Регулирующие рыночные и государственные механизмы агробизнеса
Рубрика: Экономика, статьиАграрная сфера Украины как менее всего экономически защищенная в течение всей истории господства тоталитаризма, периодов горбачевской перестройки и последующего рыночного реформирования по монетаристским шоковым рецептам оказалась в особенно тяжелом финансовом состоянии. Парадоксально, но факт, что во времена советской власти сельское хозяйство, будучи само в глубоком упадке, односторонне и бесспорно выполняло функции постоянного инвестиционного донора общеэкономического развития страны. Крестьяне выполняли обязательные поставки натуральной продукции государству по заготовительным ценам, которые не покрывали даже четвертой части производственных затрат (себестоимости продукции). Это были сугубо символические цены, которые ничего общего не имели с ценами, складывавшимися в то время на колхозных рынках. Натуроплата за работы, которые выполнялись в колхозах техническими средствами государственных МТС, значительно превышала реальную стоимость выполняемых ими работ.
В стране тогда господствовала система своеобразного натурального оброка, который выплачивался государству колхозами и совхозами. Она исключала возможность иметь им доходы даже для простого воспроизводства, а крестьяне почти ничего не получали за свой труд, измерявшийся так называемыми трудоднями с принудительным установлением обязательного минимума годовой выработки без какой-либо гарантии оплаты. Таким образом, была административно введена наивысшая в мире норма эксплуатации человека, которая парализовала его интерес к высокопроизводительному труду. Процесс воспроизводства основывался на принудительном труде. Основным источником крестьянских доходов были личные подсобные хозяйства, размеры которых строго ограничивались уставными нормами и облагались весомыми налогами. И все же крестьяне имели возможность продавать определенную часть своей продукции на колхозных рынках по более высоким ценам, которые также ограничивались, хотя и позволяли иметь небольшие денежные доходы, поддерживавшие жалкую крестьянскую жизнь.
Это была политика прямой эксплуатации крестьянства. На ней преимущественно и держались накопления на развитие индустрии, больших городов и всей системы тоталитаризма. На этом же держались и искусственно заниженные розничные цены продуктов питания. Никакого эквивалентного товарообмена между городом и селом не было и в помине. Однако объективный закон рыночной стоимости, несмотря на попытки его административного подавления, продолжал срабатывать в пользу крестьян через свободный колхозный рынок.
Значительно позднее (уже в послевоенные годы с появлением так называемой «хрущевской оттепели») государство вынуждено было пойти на введение наряду с заготовительными (чисто символическими) более высоких закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, которые уже в значительно большей мере покрывали издержки производства и даже приносили части высокоорганизованных хозяйств прибыль. Но ведь обязательные поставки и натуроплата за работы МТС продолжали составлять львиную долю товарной продукции общественного хозяйства, и на государственные закупки по более высоким ценам приходилась незначительная часть, что отнюдь не решало проблемы нормальной воспроизводственной доходности колхозов и совхозов.
Их руководители высказывали явное недовольство таким несправедливым положением села почти на всех уровнях партийной и государственной иерархии, а крестьяне, оплата труда которых оставалась довольно низкой, почувствовав определенные послабления угрожающего диктата сверху, проявляли даже определенное нескрываемое неповиновение, а иногда и устраивали дезорганизацию общественного производства.
Партийная и государственная политика волевого перераспределения финансовых и материальных ресурсов вынуждена была сделать новый шаг — отменить обязательные поставки и перейти полностью на государственную закупку сельскохозяйственных продуктов (закупочные цены также не отвечали уровню рыночной стоимости и оставались еще неэквивалентными), расширив сферу товарно-денежных отношений, соответственно повысив крестьянские доходы. И даже в этом действовавшей тогда режим усмотрел опасность ничем не подкрепленного «крестьянского обогащения» и решил одновременно немедленно продать всю технику бывших МТС колхозам, поставив их опять на грань финансового краха. Государственный бюджет был за счет этого соответственно пополнен, а крестьяне остались почти в том же бедственном положении, что и до хрущевских реформации.
