Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Реализация денежно-кредитной политики. Операционные подходы

Рубрика: Денежно-кредитная политика

Федеральный резерв использует инструменты денежно-кредитной политики (операции на открытом рынке, дисконтное окно и резервные требования), чтобы регулировать предоставление резервов в соответствии со спросом на резервы. Действуя таким образом, можно влиять на котировки банковских резервов, а следовательно, и на ставку федеральных фондов.

ВООБЩЕ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕЗЕРВ может воспользоваться одним из двух основных подходов, для того чтобы влиять на резервы:

• Он может направить некоторое количество резервов, допуская изменения в спросе на резервы, чтобы оказать влияние на ставку федеральных фондов.

• Он может повлиять на цену резервов (ставку федеральных фондов), регулируя объём предоставляемых резервов, чтобы должным образом реагировать на любое изменение в спросе на резервы.

За эти годы Федеральный резерв использовал различные варианты этих основных подходов.

ОПЕРАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ

До октября 1979 года подход Федерального резервного банка к тому, как воздействовать на резервы заключался в том, чтобы добиться определённой «лёгкости» или «напряженности» на рынке резервов (то есть добиться повышения цены или, наоборот, доступности резервов). Мерилом этого является то, как меняется ставка федеральных фондов, а также то, что имеющиеся у банков резервы не могут удовлетворять запросы на требуемые резервы и они должны заимствовать их через дисконтное окно или, наоборот, избавляться от избыточных резервов. Хотя эти условия на рынке резервов создавались для того, чтобы выполнить определённые задачи в отношении денег и кредитов, Федеральный резервный банк первоначально также способствовал созданию необходимых предпосылок для денежной экспансии, предоставляя в необходимом объеме новые резервы, чтобы поддержать эту экспансию. Если бы ситуация на денежно-кредитном рынке постоянно шла вразрез с целями политики, то Федеральный резервный банк стал бы по-другому влиять на условия, существующие на резервных рынках, в зависимости от существующего спроса на резервы. Если, например, рост денежной массы и объёмов кредитования ниже желаемого уровня, то для облегчения данной ситуации Федеральный резерв увеличил бы собственные резервы, покупая ценные бумаги на свободном рынке. Это увеличение незаимствованных резервов понизило бы объем резервов, которые необходимы банкам, чтобы заимствовать резервы в учетном окне и уменьшить давление на них в отношении заимствования на рынке федеральных фондов. В результате процентные ставки на рынке федеральных фондов и на краткосрочных рынках, вообще говоря, имели бы тенденцию к падению. Если бы на денежном рынке была необходима дополнительная напряженность, Федеральный резерв уменьшил бы незаимствованные резервы, продавая ценные бумаги на открытом рынке, либо увеличивал бы резервы менее быстро, чем это было бы сделано в иных случаях. Подобные операции увеличили бы потребность заимствования в учетном окне, увеличили спрос на рынке федеральных фондов и подняли бы краткосрочные ставки.

Контроль за денежными средствами и кредитом при использовании этой процедуры опирается на способность оценить соотношение между состоянием денежного рынка, которое регулировало предоставление собственных резервов, и денежной массой, которой обладали бы потребители на обобществленных уровнях процентных ставок. Контроль также зависит от готовности Федерального резерва изменить относительную доступность резервов, и, следовательно, краткосрочных процентных ставок тогда, когда рост денег отклонялся бы от его желательной траектории. Поскольку в конце 1970-ых инфляция усилилась, Федеральный комитет открытого рынка (ФКОР) изменил свой подход к проведению операций на открытом рынке. С октября 1979 года он начал планировать количество резервов, и особенно, собственных резервов. Предопределенный целевой путь для незаимствованных резервов прописывался на основе задач для ФКОР по отношению к показателю M1, относящемуся к находящейся в обращении денежной массе. Если бы показатель M1 рос быстрее, чем это было предписано ФКОР, то реально требуемые резервы росли бы быстрее, чем собственные резервы; более быстрый рост требуемых резервов, в свою очередь, оказал бы возрастающее давление на ставку федеральных фондов и другие краткосрочные процентные ставки. В этом случае повышение процентных ставок уменьшило бы количество M1-депозитов, требуемых потребителями, и показатель M1 был бы возвращен на свою намеченную траекторию.

Позже, однако, комбинация из сокращения объема вмешательства в установление процентной ставки и финансовых инноваций разрушила исторические соотношения между показателем M1 и целями денежно-кредитной политики. В ответ на это, Федеральный резерв в конце 1982 года отошел от управления показателем M1 посредством ориентированного на резервы подхода и возвратился к тактике отработки кратковременных колебаний спроса на резервы, стараясь одновременно предотвратить влияние этих колебаний на ставки федеральных фондов. В то же самое время политические решения Федерального резерва стали намного больше зависеть от целого ряда экономических и финансовых переменных, включая показатель M2, а также других широко применяемых денежно-кредитных сводных показателей, которые оказались более тесно связанными друг с другом, чем показатель M1 и долгосрочные цели денежно-кредитной политики. Начиная с 1982 года ежедневные операции на открытом рынке были снова сориентированы больше на достижение конкретной степени нехватки или доступности рыночных резервов, чем на количество нереализованных резервов.

Вообще-то, вероятно, ни один подход к осуществлению денежно-кредитной политики не является полностью удовлетворительным для всех экономических и финансовых обстоятельств. Настоящий подход адаптировался в различные времена к различным условиям, таких как, например, необходимость противостоять инфляции, желание поощрить устойчивый экономический рост, неопределенности в связи с институционными изменениями и очевидными изменениями общественного мнения в отношении использования денег. Когда экономические и финансовые условия гарантируют жесткий контроль над денежно-кредитными сводными показателями, тогда акцент во многом может быть смещен на руководство операциями открытого рынка путем довольно строгого планирования резервов. При других обстоятельствах может потребоваться более гибкий подход к управлению резервами.