Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Концентрация банковского капитала

Рубрика: Банковская система США

§ 15. На первый взгляд наличие Двадцати шести тысяч само­стоятельных банков как будто противоречит изложенной в XXVI главе теории финансового капитала, т. е. учению о господстве небольшого числа крупнейших капиталистов. Однако это не так. Юридическая са­мостоятельность банков еще не означает их экономической самостоя­тельности. Между тем именно в Америке мы имеем развитие самых разнообразных форм влияния крупных финансовых групп на юридически самостоятельные банковские (и промышленные) единицы. «Из несколь­ких десятков тысяч самостоятельных и независимых банковских единиц вырастает централизованная система небольшого числа банков, охва­тывающая своими щупальцами (филиалами) всю огромную территорию Соединенных штатов. Этот процесс концентрации еще не закон­чен, но направление его вполне ясно. Формы, в которых протекают концентрационные процессы, самые разнообразные: локальная (местная) концентрация, централизация банковских ресурсов в небольшом числе банков, слияние и поглощение, система корреспондентских связей, овладение контрольным пакетом акций, взаимное участие директоров в руководящих учреждениях банков, создание специальных обществ — держателей акций банков. Все эти пути и методы взаимно перепле­таются и ведут к одной цели» (Трахтенберг). Эта цель — есть господ­ство «финансовой олигархии» (знати).

Из приведенных выше данных мы видим, что две наименьшие по количеству группы банков — национальные и трест-компании — имеют наибольший удельный вес по депозитам, ссудам и инвестициям. Среди этих групп как раз и выделяется небольшое количество банков-гиган­тов, которые, подобно английским «Биг-Файв», «задают тон» всей банковой системе. К середине 1927 г. английские «Биг-Файв» по сумме капиталов и депозитов занимали 1, 2, 3, 6 и 7 места среди ста крупней­ших акционерных коммерческих банков мира, а три северо-американских банка (Гарантийная трест-компания, Национальный Сити-банк, Чэзовский национальный банк) занимали 4, 5 и 8 места в этом ми­ровом партере банков.

Наконец общеизвестно, что номинально-частная банковая фирма «И. И. Морган и накануне войны держала в своих руках предприя­тия с капиталом в 22у2 млрд. долл., что составляло /8 национального имущества Северо-американских соединенных штатов. Что означают тысячи мелких штатных сельских банков с их патриархальными пред­седателями в сравнении «с этой грандиозной мощью одного Моргана? Крупнейшие 20— 25 банков фактически господствуют над всей бай­ковой системой Северо-американских соединенных штатов. Но мощ­ный банковый капитал так тесно связан с промышленностью, что фактически нет никакой возможности провести демаркационную (погра­ничную) линию между банковым и промышленным капиталом. Нельзя сказать, например, является ли Морган королем банков или промыш­ленным или железнодорожным королем, Морган поспевает и здесь, и там… Итак, Соединенные штаты являются классической страной централизованной финансовой мощи. В руках нескольких узких групп находится власть над всем банковым аппаратом страны.

Этот мощный концентрационный процесс банкового капитала в Северо-американских соединенных штатах вызвал серьезные опасе­ния со стороны так называемого «общественного мнения» и для иссле­дования этого процесса, в целях законодательного его регулирования, правительством САСШ, так же как и позднее английским правитель­ством (о чем была речь в XXVII главе), был создан перед войной спе­циальный комитет. Этот комитет обследовал развитие концентрацион­ного процесса в банковом деле и установил широко практикуемую систему взаимного обмена ответственными должностями между банками, а также между промышленностью и банками, и осуществляемое в скры­той форме подчинение мелких банкиров крупным банкам.

На основе выводов этого комитета был издан так называемый «За­кон Клейтона», которым имелось в виду поставить препятствия кон­центрационному процессу и сохранить столь необходимую для капита­лизма конкуренцию между банками. Но все эти антиконцентрационные мероприятия оказались бессильными задержать присущий капитализму ход развития, и закон Клейтона остался мертвой буквой.

Он дал лишь ряд заданий юрисконсультам финансового капитала для изыскания путей обхода этого закона и эти окольные пути сращи­вания банков друг с другом и с промышленностью действительно были найдены. Финансовый капитал победил и в Америке так же как и в Англии, Франции и Германии.