В свое время мне пришлось фундаментально исследовать процессы ценовых изменений (в динамике и структуре), в частности, в аграрном секторе, а также изменений степени эквивалентности товарообмена между промышленностью и сельским хозяйством, между городом и селом. Результаты их однозначно свидетельствовали о наличии огромных, ничем не оправданных ценовых деформаций и дисбалансов, об отсутствии необходимой паритетности, которая пагубно влияла на доходность и развитие аграрной сферы, доведя ее до катастрофического состояния. К этому следует добавить несовершенство действовавшаго в то время финансово-кредитного и страхового регулирования административными методами. Острую ограниченность и даже отсутствие хозяйственных доходов вследствие искусственного занижения закупочных цен государство стремилось частично покрыть в форме бюджетных дотаций или выдачи кредитов, хотя заранее было известно, что их никто не возвратит. Это выдавалось за «большую помощь» крестьянам со стороны государства, за что они должны были постоянно его благодарить. Такая пропагандистская фальшь отнюдь не помогала крестьянскому прогрессу.
Вообще государственная политика относительно агропродовольственной сферы была недальновидной и ошибочной, нанесла немалый вред жизни общества и его будущему. Негативные последствия прошлого с началом осуществления рыночных реформ не только не удалось преодолеть, а, наоборот, ситуация значительно ухудшилась.
Рыночные и государственные экономические регуляторы срабатывают теперь только на усиление хозяйственного притеснения и утрату и без того низкой эффективности национального агропромышленного производства. Тем самым открыт неограниченный простор для внешнеторговой экспансии продуктов питания на украинский рынок, искусственного создания аграрной безработицы, подрыва нормального питания большинства населения страны.
Ценовая, налоговая и финансово-кредитная политика государства, которая активно влияет на уровень доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, превратилась из активного стимулятора проведения эффективных агропродовольственных реформ в разрушительную силу.
Введение с 1992 г. в обращение без крепкой стоимостной базы купоно-карбованца и политика полной либерализации цен в условиях отсутствия жесткого контроля за эмиссией денег (кстати, они печатались за границей, не имея надежной государственной гарантии, точного объема и качества их выпуска) в основном и обусловили так называемый «гиперинфляционный шок», который особенно больно ударил по аграрному сектору. Создался небывалый в экономической истории Украины, да, пожалуй, и всего мира ценовой дисбаланс, деформация стоимостной и ценовой структуры, парализовавшей, в первую очередь, доходность и платежи в сельском хозяйстве и связанных с ним отраслях.
Дело в том, что монополизированные отрасли промышленности, как уже отмечалось, выступили главным катализатором ценового взрыва. Они первыми искусственно вздули цены сверх реальной стоимости своей продукции до уровня полного паралича ее сбыта и производства. В то же время закупочные и розничные цены на основные виды продовольствия государство еще продолжало жестко регулировать, побаиваясь социального взрыва. В результате диспропорция в товарообмене между двумя решающими сферами товаропроизводства затормозила весь воспроизводственный процесс. Доходы работников сельского хозяйства, а вслед за ними и основной массы населения (кроме социальной прослойки криминального меньшинства) вследствие — особенно на первых этапах рыночных реформ — искусственного подстегивания гиперинфляции как средства получения нарастающей величины денег из «воздуха» оказались на уровне минимальной их платежеспособности, превратив тем самым внутренний рынок из активного стимулятора в негативное явление хозяйственной стагнации и спада. Нет платежеспособного спроса, нет и соответствующего воспроизводства новой стоимости и стимула развития производства для его покрытия. Так с помощью выпуска излишней и все большей массы денег в обращение, падения их реальной стоимости, искусственного замораживания и спада реальных доходов товаропроизводителей и потребителей экономика Украины переходного периода оказалась в глубоком кризисном состоянии, из которого выходить чрезвычайно трудно.
