Начало и прекращение банковской деятельности
Рубрика: Регулирование деятельности банковОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ БАНКОВ
Качество банковского законодательства во многом определяется тем, как оно обеспечивает безопасность банков. Сам термин не следует воспринимать узко как систему мер, направленных на обеспечение безопасности банка посредством его защиты от посягательств на собственность (ограблений, хищений, стихийных бедствий и пр.). Эти факторы криминогенного свойства, техники обеспечения безопасности (охрана, сейфы, сигнализация и т.п.) составляют особую группу факторов, имеющих значение не только для банков, но и для всех прочих коммерческих (и не только коммерческих) структур. Однако их мы здесь не рассматриваем, для нас важно другое — раскрытие безопасности как системы экономических норм и инструментов, обеспечивающих защиту банков и интересов их клиентов. Следовательно, вопрос сводится к правилам, которые должны соблюдаться банками в процессе организации деятельности, а также к гарантиям, которые защищают вкладчиков от недееспособных кредитных учреждений. Система безопасности банка включает:
- правила учреждения и закрытия банка;
- регламентацию деятельности банка посредством установления определенных экономических нормативов;
- порядок отчетности и ее публикации в печати;
- процедуру контроля за деятельностью кредитных учреждений;
- систему предупреждения кризиса банка и его оздоровления;
- механизм, обеспечивающий защиту вкладов.
Начало и прекращение банковской деятельности. Основанием для начала деятельности банка является получение лицензии на осуществление банковских операций. Права и обязанности по выдаче лицензии на проведение банковских операций и их отзыву возложены на ЦБ РФ. Новый банк должен быть зарегистрирован в Книге государственной регистрации кредитных организаций, которую ведет Центральный банк РФ, и лишь затем вправе выполнять операции.
Лицензия на осуществление банковских операций учитывается в специальном реестре, который публикуется Центральным банком РФ в официальном издании — «Вестнике Банка России» не реже одного раза в год. В лицензии содержится информация и о том, какие банковские операции может выполнять данная кредитная организация. Такая лицензия выдается без ограничения срока ее действия.
Банковский закон, обеспечивая стабильность банковской системе, защищая интересы клиентов, дает возможность Центральному банку РФ предъявить к юридическим лицам, незаконно, без лицензии выполняющим банковские операции, иск:
1) о взыскании с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций;
2) о взыскании штрафа в двукратном размере данной суммы в федеральный бюджет;
3) о ликвидации данного юридического лица.
Если установлено, что противоправные действия по выполнению банковских операций совершают те или иные граждане, то в этом случае они несут соответствующую гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.
Юридические лица, претендующие на получение лицензии и государственную регистрацию, должны выполнять определенную процедуру: представить в ЦБ РФ конкретный перечень документов, соответствовать требованиям, устанавливаемым к руководству банком, его финансовому положению.
Для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций представляются следующие документы:
1) заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций;
2) учредительный договор, если его подписание предусмотрено федеральным законом;
3) устав;
4) протокол собрания учредителей о принятии устава и об утверждении кандидатур для назначения на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера:
5) свидетельство об уплате государственной пошлины;
6) копии свидетельств о государственной регистрации учредителей -юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждения органами Государственной налоговой службы Российской Федерации выполнения учредителями -юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года;
7) декларации о доходах учредителей — физических лиц, заверенные органами Государственной налоговой службы Российской Федерации, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых в уставный капитал кредитной организации;
8) анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера кредитной организации, заполняемые ими и содержащие сведения:
- о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования (с представлением копии диплома или заменяющего его Документа) и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования — опыта руководства таким подразделением не менее двух лет;
- о наличии (отсутствии) судимости (статья 14 Федерального закона «О банках и банковской деятельности «).
Полученные документы рассматриваются ЦБ РФ, решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии должно быть принято в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления перечисленных документов.
При положительном решении в трехдневный срок Центральный банк РФ уведомляет об этом учредителей кредитной организации, выдает им свидетельство о государственной регистрации, требует произвести в течение месяца оплату 100% ее объявленного уставного капитала. Деньги для оплаты уставного капитала перечисляются учредителями на корреспондентский счет кредитной организации в Центральном банке РФ (реквизиты этого счета указаны в уведомлении о государственной регистрации). Лицензия на проведение банковских операций выдается только при предъявлении документов о 100%-ной оплате объявленного уставного капитала.
