прочие дефициты энергоресурсов выше их стоимости с целью получения сверхприбылей за счет ограбления и без того крайне обедневших и неплатежеспособных потребителей, в частности подавляющего большинства аграрных, да и многих промышленных товаропроизводителей, которые вообще периодически отключаются от систем энергоснабжения по причине несвоевременных расчетов за потребляемую энергию. Таким примитивным способом «выхода из энергетического кризиса» можно не только разрушить и без того неудовлетворительно действующую энергосистему, но и все сопряженные с ней хозяйственные структуры, периодически остающиеся без энергетического обеспечения.
Тенденция перехода украинского энергокомплекса из рук профессионалов-энергетиков в руки несведущих в этом коммерсантов и алчных чиновников влечет за собой его постепенное угасание с соответствующим подрывом всей экономической системы государства. Никакие реформы без вовлечения и эффективного использования требуемого для обновления и развития энергосистемы капитала не спасут страну от экономического кризиса. Энергокомплекс и его развитие являются общегосударственной проблемой, и отдавать ее на разрешение криминальным коммерческим структурам и многочисленным управленческим надстройкам, которые безудержно растут как грибы после дождя, не только социально и экономически неоправданно, но и крайне опасно и вредно, поскольку государство и общество тем самым неизбежно втягиваются в кризисную ловушку, выход из которой чрезвычайно затруднителен. На мой взгляд, необходимо осуществлять реализацию энергетической программы строго последовательно и поэтапно в основном на базе внутренних инвестиционных накоплений самого же ТЭКа и привлечения заинтересованных иностранных инвесторов. Доходы от этого необходимо направить прежде всего на его развитие, а не допускать их расхищения недобросовестными юридическими и физическими лицами. Экономическими исследованиями именно этот путь выхода Украины из энергетического кризиса всесторонне обоснован и признан практически оправданным. Все это детально изложено выше в данном разделе в качестве концептуальной основы решения острой энергетической проблемы в Украине.