В связи с неравномерностью роста рыночных цен не только на разнообразные товары народного потребления, но и на средства производства все составные ингредиенты стоимостной структуры продукции и услуг коренным образом изменились и стали весьма подвижными по отношению к объемам и структуре себестоимости, прибыли, ренты и цен, рентабельности и всего сложного экономического кругооборота. В периоды инфляции он искусственно наращивается ускоряющимися темпами, большей частью обходя производственные стадии и даже при резком спаде товарного производства. Действие факторов риска и неопределенности становится для каждого товаропроизводителя (предпринимателя) независимо от форм собственности и хозяйствования господствующим в получении конечных результатов.
Как и раньше, цена (Z) может быть выше, ниже или равной себестоимости (S), так же как и общественной стоимости (W), которая отнюдь не исчезает в условиях рыночной экономики, но принимает преимущественно форму цены равновесия под влиянием соотношения платежеспособного спроса и предложения на рынке. Таким образом, Z>=<S < = >W. Для любого хозяина (как и другого вида деятельности) наилучшим вариантом является вариант, когда рыночная пена превышает себестоимость, которая, в свою очередь, меньше общественной стоимости (цены равновесия), т.е. Z > S< W, при этом, когда Z = W, уравнение отвечает идеалу рыночного равновесия. Однако такого теоретически идеального варианта в условиях современного, далеко не сбалансированного украинского рынка с высокими темпами удорожания и спада производства почти не бывает.
Безусловно, хозяин (предприниматель) может осуществлять свой бизнес в условиях Z = S, если он считает для себя достаточным безубыточное производство или любую другую деятельность. К тому же если он может пользоваться свободным кредитным или другим финансовым ресурсом для качественного обновления и расширения своей производственной деятельности. Такие варианты воспроизводственных моделей встречаются в украинской и мировой микроэкономике довольно часто и обеспечивают успех.
Значительно хуже положение тех предпринимателей, которые оказываются в условиях, когда Z< S, т.е. такая деятельность приносит убытки. В большинстве случаев они превращаются в банкротов. Нормально осуществлять воспроизводственные процессы при таких условиях нет возможности. Разве что найдутся посторонние источники покрытия убытков и инвестирования, т.е. финансовая поддержка убыточной деятельности.
И такие случаи имеют место особенно тогда, когда такая деятельность обещает в перспективе покрыть понесенные затраты, сделать прорыв в конкурентоспособности и завоевать свою нишу на внутреннем и международных рынках. Большей частью это происходит в наукоемких, остродефицитных и уникальных сферах, которые из убыточных могут быстро превращаться в высокоприбыльные. Для этого они могут быть профинансированы или рисковыми банками, или финансово-промышленными группами, компаниями, фирмами и даже отдельными меценатами. Без этого убыточные фирмы погибают — закрываются или скупаются более экономически мощными партнерами.
Нередко такого рода сферы создаются и удерживаются самими предпринимательскими структурами в расчете на то, что они станут в будущем могучим импульсом прогресса фирмы, покрывая временные их убытки за счет своих же высокоприбыльных отраслей. Аграрные и агропромышленные структуры довольно часто развивают убыточные животноводческие фермы, используя для этого часть доходов высокоприбыльных растениеводческих отраслей. Во многих случаях по такому же принципу содержится социальная сфера села.
Однако главная проблема производственных и рыночных отношений в количественном и стоимостном выражении состоит сейчас в уровнях и темпах катастрофического роста себестоимости, всех ее элементов как собственного их внутреннего воспроизводства, так и особенно покупных, стоимость которых формируется на рынке и не зависит от деятельности самого хозяина, т.е. непосредственно от уровня хозяйствования. Между тем тенденция к увеличению доли покупных ингредиентов в структуре себестоимости и цен товаров имеет очевидную тенденцию к росту, парализуя действие регулирующих хозяйственных факторов. Парадокс инфляции заключается в том, что номинальная стоимость затрат и цен в соответствии с темпами инфляции возрастает, а реальная — падает.