ЦБ РФ может и отказать в государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций.
Отказ в государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций допускается только по следующим основаниям:
1) несоответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к предлагаемым кандидатам на должности руководителей исполнительных органов и (или) главного бухгалтера. Под несоответствием квалификационным требованиям, предъявляемым к указанным лицам, понимается:
- отсутствие у них высшего юридического или экономического образования и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанного с осуществлением банковских операций, либо опыта руководства таким подразделением не менее двух лет;
- наличие судимости за совершение преступлений против собственности, хозяйственных и должностных преступлений;
- совершение в течение года административного правонарушения в области торговли и финансов, установленного вступившим в законную силу постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
- наличие в течение последних двух лет фактов расторжения с указанными лицами трудового договора (контракта) по инициативе администрации по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 254 Кодекса законов о труде Российской Федерации;
2) неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации или невыполнение ими своих обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетом субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года;
3) несоответствие документов, поданных для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии, требованиям федеральных законов.
Решение об отказе в государственной регистрации и выдаче лицензии сообщается учредителям кредитной организации в письменной форме и должно быть мотивировано. Отказ в государственной регистрации и выдаче лицензии, непринятие ЦБ РФ в установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы в арбитражный суд.
Законодательство особо выделяет некоторые особенности государственной регистрации банка с иностранным участием и филиала иностранного банка. Они прежде всего связаны с требованием представления дополнительных документов. Помимо документов, перечисленных в статье 14, иностранное юридическое лицо представляет в ЦБ РФ:
а) сообщение о его решении участвовать в создании кредитного учреждения или открытии филиала на территории России;
б) документ, свидетельствующий о регистрации данного юридического лица, а также балансы за последние три года, заверенные аудиторской организацией;
в) письменное согласие контрольного органа страны его местопребывания на решение участвовать в российском рынке в форме организации соответствующего кредитного учреждения.
Если решение участвовать в создании кредитной организации исходит от физического лица, то оно должно представить подтверждение его платежеспособности от иностранного банка.
В отношении кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков Банк России вправе:
1) запретить увеличение их уставных капиталов за счет средств нерезидентов и на отчуждение акций (долей) в пользу нерезидентов (такой запрет выносится в том случае, если это приводит к превышению квоты участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации); квота, утверждаемая Государственной Думой РФ, определяется как отношение суммарного капитала иностранных участников в уставных капиталах кредитных организаций и капиталов филиалов иностранных банков к совокупному уставному капиталу кредитных организаций, зарегистрированных в России;
2) ограничить осуществление банковских операций (если в соответствующих странах в отношении банков с российскими инвестициями применяются ограничения в процессе их создания и деятельности);
3) ввести дополнительные требования к обязательным нормативам, порядку представления отчетности, утверждению состава руководства и перечня выполняемых банковских операций, минимальному размеру уставного капитала.
В интересах обеспечения безопасности банковской системы Банк России может отозвать ранее выданную лицензию как у российских банков, так и у филиалов иностранных банков. Это может произойти в случаях, фиксируемых в статье 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», а именно:
1) установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;
2) задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи;
3) установления фактов недостоверности отчетных данных:
4) осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных лицензией Банка России;
5) неисполнения требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном байке Российской Федерации (Банке России) «;
6) неудовлетворительного финансового положения кредитной организации, неисполнения ею своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами, являющегося основанием для подачи заявления о возбуждении в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации.
Отзыв лицензии на осуществление банковских операций по другим основаниям, кроме предусмотренных настоящим Федеральным законом, не допускается.
Сообщение об отзыве лицензии на осуществление банковских операций публикуется Банком России в официальном издании Банка России («Вестнике Банка России») в недельный срок со дня принятия соответствующего решения.
Банк России после отзыва лицензии у кредитной организации вправе обратиться в арбитражный суд с иском о ее ликвидации».