При спаде объемов товарного выпуска (стагфляция) недостающий кругооборот затрат приходится на все меньший объем товарной массы, удорожая каждую единицу товара или услуги. И, наоборот, если объем затрат сокращается или даже не увеличивается, а объем выпуска растет, себестоимость товара снижается, что характеризует прогрессивные сдвиги в нормально функционирующей экономике. Если и при увеличении объема совокупных затрат прирост производства идет опережающими темпами, эффективность растет. Именно этого в течение 1990-1999 гг. экономика Украины, в частности агропродовольственная, не имела. Наряду с действительной возникала и нарастала все большая доля «ложной стоимости», формируя своеобразную экономику «мыльного пузыря» с созданием в ней миллионеров-нищих (до 1996 г.).
И чем больше раскручивалась инфляционная спираль, чем больше наполнялся экономический оборот так называемыми деньгами и ценными бумагами, которые имели мизерную стоимостную основу или совсем ее не имели, как, например, приватизационные сертификаты, тем быстрее и больше рос номинальный уровень себестоимости, рыночной стоимости, цен и других стоимостных категорий, нагоняя с каждым воспроизводственным циклом номинальную сумму ВНП и НД с одновременным падением их реальной стоимости. При этом специфической особенностью формирования стоимостных категорий в процессе их инфляции является наращивание всех составных элементов затрат, начиная с первого воспроизводственного цикла, если ограниченность, или даже отсутствие оборотных и материальных средств у хозяина исключает возможность иметь соответствующий ресурсный запас по изначально стабильным ценам, которые непрерывно возрастают, нагоняя как «снежный ком» соответствующие объемы затрат по каждому элементу их структуры и в каждом очередном воспроизводственном цикле:
Как свидетельствуют расчеты, изменения в структуре затрат на производство сельскохозяйственной продукции в Украине за пять (1991-1995) лет произошли в таком направлении: 1) резко сократился удельный вес затрат на оплату труда с 36,4% (1991) до 14% (1995); 2) совокупные материальные затраты возросли соответственно с 46 до 67,4%, в том числе на нефтепродукты — с 2,4 до 11,7%, на электроэнергию — с 0,7 до 8,3%, на топливо — с 0,4 до 6%, оплата услуг и работ — с 4,5 до 13,8%; 3) из общей суммы затрат на покупные материальные ресурсы в 1991 г. приходилось всего 22,3, а в 1995 г. — 62,6%\ Эти процессы отнюдь не свидетельствуют о позитивном характере сдвигов. Наоборот, при определенном выше спаде производства сокращение величины и доли затрат на оплату труда привело к потере экономических интересов крестьян в эффективном хозяйствовании, и резкому падению интенсивности и производительности труда.
Вместе с тем рост материальных затрат произошел исключительно за счет инфляционного фактора, при остром дефиците и тенденции к сокращению покупок хозяйствами топливно-энергетических и материально-технических ресурсов, что сопровождалось грубым нарушением технологии, ухудшением качества работ, невыполнением их в оптимальные сроки. Отсюда падение урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животноводства. Резко снизилась доходность аграрных товаропроизводителей с одновременным разрушением производительных сил, производственной и социальной инфраструктуры села, что нанесло большой урон агропродовольственному прогрессу.
В данном случае сдвиги структуры производственных затрат в направлении сокращения живого и роста овеществленного труда ничего общего не имеют с закономерным явлением взаимозамены ресурсов, когда за счет введения новейших технологических систем, повышения количественных и качественных показателей фондо- и энерговооруженности растет производительность труда, высвобождается рабочая сила, т.е. овеществленный труд вытесняет живой, характеризуя прогрессивное развитие. Здесь как раз все происходит наоборот. Натуральные объемы производственных затрат в большинстве хозяйств искусственно сокращаются, а стоимостные бурно растут. Их структура качественно ухудшается, деформируется, превращаясь в непригодную для высокоэффективного хозяйствования. А созданные новые хозяйственные структуры, как уже отмечалось, вследствие отсутствия инвестиционных возможностей и новейших технологий преимущественно хозяйствуют пока что хуже старых.
Сокращение производства и рост себестоимости продукции требуют соответствующего повышения цен, чтобы поддерживать определенную норму прибыльности. Это происходило и происходит в системах так называемой затратной экономики. Но в реальной действительности каждого хозяйства варианты этих соотношений могут быть различными. Совокупные затраты и результаты определяются с показателями или (+), или (-), что соответственно корректирует уровень себестоимости. Ничего нового в этих проявлениях нет. Новизна заключается только в безумном приросте инфляционных затрат (‘, «, «‘ и т; д.), что отнюдь нельзя игнорировать в построении принципиально нового регулирующего механизма как государства, так и каждого хозяйства и всего рынка. И здесь главное не только и не столько в уровне и темпах роста себестоимости, сколько в уровне и темпах изменения рыночных цен, которые складываются не только под влиянием изменений в совокупных затратах и их структуре, но, и первую очередь, под влиянием реальных соотношений спроса и предложения на каждый отдельный товар.
В административной системе планового формирования цен в оптовые и закупочные цены закладывались расчетная норма издержек производства и обращения плюс норма прибыли, включая долю рентного дохода, которые должны были обеспечивать темпы расширенного воспроизводства и качественного обновления производства (это теоретически). Практически же в аграрной сфере это требование никогда не соблюдалось. Норматив рентабельности (прибыльности), как правило, искусственно занижался, делая всю конструкцию закупочной цены и хозяйственной доходности, включая возможности увеличения последней за счет бюджетных поступлений, ошибочной. Деформированные и нереальные с точки зрения обеспечения нормального воспроизводственного процесса и рыночного равновесия нормативы издержек и прибыльности превращали весь ценовой механизм формирования хозяйственных доходов в инструмент искусственного занижения реальных доходов крестьянских хозяйств, делая их инвестиционными донорами ВПК и других отраслей промышленности. Либерализация продовольственного рынка и цен в конкурентной среде также коренным образом меняет уровень и структуру цен на сельскохозяйственные продукты и сырье, а также на конечные продукты потребления, включая активную и далеко не всегда справедливую и честную внешнюю конкуренцию.
Вообще проблема цены является решающим фактором экономического регулирования. При помощи цен можно как раскрывать неограниченные пространства для стимулирования производства и торгового оборота, так и тормозить этот процесс или даже вообще прекращать воспроизводственные процессы. Цены вместе с налоговыми, бюджетными и кредитными рычагами являются наиболее мощным экономическим катализатором рыночного и государственного регулирования предпринимательских и бюджетных доходов, а отсюда и фондов потребления и накопления, возможностей инвестиционной и инновационной активности. Во всех экономически развитых странах с современной рыночной экономикой сложный регулирующий механизм развития охватывает процессы «свободного ценообразования» под действием соотношений рыночного спроса и предложения. Кроме того, активно используется система государственного законодательства, особенно относительно осуществления денежно-финансовой и банковско-кредитной, эмиссионной и курсовой политики, а там, где это необходимо, то и ценовой политики.
Государство, в частности, активно поддерживает при помощи ценового регулирования и квотирования объемов производства товаров уровень доходности фермерских хозяйств, ограничивает Уровни рыночных цен монополистов путем введения жесткого антимонопольного законодательства и т. п. Иначе говоря, никакой рыночной анархии в этом отношении не допускается ни в США, ни в странах ЕС, ни в Японии. Здесь функционирует четкий экономический механизм, который оптимизирует действие рыночных и государственных регуляторов.